Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Глава 1. Теоретический анализ и роль политики мотивации персонала на предприятии).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ и роль политики мотивации персонала на предприятии
1.1. Сущность и назначение мотивации персонала
1.2. Роль политики мотивации персонала в управлении предприятием
Глава 2. Анализ мотивации персонала в ООО «Газпром трансгаз Самара»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Оценка системы мотивации ООО «Газпром трансгаз Самара»
3.1. Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала
3.2. Расчет социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Уровень мотивации персонала можно отслеживать посредством специальных тестов. Хотя большая часть руководителей даже не имеют малейшего представления о существующем в их организациях уровне мотивации персонала. Но только при осознанном понимании всей глубины и серьезности проблемы возможен поиск путей к ее решению[21].
Для формирования и эффективной работы системы мотивации важно регулярно исследовать и оценивать уровень мотивации персонала и применять необходимые методы управления. Основным фактором, оказывающим влияние на ощущение руководителя, являются результаты труда сотрудника. Однако в расчет всегда включается и стремление сотрудника приносить пользу, его мотивация.
Механизм управления системой мотивации персонала заключается в том, что мотивация и стимулирование как методы управления персоналом противоположны. И если мотивация направлена на изменение существующего положения: то стимулирование – на его закрепление, но при этом оба метода успешно дополняют друг друга. Управление мотивацией персонала в компании – гибкий инструмент общей системы управления. Методы мотивации должны меняться в соответствии с этапами ее формирования, внедрения и работы.
1.2. Роль политики мотивации персонала в управлении предприятием
В управлении предприятием политика мотивации персонала играет важную роль, потому что именно от ее функционирования зависит результат работы каждого сотрудника и предприятия в целом. С позиции управления предприятием, политика мотивации персонала – это комплекс мер, способный побудить сотрудников к деятельности, направленной на достижение целей организации. Эффективное управление предприятием невозможно без организованной и налаженной системы мотивации персонала[22].
В каждом конкретном случае формирование системы мотивации персонала должно происходить с учетом специфики производственной деятельности компании, ее стратегических целей, этапа развития, особенностей кадрового состава. Под такими особенностями нужно понимать, например, специфику профессиональной деятельности, возраст, стаж работы в компании, уровень должностной иерархии сотрудников и личные потребности каждого из них.
Прежде всего, система мотивации персонала должна формироваться с учетом стратегических целей, актуальных для данного этапа развития компании. В соответствии с ними должна быть разработана и система целей для каждого подразделения. После того, как формирование системы мотивации персонала будет завершено, необходим перманентный контроль и анализ ее эффективности, позволяющий своевременно вносить необходимые корректировки.
Стратегические цели компании представляют собой совокупность задач, которые должны быть решены в различных направлениях деятельности предприятия: финансовом, производственном, организационном, маркетинговом, сбытовом. Эти цели, взятые за основу, используются для разработки системы целей более низкого уровня в каждом подразделении компании. Они, также как и ключевые показатели результативности системы мотивации персонала, будут разными для каждого подразделения.
Формирование системы мотивации имеет своей целью определение ключевых показатели результативности или эффективности трудовой деятельности сотрудников.
После того, как они определены, останется только решить, какие стимулы будут использоваться для материальной и нематериальной мотивации и каково должно быть их соотношение, чтобы их стимулирующее воздействие на персонал было оптимально.
Эти стимулы с течением времени могут меняться, как и может меняться их соотношение, одни усиливаться, другим предается меньшее значение, это зависит от изменений коллектива, прихода новых сотрудников и изменений целей организаций[23].
Динамично развивающаяся компания вносит изменения и в систему мотивации персонала, так как система мотивации является неотъемлемой частью комплексной системы управления предприятием. От организации системы мотивации персонала зависит результат управления предприятием и, как следствие его производственные показатели и финансовые результаты. От организации системы мотивации зависит успех или провал кадровой политики предприятия в целом, так как трудовые ресурсы, являются одним из основных ресурсов предприятия. Правильно выстроенная система управления, в состав которой входит система мотивации, поможет достичь поставленных целей[24].
Управление системой мотивации персонала осуществляется посредством общих методов и методик менеджмента – административных, экономических, психологических, социальных, позволяющих воздействовать как на мотивы, так и на стимулы, использовать те из них, которые будут эффективны в максимальной степени.
Управляющему воздействию может подвергаться структура системы мотивации персонала, состав мотивов и стимулов, организационные ценности компании и основные ценности сотрудников, порядок функционирования системы. Важный инструмент управления – информация. Сотрудники должны получать необходимый объем информации, чтобы иметь четкое представление о системе мотивации и ключевых показателях эффективной работы. А руководство компании, осуществляя обратную связь, должно оперативно получать информацию о мотивационной структуре сотрудников, чтобы своевременно принимать управленческие решения[25].
Вне зависимости от того, насколько эффективна система мотивации персонала компании сегодня, она нуждается в постоянной корректировке и совершенствовании хотя бы только потому, что рыночная ситуация постоянно меняется, меняются экономические, политические, социальные условия деятельности компании.
