Файл: Процесс построения модели управленческого решения (1. Анализ теоретических аспектов приятия управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основное правило здесь состоит в том, что в принципе исполнители должны быть подобраны для выполнения тех или иных функций, а не задача для исполнителей. Однако это не означает, что руководитель, формулируя задачи, может игнорировать индивидуальные характеристики исполнителей, ему нужно учитывать их относительно условий решения задач, стоящих перед системой, которую он возглавляет. Со своей стороны исполнителям следует постоянно стремиться к уровню требований, которые предъявляют к ним объективные интересы системы. Подбор и расстановка исполнителей сопровождается доведением до них соответствующих задач. При этом важно, чтобы распоряжения отдавались в форме, которая исключала возникновение смыслового и психологического барьеров между субъектом и объектом управления.

Инструктаж и, если это необходимо, обучение исполнителей - следующая стадия организаторской работы по выполнению решений. Значение инструктажа чрезвычайно велико. Практика постоянно убеждает в том, что многие вполне реально осуществляемые управленческие распоряжения не выполняются или выполняются плохо вследствие того, что инструктаж или не проводился вовсе, или был формальным, недостаточно квалифицированным. Происходит это, как правило, из-за неумения руководителя правильно распределить свое время и слабого знания функциональных обязанностей исполнителей, специфики их профессиональной деятельности и условий труда.

Инструктаж целесообразно иногда дополнять обучением исполнителей. При этом могут быть изучены нормативные материалы и рекомендации, соответствующая литература, а также проведены практические занятия, тренировки. Цель обучения - отработка возможных вариантов действий и получения необходимых умений и навыков.

Обеспечение деятельности исполнителей - необходимая предпосылка успешного выполнения задач, стоящих перед системой. На этой стадии организационной работы по реализации управленческих решений руководитель должен создать исполнителям условия для их эффективной деятельности. Только при этом задачи могут считаться обоснованными, реалистичными и осуществленными. Конечно, ресурсные возможности системы, которая должна выполнить управленческое решение, руководитель должен знать и учитывать еще на стадии его подготовки и принятия. [1, с. 177]

Субъекту управления следует решить вопросы правового, организационного, кадрового, психологического, материального, технического, финансового обеспечения деятельности подведомственных ему подразделений.


Организационное обеспечение выполнения управленческих решений является важным и очень трудоемким процессом. В ходе его руководителю нужно наметить и осуществить мероприятия по доведению решения до исполнителей, и их соответствующей подготовки. При необходимости реализации сложных длительных решений ему следует производить методические рекомендации, уделять больше внимания планированию рабочего времени сотрудников, определять промежуточные этапы деятельности и текущего контроля.

При организационном обеспечении выполнения решений руководителю рекомендуется исходить из двух предположений: во-первых, подчиненные - вполне добросовестные и ответственные люди; во-вторых, совокупные их знания и опыт выше, чем у руководителя. Здесь следует также учитывать то, что именно исполнители самостоятельно принимают решения в самых разнообразных, иногда быстро изменяющимся, ситуациях, их инициатива не должна быть скованной.

Большое внимание во время организационного обеспечения реализации управленческого решения руководитель должен уделять вопросам взаимодействия подчиненных и координации усилий всех подразделений и работников, привлеченных к выполнению общей задачи.

Составными частями материально-технического обеспечения выполнения решений следует считать также медицинское и коммунально-бытовое обслуживание.

Надо иметь в виду также то, что необязательно все виды обеспечения должны быть при выполнении любого управленческого решения, их виды и конкретное содержание определяются спецификой соответствующего решения.

Если в исполнении решения участвуют несколько подразделений или исполнителей, то трудно себе представить, чтобы они могли действовать изолированно друг от друга. Как правило, каждый участник выполнения того или иного решения выполняет свою часть общей задачи. Эти части общей задачи могут выполняться несколькими участниками параллельно. Отдельные задачи могут базироваться на результатах задач, которые выполнялись другими участниками. Все это невозможно без организации взаимодействия между исполнителями и координации их усилий. Взаимодействие может быть проявлением инициативы исполнителей, результатом выполнения ими требований соответствующих нормативных актов, но прежде взаимодействие - это результат координирующих усилий субъекта управления.

Формами организации взаимодействия и координации являются:

взаимный обмен информацией;

совместное проведение совещаний, инструктажей, занятий;


подготовка и издание совместных управленческих решений;

совместная практическая деятельность по представлению различной помощи друг другу;

совместное осуществление контроля и общее подведение итогов работы.[8, с. 85]

Взаимодействие достигается прежде четким определением прав и обязанностей совместно действующих сторон, их взаимной ответственностью и ответственностью перед вышестоящей системой управления. Это необходимо для успешного функционирования всей системы.

1.3 Контроль за исполнением управленческих решений

Стадия контроля за исполнителями и учета их работы служит для получения сообщений о режиме функционирования системы управления, об эффективности усилий, предпринимаемых исполнителями, и позволяет наметить меры, составляющие содержание следующей стадии этого этапа - корректировка управленческих решений и регулирование системы управления. Корректировка в данном случае - это процесс внесения уточнений и изменений в управленческие решения, которые были приняты ранее и уже реализуются. Потребность в этом обуславливается двумя основными причинами.

