Файл: Анализ и оценка средств реализации объектно-ориентированного подхода к проектированию экономической информационной системы (1 Теоретические основы экономических информационных систем (ЭИС).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы экономических информационных систем (ЭИС)
1.1 Сущность и роль информационных систем в управлении предприятием
Системные и инструментальные средства:
1.2 Факторы эффективного функционирования информационных систем управления
Создание и внедрение на предприятии автоматизированной системы информационным процессам, их организации, проектированию, подготовке и выполнению уделяется такое же внимание, как и производственным. В структуре управления предприятием возникает специализированное подразделение информатизации предприятия. Это подразделение ответственно за упорядочение, регламентацию и непосредственное выполнение информационных процессов на предприятии.
Целью внедрения АСУП является совершенствование системы потоков информации (как материальной основы всей системы управления) па предприятиях, системы выработки и принятия перспективных и оперативных решений. АСУП, вследствие многократного ускорения движения и переработки информации, позволяет значительно сократить запаздывание между отклонениями от нормального, запланированного хода производства с одной стороны принятием решений — с другой; появляется возможность видеть «температурный листок» предприятия, скорее обнаруживать возникающие или возможные сбои и своевременно их предупреждать или ликвидировать. АСУП позволяет решать и такие задачи, прежде не решавшиеся из-за трудоемкости, времени и затрат, как оптимальное перспективное и оперативное планирование производства, оперативное распределение и использование ресурсов. По-новому организуется и работа управляющего аппарата. Менеджер становится неотъемлемым звеном в человеко-машинной системе управления, какой является АСУП, труд его более четко проектируется, планируется, регламентируется, контролируется.
Значительные конфигурации испытывает организация фактически информационных функций в управлении. В АСУП с помощью современных технических средств реализуются процессы, характерные для информационных систем: фиксация инфы о происходящих деяниях производственно-семейней деловитости, отражение состояния и динамики предоставленной деловитости в т. н. базовых массивах, выполняющих функцию информационной модели фирмы. Информационная модель фирмы с помощью программного аппарата математического обеспечения АСУП позволяет приобретать различные систематизированные данные обо всех шагах производственно-семейней деловитости. Информационная модель поставляет еще исходные данные при решении задач денежного прогнозирования и планирования [13, с. 123].
Воплощение в АСУП только функций документооборота значительно убавляет документооборот на затеи, истребляя разные промежуточные бумаги, введенные, как верховодило, для рационализации обыденных ручных форм документооборота, приводит к увеличению искренности и оперативности сведений, готовит лучше культуру производства и управления на затеи. Наибольшего денежного итога выходит достигнуть с решением на затеи задач прогнозирования и в индивидуальности оптимального планирования производства. Своевременное предвестие потенциальных сбоев в производстве (к образцу, вследствие некомплектности поставок которые были применены или производства заготовок) позволяет брать меры соответственно ликвидации этих сбоев или их итогов. [15]
Мнение задач оптимального подбора бизнес-программ фирмы и распределения их соответственно периодам позволяют значительно приумножить рентабельность производства. Мнение задач оптимального календарного планирования производства, оптимального распределения материальных и трудовых ресурсов для выполнения дел способствует улучшению фондоотдачи, загрузки оборудования, внедрения ресурсов.
Принципиально «внемашинными» документами в АСУП остаются:
1) первичные документы, в которых фиксируются непосредственно
результаты выполнения процессов производственно-хозяйственной
деятельности;
2) предписания технологического и организующего характера
(функционально-технологические и нормативные документы), вырабатываемые человеком;
3) выходные документы и данные, выводимые из памяти ЭВМ на различные печатающие или индикационные устройства.
Остальная (промежуточная) информация, занимавшая большое место в традиционных системах управления, становится чисто «внутримашинным» делом.