Исследования консалтинговых компаний показывают, что для сотрудников российских предприятий самое важное мотивирующее значение имеет монетизация их труда, то есть основным стимулом для них является заработная плата и та ее переменная часть, которая зависит от того, насколько эффективно человек работает. Но при этом как при низком, так и при высоком уровне оплаты труда мотивация может падать. Оптимальным является такой уровень оплаты труда, который соответствует уровню ответственности и выполняемым объемам работы, достаточный для того, чтобы удержать работника от перехода к конкурентам.
Совершенствование системы мотивации персонала должно происходить с учетом действительных потребностей сотрудников компании[26].
Так, опросы показывают, что почти треть работающих россиян предпочитают такой способ поощрения, как гибкий график работы, предоставление дополнительного выходного дня или возможность, при необходимости, покидать рабочее место раньше, чем это установлено трудовым распорядком.
Большое мотивирующее значение имеют комфортабельные условия работы, публичное признание трудовых заслуг, поддержка и помощь руководства в решении личных проблем, возможность удаленной работы. Большинство из этих мотивирующих факторов являются нематериальными и не требуют от компании каких-то финансовых вложений и затрат. Поэтому целесообразно использовать их в системе мотивации персонала, чтобы повысить ее эффективность, особенно в условиях непростой экономической ситуации.
То, насколько эффективна система мотивации персонала в компании, можно судить по количественным показателям, таким как, низкая текучесть кадров, высокая производительность труда и результативность, рисунок 5[27].
Рисунок 5. Признаки эффективной системы мотивации
При наличии этих признаков, можно с уверенностью говорить о том, что система мотивации персонала в компании сформирована и действует с высокой степенью эффективности.
Мотивация персонала – эффективная функция управления, которая при умелом ее использовании ведет к повышению производительности труда. Мотивация занимает одно из главных мест в системе управления персоналом. Управление мотивацией определяют как движущую силу человеческого поведения. Мотивация как функция системы управления персоналом реализуется при помощи определенной системы стимулов. Управление персоналом (мотивация и стимулирование) работников только лишь при помощи денег – не самый действенный и тем более далеко не единственный способ повысить их эффективность.
Мотивация персонала исключительно деньгами может привести к тому, что в организации останутся только те сотрудники, для кого деньги превыше всего. Но на практике такие работники непродуктивны и нелояльны. В связи с этим исследование системы мотивации персонала, оперативное и эффективное управление ею являются залогом благополучия организации в будущем. Исследование и дальнейшее повышение уровня мотивации персонала – важное направление развития организации. Чем выше уровень мотивации сотрудников организации, тем эффективнее они трудятся, а значит, и компания способна получать более высокие доходы.
Глава 2. Анализ мотивации персонала в ООО «Газпром трансгаз Самара»
2.1. Общая характеристика предприятия
ООО «Газпром трансгаз Самара» - предприятие с 70-летней историей и традициями. Оно осуществляет транспортировку 15% природного газа, добываемого на территории Российской Федерации, эксплуатируя 4418 км магистральных газопроводов. Эти показатели достигаются благодаря деятельности 18 филиалов, входящих в структуру ООО «Газпром трансгаз Самара». Наряду с этим Общество занимается реализацией газа метана в качестве автомобильного моторного топлива.
Рассмотрим технико-экономические показатели ООО «Газпром трансгаз Самара».
Таблица 1
Технико-экономические показатели
ООО «Газпром трансгаз Самара»
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение 2016/ 2015 |
Отклонение 2017/ 2016 |
Выручка, млн.руб. |
2 560 |
3 359 |
4 853 |
131,21 |
144,48 |
Себестоимость, млн.руб. |
2 354 |
2 493 |
3 082 |
105,90 |
123,63 |
Валовая прибыль, млн.руб. |
205 |
865 |
1 770 |
421,95 |
204,62 |
Коммерческие расходы, млн.руб. |
14 |
20 |
46 |
142,86 |
230,00 |
Прибыль, млн.руб. |
190 |
546 |
607 |
287,37 |
111,17 |
Чистая прибыль, млн.руб. |
318,8 |
476,4 |
550,8 |
149,44 |
115,62 |
По данным таблицы можно судить о том, что выручка от реализации услуг в 2017 г. возросла на 44,5%, при темпах роста выручки от реализации услуг опережают темпы роста себестоимость работ, что обеспечило темп роста прибыли от услуг более чем вдвое. Прирост прибыли от реализации услуг ООО «Газпром трансгаз Самара» составил 905 млн.руб., прирост чистой прибыли составил 818 млн.руб., то есть темпы её роста опережают темпы роста прибыли от услуг, что обусловлено ростом прочих доходов.
В Обществе трудится более 5 000 человек. Состав персонала на 31.12.2017 представлен на рисунке 6.
Рисунок 6. Структура персонала
ООО «Газпром трансгаз Самара»
Доля инженерно-технических работников от общей численности сотрудников составляет 42%. Данные показатели свидетельствуют, прежде всего, о высокой технологичности производственных процессов, уровне их автоматизации, а также о сложности эксплуатируемого оборудования. Рассматривая показатели движения персонала ООО «Газпром трансгаз Самара», можно с уверенностью сказать, что стабильность трудового коллектива Общества за последние 5 лет улучшилась, текучесть кадров снизилась на 0,8%.