Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Глава 1. Теоретический анализ и роль политики мотивации персонала на предприятии).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ и роль политики мотивации персонала на предприятии
1.1. Сущность и назначение мотивации персонала
1.2. Роль политики мотивации персонала в управлении предприятием
Глава 2. Анализ мотивации персонала в ООО «Газпром трансгаз Самара»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Оценка системы мотивации ООО «Газпром трансгаз Самара»
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала
3.2. Расчет социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий
На сегодняшний день в обучении наблюдаются следующие тенденции:
- возрастает доля обязательного обучения (в связи с изменениями в законодательстве), которая влечет за собой снижение доли обучения по целевому и периодическому обучению, так как объемы финансирования по статье повышения квалификации работников остаются прежними;
- увеличиваются командировочные расходы (по статье повышения квалификации работников), из-за удорожания стоимости проезда и проживания (рисунок 9).
Несмотря на имеющиеся финансовые ограничения, Общество постоянно расширяет спектр возможностей обучения и развития персонала за счет современных средств обучения. Для рабочих проводится техническая учеба на местах, курсы целевого назначения с выездом преподавателей в филиалы, обучение смежным профессиям.
2013 2014 2015 2016 2017
Рисунок 9. Динамика расходов на обучение в 2013-2017 гг.
Инструментом оценки качества обучения персонала и их мотивации являются:
- видеоконференцсвязь, используемая как Учебно-производственным центром, так и производственными отделами для осуществления контроля качества технической учебы;
- плановые проверки выполнения работниками требований нормативных актов по производственной безопасности ООО «Газпром трансгаз Самара», осуществляемые внутренним аудитом системы управления ОТиПБ;
- ежегодные фестивали профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии», которые охватывают 19 основных профессий Общества;
- отраслевые конкурсы профессионального мастерства «Лучший машинист технологических компрессоров ПАО «Газпром», «Лучший машинист трубоукладчика ПАО «Газпром», «Лучший сварщик ПАО «Газпром», «Лучший специалист противокоррозионной защиты ПАО «Газпром»;
- конкурсы профессионального мастерства, проводимые Министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области;
- всероссийский конкурс специалистов неразрушающего контроля сварных соединений.
Выводы
ООО «Газпром трансгаз Самара» - предприятие с 70-летней историей и традициями. Оно осуществляет транспортировку 15% природного газа, добываемого на территории Российской Федерации, эксплуатируя 4 418 км магистральных газопроводов.
Выявлены проблемные области в управлении персоналом:
1) общее «старение» возрастного состава работников предприятия; текучесть кадров в среде молодых работников, для которых существующая на предприятии система оплаты труда с имеющимися надбавками и доплатами по стажевому принципу становится слабо мотивирующей для продолжения дальнейшей работы на предприятии;
2) необходимость увеличения доли обязательного обучения (в связи с изменениями в законодательстве) определенного количества персонала в рамках ограниченных финансовых возможностей.
Дана оценка системы мотивации персонала, которая находится в постоянном совершенствовании, при этом она подразделяется на направления материального и нематериального стимулирования. Выплаты различных надбавок, доплат и премий воспринимаются работниками как оплата за труд вне зависимости от размера их оклада. Факт же предоставления социальных благ персоналу сотрудники расценивают как проявление заботы, заинтересованности в них со стороны предприятия, которое обладает финансовой устойчивостью и высоким уровнем корпоративной культуры. Именно социальный пакет, предлагаемый Обществом, создает условия для привлечения и удержания персонала. Через использование механизмов материального стимулирования сотрудников Общество стремится создать условия для формирования у работников лояльного отношения к предприятию, мотивации к результативному труду и успешному выполнению поставленных задач.
Таким образом, для повышения эффективности системы мотивации персонала на предприятии необходимо усилить мотивационную составляющую молодых работников, что будет способствовать закреплению их на предприятии.
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию политики мотивации персонала ООО «Газпром трансгаз Самара»
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала
Для ООО «Газпром трансгаз Самара» наиболее актуальной задачей является совершенствование мотивации молодых сотрудников.
Рекомендуемые мероприятия:
1. Дистанционное обучение. В ПАО «Газпром» существуют программы дистанционного обучения, поэтому в ООО «Газпром трансгаз Самара», как дочерней организации, необходимо также внедрять их использование. Сотрудники могут обучаться не только с рабочего места, но и с личных компьютеров в удобное время по всем интересующим их тематикам.
2. Обучение на местах. При приеме молодого сотрудника с высшим образованием его не сразу ставят на инженерную должность, а для начала он принимается на место рабочего для более полного ознакомления с производственным процессом, с которым он будет работать далее. Но данная методика рождает такую проблему, как отсутствие опыта молодого сотрудника в качестве рабочего. Поэтому в ООО «Газпром трансгаз Самара» практикуется система наставничества. В качестве доработки по данному направлению можно предложить создание обучающих стендов, на котором изображен тот или иной технологический процесс, либо безопасность его производства. Таким образом, молодой сотрудник, в любое свободное время может ознакомиться с требуемой ему информацией.
3. Нематериальная стимуляция. Данное направление представлено реорганизацией Совета Молодежи в молодежную общественную организацию «Молодежная инициатива», которая объединяет молодых сотрудников в возрасте до 35 лет включительно и создан для привлечения молодых ученых и специалистов к активному участию в производственной, научной и общественной деятельности. Данное направление дает возможность самореализации молодежи и обучения в рамках организации. Молодежная организация способствует самоутверждению и развитию молодых работников, в рамках работы в организации молодые сотрудники решают задачи региональной политики предприятия, что формирует положительный имидж предприятия на территории региона присутствия, доказывая тот факт, что ООО «Газпром трансгаз Самара» социально-ориентированное предприятие.
