Файл: Процесс построения модели управленческого решения (1. Анализ теоретических аспектов приятия управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные свидетельствуют о том, что наибольшим спросом у населения пользуются водка и ЛВИ, объем продажи, которых в натуральном выражении вырос по сравнению с 2008 годом на 65,9 %, уровень продажи коньячных напитков не изменился, шампанского увеличился на 69,1 %. Реализация вина и коньяка уменьшилась на 80 %.

Организационная структура - один из элементов управления организацией. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений. Высшим органом управления предприятия является его директор. Управление ООО "ВСК-Меркурий" имеет следующую организационную структуру - Приложение 1.

2.2 Анализ подготовки и реализации управленческих решений на предприятии

Проведем анализ подготовки решения на предприятии ООО "ВСК-Меркурий".

Процесс подготовки решений на предприятии состоит из классических пяти основных этапов: постановка проблемы, выявление альтернатив, выбор лучшей альтернативы или альтернатив, внедрение решения в практику, проверка результата.

Постановка проблемы.

Многие плохие решения были вызваны тем, что принявший их человек не понимал существа проблемы. Часто управляющие видят проблемы там, где их, по сути, нет. Есть только их внешние признаки или симптомы.

На предприятии ООО "ВСК-Меркурий" уровень работ всех сотрудников определен должностными инструкциями, внутренними нормативными документами, а также действующим законодательством.

Устные отчеты по результатам деятельности отдельного подразделения предоставляются директору еженедельно на планерке, письменные - один раз в месяц.

Форма отчетности в разрезе подразделений представлена Приложением 2. На данном этапе задача менеджеров в том, что менеджеры среднего звена анализируют и оценивают свой труд и труд менеджеров низшего звена, планируя и систематизируя действия. На основании полученных итоговых результатов, отраженных в отчетах за месяц, формируется общая картина успехов/неудач предприятия, и далее - формирование проблемы. Кроме того, на ежедневных планерках торгового персонала намечаются тенденции трудового дня, рассматриваются и анализируются проблемы, решаемые незамедлительно.

На предприятии существует система взаимодействий основных подразделений, которая выражается потоками (информационными, документальными, финансовыми) - Приложение 3.


Положительные стороны взаимодействия налицо - анализируются действия, в результате которых должны быть достигнуты определенные результаты. Определяется тот уровень выполнения работ, который директор предприятия с достаточным основанием ожидает от своих сотрудников. Устанавливается степень решения каждого аспекта поставленной проблемы.

Однако, существует отрицательная сторона - на предприятии нет глубокого анализа результатов управленческой деятельности руководителя в коллективе, что является следствием применения авторитарного стиля руководства, а ведь только на их основе анализа деятельности можно сделать широкие обобщения, что явится исходным пунктом действий по совершенствованию стиля и методов работы.

Анализ показал, что стиль руководства на предприятии - авторитарный. Поэтому во взаимодействии подразделений отсутствуют оригинальные творческие решения применительно к конкретной ситуации на всех уровнях и ступенях управления.

Выявление альтернатив.

Следующий этап на предприятии состоит в том, чтобы найти возможные альтернативные решения проблемы.

Директором предприятия проводятся еженедельные планерки, на которые он созывает главного бухгалтера, товароведа, дежурного администратора, специалиста по кадрам и раздает им указания.

Иерархия на предприятии очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Жесткий диктат применяется директором для гарантии оперативности выполнения решений и их надежного контроля.

Крайне редко на предприятии применяется "мозговая атака", в основном, предпринятая самим руководителям, после рассмотрения записок и отчетов. Однако, не смотря на самостоятельность руководителя, зачастую, это рассматривается на ежемесячной планерке, с участием других менеджеров.

При "мозговой атаке" у менеджеров среднего звена возникают предложения, которые рассматриваются коллегиально. Предложения фиксируются в протокол планерки, секретарем которой приглашается секретарь руководителя. Секретарь фиксирует идеи, т.е. те, которые могут рассматриваться до следующей планерки.

Выбор лучшей альтернативы.

В основном, альтернативы выбираются самим руководителем предприятия. Он сам оценивает и выбирает лучшую.

Оценка альтернатив происходит на уровне интуиции руководителя. Однако она (крайне редко) оказывается плохой. Причина - отсутствие других альтернативных решений.

Однако, руководитель "ООО ВСК-Меркурий" считается хорошим руководителем, а хорошие управляющие обладают обычно развитой интуицией и предлагают, как правило, довольно удачные решения.


Вместе с тем, по причине применения авторитарного стиля образуется большая дистанция между руководителем и подчиненным, а также минимальная материальная мотивация сотрудников. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость, критика в адрес руководителя не приемлема, ведь только он знает фактическое состояние дел в коллективе и перспективы дальнейшего развития. Итог далее - все решения принимаются единолично, мнение подчиненных при этом не учитывается. Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными и информирует их только о тех фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач.

Внедрение решений.

Эффективность жизнедеятельности торгового предприятия "ВСК-Меркурий" проявляется быстро и позволяет в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи. Как раз это достигается путем жесткого контроля одного лидера - директора предприятия.

Все внедряемые решения описываются в протоколе планерки, там же указываются конкретные сроки исполнения.