В автоматизированной системе управления предприятием выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы, функциональные подсистемы непосредственно выполняют функции управления производственно-хозяйственной деятельностью. Такими функциями являются, например, конструкторско-технологическая подготовка производства; технологическая подготовка производства; снабжение, комплектация, складирование; производство (основное и вспомогательное), сбыт, реализация продукции; финансовые операции и бухгалтерский учет; экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности; учет кадров. В зависимости от сложности управления той или иной функцией, ее выполнения в автоматизированной системе управления предприятием и выделяется та или иная подсистема, например, подсистема технологической подготовки производства или оперативного планирования и диспетчеризации основного производства. [11]
Обеспечивающие подсистемы выполняют собственно информационные процессы в АСУП и ответственны за их подготовку и организацию. Чаще всего выделяют подсистемы математического, программного, технического, информационного и организационного обеспечения. В математическое обеспечение включают модели, методы и алгоритмы, их обоснования решения задач и выполнения информационных процессов в АСУП. Программное обеспечение — это комплекс программ и инструкций к ним для решения на ЭВМ задач. Техническое обеспечение включает технику автоматизации и механизации выполнения информационных процессов в АСУ, а также инструкции по их эксплуатации и обеспечению надежного функционирования. Информационное обеспечение регламентирует потоки и подготовку информации и организацию выполнения информационных процессов в АСУП. Организационное обеспечение регламентирует действие каждого работника управления, каждого рабочего по отношению к системе информации и всей схеме принятия решений в АСУП. Программное обеспечение разделяют на специальное и общее. Специальное программное обеспечение нацелено на получение документов и сведений производственно-хозяйственного значения. Общее программное обеспечение включает программы, предназначенные для преобразования данных (сортировка, группировка, слияние) безотносительно к их содержанию. Чем выше уровень общего программного обеспечения, тем быстрее и легче, при прочих равных условиях, строится специальное программное обеспечение. [13, с. 145].
1.3 Основные виды информационных систем и их пользователи
Невозможно рассматривать информацию, которую производят информационые системы, вне связи с ее источниками и потребителями (пользователями).
В сфере экономического менеджмента с информационными системами работают две категории специалистов: управляющие конечные пользователи и специалисты по обработке данных. Круг знаний, которыми оперируют в повседневной деятельности эти две категории, не может быть одинаковым. В процессе формулирования и совместного обсуждения требований к ИСМ используются довольно простые, "прозрачные" понятия круг понятий быстро расширяется, усложняется и требует специального образования по информационным системам.
Конечный пользователь - это тот, кто использует информационную систему или информацию, которую она выпускает. Это определение не распространяется на специалистов по автоматизированной обработке данных (инженеров-си ситемоаналитиков, инженеров-проектировщиков, программистов), которые профессионально анализируют, проектируют и разрабатывают систему.
Круг конечных пользователей весьма разнообразен. По способам использования оборудования ИС различают два типа конечных пользователей: непосредственный конечный пользователь, который в ручном режиме прямо взаимодействует с оборудованием ИС, и непрямой конечный пользователь, который лишь использует информацию, получая ее от ИС, но, не контактируя с её оборудованием.
В крупных организациях могут быть также два типа менеджеров, ответственных за работу информационной системы: менеджер по эксплуатации ИС (управление и контроль над текущей деятельностью ИС) и менеджер по планированию ИС (согласование работы ИС со стратегическими планами организации, оценка риска в связи с возможной порчей оборудования ИС или нарушениями защиты данных). [29]
Обобщенно, в контексте нашего курса, управляющий конечный пользователь - это пользователь, который непосредственно работает с ИС и принадлежит к менеджерскому корпусу. Ориентируясь, прежде всего на эту категорию специалистов.
Окончательным юзерам недостает значения непрерывно прослеживать в подробностях обновление информационно-научно-технических необыкновенностей ИС. В критериях быстрого обновления ИС наверное тяжело в том числе и для профессионалов сообразно отделке этих. Клеркам довольно обладать о ИС это ведь понятие, какое владеет, к примеру, предприниматель о бухгалтерском учете. Наверное неплохой степень, но, все ведь никак не таковой, как у главенствующего бухгалтера.
Для клерков главны 2 сочиняющих познаний о ИС. Во-первых, нынешний клерк теоретически обязан разуметь столько, чтоб никак не чувствовать недостатка квалификации в процессе оценки способностей ИС, обсуждения намерений их становления и объяснения собственного представления сообразно данному предлогу. Наверное довольно великий спектр теоретических познаний. Во-других, клерк сообразно менеджменту, финансам, сбыту, производству фактически обязан отлично завладеть главными аналитико-прогнозными способами исследования альтернатив решения - как минимальное колличество, с поддержкою электрических таблиц. [29]
Роль электрических таблиц в ежедневной труде данных категорий профессионалов совсем велика. Программные пакеты электрических таблиц относят к генераторам помощи принятия решений (ГППР). Но подчеркивается, будто наверное ограниченные генераторы, которые, как минимальное колличество, поддерживают: способы "будто, ежели", тест чувствительности мониторингов; корреляционно-регрессионный тест; прогнозирование и тест трендов; розыск рационального решения и целевой отбор характеристик. Электрические таблицы предоставляют вероятность применять данные способы фактически в отсутствии внедрения программирования, т.е. на пользовательском уровне.
