Файл: Анализ и оценка средств реализации объектно-ориентированного подхода к проектированию экономической информационной системы (1 Теоретические основы экономических информационных систем (ЭИС).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы экономических информационных систем (ЭИС)
1.1 Сущность и роль информационных систем в управлении предприятием
Системные и инструментальные средства:
1.2 Факторы эффективного функционирования информационных систем управления
Сообразно ступени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления выделяют автоматизированную отделку инфы на складе применения средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления, информационную технологию помощи принятия решений, которые предугадывают внедрение экономико-математических способов, моделей и предназначенных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования мониторингов, составления бизнес-намерений, аргументированных оценок и выводов сообразно изучаемым действиям. К предоставленной классификационной группе относятся еще организация электрического кабинета как программно-аппаратного ансамбля для автоматизации и решения офисных задач, а еще экспертная помощь, базирующаяся на применении экспертных баз познаний определенной предметной области.
Сообразно классам реализуемых научно-технических операций ИТ рассматриваются в согласовании с решением задач прикладного нрава и наличествующим прикладным программным снабжением, таковым, как текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами этих, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.
Сообразно виду пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии разделяются в зависимости от способностей доступа юзера к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответственной используемой на финансовом объекте автоматизированной информационной технологии. Пакетная информационная разработка никак не дает способности юзеру воздействовать на отделку этих, в то время как диалоговая разработка дозволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, действенно получая информацию для принятия управленческих решений.
Интерфейс сетный автоматизированной информационной технологии дает юзеру телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.
Рисунок 1.2 - Структура информационной технологии
Структура информационной технологии - это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов, объединенных в две большие группы: опорную технологию и базу знаний.
Модели предметной области - совокупность описаний, обеспечивающие взаимопонимание между пользователями: специалистами предприятия и разработчиками.
Опорная технология - совокупность аппаратных средств автоматизации, системного и инструментального программного обеспечения, на основе которых реализуются подсистемы хранения и переработки информации.
База знаний представляет собой совокупность знаний, хранящихся в памяти ЭВМ. Базы знаний можно разделить на интенсиональную (т.е. знания о чем-то "вообще") и экстенсиональную, (т.е. знания о чем-то "конкретно"). В интенсиональной базе хранятся оболочки, а в экстенсиональной хранятся оболочки с запоминанием, которые носят название баз данных. Иными словами, база знаний представляет отображение предметной области. Она включает в себя базу данных (директивная информация - плановые задания, научно-техническая информация, учетно-производственная информация, вспомогательная информация, отражающие режимы работы подразделений предприятия).
Системные и инструментальные средства:
а) Аппаратные средства;
б) Системное ПО (ОС, СУБД);
в) Инструментальное ПО (алгоритмические языки, системы программирования, языки спецификаций, технология программирования);
г) Комплектация узлов хранения и переработки информации.
Результатом технологических описаний является совокупность реализуемых в системе информационно-технологических процессов.
3. Взаимодействие с внешней средой - взаимодействие информационной технологии с объектами управления, взаимодействующими предприятиями и системами, наукой, промышленностью программных и технических средств автоматизации.
4. Целостность - информационная технология является целостной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов.
5. Реализация во времени - обеспечение динамичности развития информационной технологии, ее модификация, изменение структуры, включение новых компонентов. [2]
Информационная технология является основной составляющей информационной системы организационного управления, непосредственно связана с особенностями функционирования предприятия или организации.
Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами:
- областью функционирования предприятия или организации;
- типом предприятия или организации;
- производственно-хозяйственной или иной деятельностью;
- принятой моделью управления организацией или предприятием;
- новыми задачами в управлении;
- существующей информационной инфраструктурой и т. д.
Основополагающим фактором для построения информационной технологии с привязкой ее к принятой модели управления и существующей информационной инфраструктуре является область функционирования экономического объекта, в соответствии с которой организации можно разделить на группы, представленные в таблице 1.1.
На формирование технологии обработки информации оказывает влияние тип организации. В организациях различного типа в зависимости от требований к решению задач управления экономическим объектом формируется технологический процесс обработки информации. При внедрении информационных систем организационного управления и технологий основными критериями являются также величина организации и область ее функционирования. С учетом этих критериев делается выбор программно-аппаратного обеспечения информационной технологии решения конкретных функциональных задач, на основе которых принимаются соответствующие управленческие решения. [29, с. 123].
Организации (предприятия) можно разделить на три группы — малые, средние и большие (крупные).