На основании сроков, указанных в протоколе, решения внедряются в жизнь. Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется, в основном, без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов.

Директор ООО "ВСК-Меркурий" считает, что давление с его стороны необходимо для достижения целей организации, а строгость в управлении и частный контроль над сотрудниками неизбежны. Руководитель стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение.

Однако, зачастую, на планерках, руководитель предприятия показывает свое нервозное состояние, не сдерживаясь в отношении сотрудников, если это касается плохих результатов деятельности.

По этой причине он портит настроение коллегам, обвиняя того или иного в плохой постановке работы. Сотрудникам кажется, что он ругается по совершенным пустякам, однако, это объясняется его деловыми качествами, и серьезному отношению к работе.

Ведя еженедельную планерку, менеджер высшего звена позволяет себе грубость с сотрудниками, независимо от их возрастных и половых характеристик.

Так, достаточно часто, директор критикует профессионализм заведующего-товароведа в достаточно грубой форме. По причине такого морального состояния задачи решаются практически всегда только на основании волевого решения руководителя.


Подготовка аналитических материалов по результатам ситуационного анализа. Это заключительный этап. В нём подводится итог всей проделанной работы.

Основная задача этого этапа заключается в подготовке аналитических материалов, содержащих рекомендации по основным направлениям; стратегических и тактических решений в анализируемой ситуации; механизмов их выполнения; контролю за исполнением решений; сопровождению хода реализации принимаемых решений; анализу результатов, включающему оценку эффективности принятых решений и их выполнения.

Однако, важным на этапе внедрения руководство считает процедуры, которые обеспечат точность прогнозов. В ходе проектирования работ на предприятии директор нередко предпринимают изменения в отношении характеристик технологии.

В ООО "ВСК-Меркурий" используется в процессе контрольно-кассовая техника, персональные компьютеры (недокомплект), копировально-множительная техника. Однако, отрицателен тот факт, что на предприятии не вменена единая сетевая компьютеризация, что ослабляет текущую работу. Обеспечены техникой только директор, главный бухгалтер и товаровед.

Отрицательным минусом является и то, что нет единой локальной сети, и зачастую, сотрудники используют флэш-памяти для переноса информации. Данные параметры ослабевают последовательность в рабочих операциях, применяемых на предприятии.

Контроль результата.

Авторитаризм руководителя не позволяет снижать расходы на планирование, требуя соразмерности отношений расходов и результатов.

Директор ООО "ВСК-Меркурий" считает, что давление с его стороны необходимо для достижения целей организации, а строгость в управлении и частный контроль над сотрудниками неизбежны.

Руководитель стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить отдельную задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение.

После внедрения решения в практику результат обязательно проверяется. Если принятое решение неудачно, то после его внедрения к проверке его последствий приступает не только бухгалтер, но и среднее звено менеджеров. Делается это для исправления ситуации. Однако, запасных планов при этом нет.

Итак, очевидно, что решения, принимаемые на предприятии ООО "ВСК-Меркурий" - залог существования коммерческого предприятия. Они являются существенными элементами каждой из пяти функций управления. Руководитель предприятия, так как и его сотрудники, понимают важность принимаемых решений и осознают их значение для развития предприятия.


Итак, анализ принятия и внедрения решений на предприятии ООО "ВСК-Меркурий" позволил сделать следующие выводы.

Процесс подготовки решений на предприятии состоит из классических пяти основных этапов: постановка проблемы, выявление альтернатив, выбор лучшей альтернативы или альтернатив, внедрение решения в практику, проверка результата.

На предприятии ООО "ВСК-Меркурий" уровень работ всех сотрудников определен должностными инструкциями, внутренними нормативными документами, а также действующим законодательством.

Устные отчеты по результатам деятельности отдельного подразделения предоставляются директору еженедельно на планерке, письменные - один раз в месяц. На предприятии существует система взаимодействий основных подразделений, которая выражается потоками. Положительные стороны взаимодействия налицо - анализируются действия, в результате которых должны быть достигнуты определенные результаты. Определяется тот уровень выполнения работ, который директор предприятия с достаточным основанием ожидает от своих сотрудников. Существует и отрицательная сторона - на предприятии нет глубокого анализа результатов управленческой деятельности руководителя в коллективе, что является следствием применения авторитарного стиля руководства, а ведь только на их основе анализа деятельности можно сделать широкие обобщения, что явится исходным пунктом действий по совершенствованию стиля и методов работы.

2.3 Рекомендации по совершенствованию подготовки и реализации управленческих решений на предприятии

Опираясь на результаты анализа совершенствования и реализации управленческих решений на предприятии ООО "ВСК-Меркурий", можно сформулировать следующие предложения по совершенствованию управленческих задач в рамках менеджмента.

В современной экономической среде очень важно обращать внимание на то, КТО принимает решение. Авторитаризм имеет свои ограничения в этой области. И все же необходимо постоянно обращать особое внимание на профессиональную подготовку кадров и деловым качествам специалистов, что будет залогом успешных экономических результатов. Необходимо уже внутри предприятия обучать как продавцов, так и менеджеров среднего звена навыкам ведения деловых переговоров с покупателем и управлению конфликтными ситуациями не только в торговых залах, но и внутри предприятия.