Во-первых, субъекты социального управленца не всегда имеют полную информацию обо всех факторах, влияющих на функционирование определенной системы, что существенно затрудняет предвидение ситуаций, которые могут возникнуть в дальнейшем. Поэтому управленческое решение в той или иной степени может содержать предположения, которые не подтверждаются на практике. Чаще всего достаточно обоснованными считаются решения, которые хотя и не отражают каких-либо деталей, но правильно фиксируют общую направленность деятельности и превалирующие тенденции. Они дают некоторую свободу маневра для непосредственных исполнителей.

Во-вторых, управленческое решение всегда в определенной степени статично, в то время как конкретные ситуации динамические. Практика показывает, что даже вполне обоснованное в момент его принятия решение, когда пройдет некоторое время, требует дополнений, уточнений и т. д. Все это требует готовности субъекта управления к корректировке ранее принятых решений. К этому побуждают, например, резкая и непредсказуемая смена оперативной обстановки, возникновение новых условий, при которых продолжение намеченной деятельности становится невозможным или нецелесообразным.


Сложности, вызываемые изменением условий функционирования, могут также устраняться посредством регулирования системы управления. Регулирование лучше корректировки, поскольку предполагает сокращение потока управляющей информации в виде служебных документов. Кроме того, корректировка нередко обусловливает издание приказов и указаний, которые в определенной степени дублируют друг друга, что снижает авторитет субъектов управления. [2, с. 115]

Вообще разница между корректировкой решений и регулированием системы управления достаточно условна. Они могут существовать одновременно, а в некоторых случаях корректировка решений и реализация новых распоряжений выступает как форма регулирования функционирования системы.

Организационная работа по реализации управленческого решения завершается после выполнения поставленных задач. Эффективность деятельности исполнителей определяется путем оценки:

вышестоящим субъектом управления - степени достижения целей общей управленческого решения;

руководителем органа-исполнителя - качества и сроков осуществления распоряжений, отданных им в плане конкретизации общего решения;

лицом, управляющим непосредственными исполнителями, - оперативности и профессионального мастерства выполнения задач конкретными работниками.

После того как при подведении итогов выполнения решения будет установлено, что цель достигнута, задача выполнена и система перешла в новое состояние, субъект управления должен вновь провести оценку его возможностей, выявить и сформулировать дальнейшие проблемы, которые следует решить. В результате один управленческий цикл без какой-либо паузы переходит в другой, процесс происходит непрерывно.

Этап организации выполнения управленческого решения является важнейшим элементом управленческой деятельности. Теория управления с полным основанием считает организаторскую работу центральным звеном в практической деятельности. Действительно, каким бы замечательным ни было управленческое решение, оно неизбежно превратится только в добрые намерения, если не дополнить его целенаправленной организаторской работой. Именно этим объясняется повышенное внимание и ученых, и практиков к средствам, методам и формам практической организации выполнения управленческого решения. [9, с. 221]


Глава 2. Анализ подготовки и реализации управленческих решений на предприятии

2.1 Краткая характеристика ООО "ВСК-Меркурий"

ООО "ВСК-Меркурий" является филиалом ООО "Восточно-Сибирская Компания" и осуществляет торгово-закупочную деятельность промышленных товаров и продуктов питания, в частности алкогольную продукцию.

Для выполнения основных видов деятельности предприятие осуществляет следующие функции: реализация товаров оптом и в розницу; выполнение договоров, ведение расчетов с покупателями за отпущенные товары, с поставщиками за полученные материально-технические ресурсы и услуги, необходимые для осуществления производственно-хозяйственной деятельности; обеспечение перевозок товаров собственным транспортом: грузовыми машинами и специально оборудованным автомобильным транспортом для доставки скоропортящихся товаров.

ООО "ВСК-Меркурий" специализируется по продаже алкогольной продукции из магазина-склада. Общая площадь магазина 280 м², торговая площадь - 125,4 м². Данные площади находятся в хозяйственном ведении на основе бессрочного договора. Юридический адрес: Республика Хакасия, Абакан. Адрес: г. Абакан, ул. Торговая, 5.

Ниже приведена структура формирования ресурсов алкогольной продукции для реализации в торговую сеть ВСК с вино - водочного склада предприятия ООО "ВСК-Меркурий" таблице 2.1.

Таблица 1- Структура формирования ресурсов алкогольной продукции

Статьи

Баланса

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Всего

алког.

прод.

В том

числе

водка

Всего

алког.

прод.

В том

числе

водка

Всего

алког.

прод.

В том

числе

водка

Всего

алког.

прод.

В т. ч.

водка

Запасы на нач. периода

11,6

8,0

14,8

14,2

8,0

9,9

5,5

5,2

Поступление

9,1

1,4

30,7

7,1

18,5

5,1

18,4

9,2

Запасы на кон. периода

14,8

14,2

10,3

9,9

5,5

5,2

9,8

7,1

Всего ресурсов для продажи

240

221,2

275,4

250,2

297,8

253

313,8

303,5

Продано, всего

225,2

207

265,1

240,3

292,3

247,8

304,

296,4

Потреблено, всего

618,6

559

777,7

732,4

862

815,8

730,2

687,4