Таблица 1.1 - Типы предприятий и организаций
Область функционирования предприятия или организации |
Тип предприятия или организации в соответствии с производственно-хозяйственной или иной деятельностью |
1 |
2 |
Органы власти |
Местные Региональные Федеральные |
Государственные службы |
Налоговые органы Органы социального обеспечения Таможенные службы Государственные нотариальные конторы Арбитражные органы и другие |
Не государственные учреждения |
Здравоохранение Образовательные учреждения |
Сфера услуг |
Банки Коммерческие страховые органы Клиринговые учреждения Торгово-посреднические фирмы Туризм Консалтинговые фирмы Лизинговые компании Рекламные агентства Аудиторские фирмы и другие |
Транспортная система |
Железнодорожный транспорт Автомобильный транспорт Водный транспорт Воздушный транспорт Трубопроводный транспорт |
Предприятия связи |
Объединенные Специализированные |
Производственные предприятия, которые классифицируются по следующим признакам |
Отраслевая и предметная специализация предприятий и организаций Административно-хозяйственная принадлежность предприятия Структура производства Мощность производственного потенциала Тип производства Тип хозяйственных объединений предприятий |
На малых предприятиях различных сфер деятельности информационные технологии, как правило, связаны с решением задач бухгалтерского учета, накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов, созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями. Персонал малых предприятий работает в среде локальных вычислительных сетей различной топологии с организацией автоматизированного банка данных для концентрации информационных ресурсов предприятия. [4]
Индивидуальные приложения и функциональная информация специалистов малого предприятия локализуются на уровне автоматизированных рабочих мест (рабочих станций) локальной вычислительной сети, а автоматизированный банк данных используется для эффективной информационной поддержки работы верхнего звена управления. Поэтому на малых предприятиях наиболее целесообразна организация комбинированной информационной технологии, которая сочетает в себе распределенную обработку данных с централизацией информационных ресурсов в автоматизированном банке данных.
В качестве центральной вычислительной системы, реализуемой для организации автоматизированного банка данных, используются UNIX-сервер, мэйнфрейм или суперкомпьютер. [5]
Комбинированная сетевая организация автоматизированной информационной технологии имеет следующие преимущества:
- экономия эксплуатационных расходов;
- возможность эффективной реализации архитектуры «клиент-сервер»;
- высокая адаптивность к требованиям пользователей за счет широкого
спектра вариантов сочетания аппаратных и программных средств и т. д.
Однако концентрация системы вокруг единственного сервера не всегда является лучшим решением, так как существуют жесткие ограничения на количество клиентов, подключенных к серверу. Повышение количества покупателей приводит к замедлению реакции системы. Не считая такого, в передовых критериях функционирования компании либо организации для выработки рационального управленческого решения нужно централизованно улаживать неоднозначные задачки, начиная с обычных бизнес-прибавлений вида программ бухгалтерского учета и завершая задачками оценки платного зарубка с внедрением систем искусственного происхождения разума. Практика указывает, будто перемешивать целый диапазон схожих задач в одном компе неэффективно, а пробы обойти отмеченные лимитирования из-за счет наращивания вычислительной силы центрального сервера приводят к внезапному увеличению денежных издержек. Потому схожее сочетанное возведение автоматизированной информационной технологии и организация локальной вычислительной козни с одним информационным узлом сосредоточении полностью себя выгораживают лишь при реализации на небольших предприятиях. [13, с. 100].
В средних организациях (предприятиях) огромное смысл для управленческого звена играют функционирование электрического документооборота и топопривязка его к определенным бизнес-действиям. Для организаций (компаний, компаний) отличительны продолжение кружка решаемых многофункциональных задач, связанных с деловитостью компании, организация автоматизированных хранилищ и архивов инфы, которые разрешают копить бумаги в разных форматах, подразумевают присутствие их структуризации, способностей розыска, охраны инфы от несанкционированного доступа и т. д. Производится наращивание возможностей различных форм организации хранения и использования данных: разграничение доступа, расширение средств поиска, иерархия хранения, классификации и т. д. [11]
Для исключения узких мест в организации информационной технологии средних предприятий используется несколько серверов в различных функциональных подразделениях предприятия. Так, локально-вычислительная сеть средних предприятий представляет собой двухуровневую вычислительную сеть, на верхнем уровне которой организована коммуникационная среда для обмена информацией между локальными серверами, а на нижнем уровне — подключение локальных вычислительных сетей различной топологии каждого функционального подразделения к локальному серверу для обеспечения пользователям взаимного обмена информацией и доступа к корпоративным ресурсам.
В крупных организациях (предприятиях) информационная технология строится на базе современного программно-аппаратного комплекса, включающего телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент-сервер», применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей. Корпоративная информационная технология крупного предприятия имеет, как правило, трехуровневую иерархическую структуру, организованную в соответствии со структурой территориально разобщенных подразделений предприятия: центральный сервер системы устанавливается в центральном офисе, локальные серверы — в подразделениях и филиалах, станции клиентов, организованные в локальные вычислительные сети структурного подразделения, филиала или отделения — у персонала компании [29,с. 30].
1.2 Факторы эффективного функционирования информационных систем управления
Сложность управления современным предприятием привела к замене простого руководства системами управления. Сложность управления предприятиями обусловлена многими причинами. Главные из них: большое количество элементов системы и высокая степень их взаимосвязанности в процессе производственно-хозяйственной деятельности, неопределенность результатов выполнения многих процессов и т. д. Существенно, что объектами и субъектами управления на предприятии являются люди, а регулирование человеческого поведения не столь очевидно и прямолинейно. Сложности возникают еще и потому, что предприятия постоянно изменяются, развиваются как системы (являются самоорганизующимися системами), что в задачи управления ими входит и проектирование, и управление процессами этого изменения и развития. [29, с. 98].