Для обучения инженерно-технических работников необходимо использовать семинары, тренинги, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки как в учебных заведениях ООО «Газпром трансгаз Самара», так и в местных учебных заведениях.
Данные меры позволят увеличить долю обученных работников с 1 732 человек в 2017 г. (36 % работников) и до 3 816 человек в 2020 г. (76% работников) и снизить стоимость обучения в пересчете на одного обученного работника. Таким образом, намечающаяся в будущем проблема постоянного увеличения доли обязательного обучения персонала в рамках ограниченных финансовых возможностей позволит предприятию пересмотреть подходы к способам обучения и развития персонала за счет современных средств обучения.
Использование современных средств обучения – видеоконференцсвязь, доступность интересующих программ дистанционного обучения в любое время создают привлекательность для персонала Общества, а особенно для современной молодёжи, которая очень активно пользуется имеющимися в мире интернет-технологиями.
Наряду с повышением квалификации на предприятии необходимо также осуществлять мероприятия по планированию деловой карьеры сотрудников, то есть управлению их развитием. В связи с изменением экономических условий, производственных процессов любой организации, в том числе и ООО «Газпром трансгаз Самара», постоянно нужны специалисты, понимающие современные тенденции и способные своевременно применять новшества в своей работе. современных условиях технического прогресса и конкурентного рынка развитие персонала – это уже не просто средство мотивации и инструмент управления персоналом, это механизм роста эффективности производства. В решении проблем профессионального развития персонала руководство Общества понимает важность создания целой системы профессионального развития и карьерного роста работников для получения особых результатов.
3.2. Расчет социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Проведем анализ затрат на совершенствование системы мотивации персонала ООО «Газпром трансгаз Самара» (таблица 2)
Таблица 2
Затраты совершенствование системы мотивации персонала ООО «Газпром Трансгаз Самара»
Статья затрат |
Сумма, млн. руб. |
Информационное обеспечение программа |
25 |
Привлечение временных специалистов для реализации мероприятия (эксперт в области информационных технологии и менеджер по управлению персоналом) |
37 |
Итого |
62 |
По результатам анализа введения подобных мероприятий на предприятии можно сделать прогноз, что реализация данного мероприятия приведет к росту объема прибыли на 0,3%. В 2017 г. в ООО «Газпром Трансгаз Самара» прибыль составила 39 935 млн. руб., следовательно, в результате мероприятия можно ожидать его роста на 119,8 млн. руб.
Таким образом, экономический эффект составит:
Э = 119,8 - 62 = 57 800 тыс. руб.
Срок окупаемости мероприятия составит:
Т = 62 / 57,8 = 1,07 года.
То есть, срок окупаемости мероприятия составит примерно 13 месяцев.
Выводы
Конечный успех деятельности предприятия зависит от способности ее кадрового потенциала выполнять свои текущие обязанности и адекватно приспосабливаться к новым условиям, поэтому обучение работников является неотъемлемой частью стратегии предприятия.
Предложены мероприятия по дополнительной мотивации молодых сотрудников предприятия. Возможность обучения для многих работников Общества является мотивирующим фактором. Профессиональное обучение высоко ценится как кандидатами при приёме на работу, так и опытными работниками предприятия, поскольку оно способствует интеллектуальному развитию человека, позволяет ему расширить круг общения и укрепить уверенность в себе.
Для обучения инженерно-технических работников необходимо использовать семинары, тренинги, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки как в учебных заведениях ООО «Газпром трансгаз Самара», так и в местных учебных заведениях. Поскольку в ПАО «Газпром» существуют программы дистанционного обучения, необходимо внедрять их использование. Сотрудники могут обучаться не только с рабочего места, но и с личных компьютеров в удобное время по всем интересующим их тематикам.
Данные меры позволят увеличить долю обученных работников с 1 732 человек в 2017 г. (36 % работников) и до 3 816 человек в 2020 г. (76% работников) и снизить стоимость обучения в пересчете на одного обученного работника.
По результатам анализа введения подобных мероприятий на предприятии можно сделать прогноз, что реализация данного мероприятия приведет к росту объема прибыли на 0,3%. В 2017 г. в ООО «Газпром Трансгаз Самара» прибыль составила 39 935 млн. руб., следовательно, в результате мероприятия можно ожидать его роста на 119,8 млн. руб. При этом, экономический эффект составит 57,8 млн.руб. при сроке окупаемости мероприятия примерно 13 месяцев.
Заключение
Мотивация персонала – эффективная функция управления, которая при умелом ее использовании ведет к повышению производительности труда. Мотивация занимает одно из главных мест в системе управления персоналом. Управление мотивацией определяют как движущую силу человеческого поведения. Мотивация как функция системы управления персоналом реализуется при помощи определенной системы стимулов. Управление персоналом (мотивация и стимулирование) работников только лишь при помощи денег – не самый действенный и тем более далеко не единственный способ повысить их эффективность.
Мотивация персонала исключительно деньгами может привести к тому, что в организации останутся только те сотрудники, для кого деньги превыше всего. Но на практике такие работники непродуктивны и нелояльны. В связи с этим исследование системы мотивации персонала, оперативное и эффективное управление ею являются залогом благополучия организации в будущем. Исследование и дальнейшее повышение уровня мотивации персонала – важное направление развития организации. Чем выше уровень мотивации сотрудников организации, тем эффективнее они трудятся, а значит, и компания способна получать более высокие доходы.