Тяжело заявить несомненно, будто конкретно из информационных систем (и связанных с ними научных дисциплин) надлежит ведать окончательному юзеру, так как наверное собирательное мнение. Настоящий круг юзеров совсем разнороден сообразно деловым повинностям и сферам деловитости. И в любом определенном случае имеют все шансы быть собственные особенные запросы. Разговаривая больше о минимальном количестве способов, мы подчеркнули их всепригодное ядро, способное в основной массе случаев существовать нужным клеркам при конструировании альтернатив решений. [14]
Инновационные концепции ИС обусловлены осознанием функций, которые исполняют ИС в организациях, разбором роли ИС в обеспечивании глобальных текущих (обыденных) операций, а еще воздействием ИС на приобретение стратегических превосходств в конкурентноспособной борьбе.С этой точки зрения в табл. 1. дается концептуальная схема уровней ИС в организациях, где наивысший уровень - первый.
1. Обеспечение стратегических конкурентоспособных преимуществ.
2. Обеспечение принятия управленческих решений. Д, Обеспечение текущих бизнес-операций.
Исторически же ИС развивались от третьего уровня к первому. Раньше других появились автоматизированные ИС для обеспечения текущих бизнес-операций (например, регистрация вкладов, снятия денег со счетов, регистрация складских операций, продаж товаров и т. д.). ИС третьего уровня определяют ныне как операционные (или транзакционные). Они имеют три разновидности.
3.1 Системы обработки операций выполняют записи об операциях и сделках, модернизируют базы данных, обрабатывают данные, выводят разнообразные отчеты и справки.
3.2. Системы управления процессами управляют физическими процессами производства продукции, подачи товаров, материалов и т. п.
3.3 Системы автоматизации офиса поддерживают коммуникации, делопроизводство и производительность офиса.
Системы обработки операций исключительно разнообразны, если их рассматривать по функциям бизнеса (деловым функциям). В этом смысле системы обработки операций называют также деловыми ИС.
ИС уровня 2 - для обеспечения принятия решений охватывают три вида:
2.1 Системы предоставления информации предоставляют менеджерам предопределенные и регламентированные сообщения (отчеты, справки) о текущих бизнес-операциях. На вход этого уровня отчеты поступают с выхода уровня 3.1.
2.2 Системы поддержки решений предоставляют менеджерам набор диалоговых и специальных средств проектирования альтернатив для использования и непрограммируемых ситуациях. Стандартные средства генератора поддержки решений менеджер приспосабливает к собственному уникальному стилю.
2.3 ИС руководителей обслуживают менеджеров высшего уровня с целью мгновенного формирования критической информации в свободных форматах, (по желанию самих менеджеров). Информируют о состоянии проектов по ключевым факторам - на выбор высших руководителей. Более детальная характеристика систем поддержки принятия решений рассматривается следующем параграфе.
ИС уровня 1 - для обеспечения стратегических конкурентоспособных преимуществ (ИСКП) также могут обслуживать стратегические потребности организации в лице менеджеров наивысшего уровня. ИСКП дают мгновенный и быстрый доступ к информации о важнейших факторах, влияющих на достижение фирмой своих задач. Здесь широко используются графики, мгновенный доступ к внутренним и внешним базам данных. Но главное назначение и характерная черта ИСКП: они должны производить такие информационные продукты и услуги, которые содействуют привлечению клиентов и поставщиков к своей фирме за счет клиентов конкурента. Это хорошо иллюстрируется примерами из сферы банковских информационных систем. [11]
Банковские пластиковые карточки дают более надежную защиту от кражи наличных денег во время безналичной оплаты товаров или услуг в магазинах, путешествиях, деловых поездках. Поэтому клиент выбирает именно тот банк, который предоставляет услуги в виде пластиковых карточек. Но карточки — это элемент большой комплексной системы электронных банковских услуг . Когда большинство банков также начнет использовать пластиковые карточки, банк может предложить клиентам новый ценный и престижный вид банковского обслуживания на дому. А это уже возможность выполнять все банковские операции и обращаться из собственной квартиры (прямо из офиса, из личного автомобиля) к ЭВМ банка с целью получения любых справок о личных счетах. Такая услуга привлекает максимум состоятельных и надежных клиентов, что и дает банку стратегические преимущества. [29]