Файл: Процесс построения модели управленческого решения (1. Анализ теоретических аспектов приятия управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Процесс реализации управленческих решений занимает центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности. Решение этого вопроса определяется как содержанием управленческой деятельности, так и её результатами.

Особенности современного этапа современного экономического развития диктуют необходимость более детального изучения старых, и разработки новых направлений развития методики принятия и исполнения управленческих решений, которые в свою очередь влияют на повышение благосостояния деятельности предприятий.

Степень разработанности. Механизм процесса принятия решения достаточно подробно рассматривается с позиции структуризации, что позволяет изучить не только основные этапы процесса принятия управленческих решений, но и ознакомиться с различными методами и технологиями, обеспечивающими циркуляцию информационных потоков. Вопрос обоснования принятия решения как одной из основных функций управления раскрывается в работах В. Д. Дорофеева, А. Н. Шмелевой, Н. Ю. Шестопал, И. Н. Шапкина, Л. Е. Басовского и др.

Объектом исследования является процедура принятия решений в системе управления в «МСК-Меркурий»

Предметом исследования является социально-технологический аспект процесса принятия управленческих решений и складывающиеся в ходе его протекания коммуникационные связи.

Каждый объект управления имеет свою специфику, которая требует адекватной системы управления. Как объект товарно-денежных отношений современная организация обладает экономической самостоятельностью и полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности. При этом она должна сформировать такую систему менеджмента, которая была бы эффективной в ее конкурентной борьбе на рынке.

Данная курсовая работа посвящена анализу реализации и подготовки решений в современном торговом предприятии г. Абакана.

Целью исследования является анализ принятия управленческого решения а также разработка предложений для их оптимизации.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решались следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты процесса принятия и реализации управленческих решений;

описать понятие, стадии процесса принятия и реализации управленческих решений;

рассмотреть механизм принятия управленческих решений;

проанализировать этапы подготовки и реализации управленческих решений на предприятии;

представить рекомендации по оптимизации процессов, связанных с подготовкой и реализацией управленческих решений.


Методологической и теоретической основой анализа являлись переводные труды западных ученых, а также труды ведущих российских ученых в области менеджмента, а также результаты проведенного анализа.

Практическая и методологическая значимость работы заключается в том, что освоение технологий разработки и принятия управленческих решений является одной из первостепенных задач профессиональной подготовки современных менеджеров. Материал, полученный в ходе написания курсовой работы можно использовать в процессе управления изученного предприятия.

Структура исследования. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Анализ теоретических аспектов приятия управленческого решения

1.1 Классификация управленческих решений

Классификация управленческих решений имеет важное теоретическое и практическое значение. Управленческое решение можно классифицировать по различным критериям. Выбор критериев классификации определяется потребностями теории и практики управления. В наиболее общем плане управленческие решения можно классифицировать следующим образом.

По функциональному содержанию решения можно подразделить на плановые, организационные, координационные, стимулирующие и контрольные. Возможны решения, которые касаются одновременно нескольких функций управления. Однако, как правило, в каждом решении удается выделить доминирующую функцию управления.

По сфере действия можно выделить экономические, организационные, социальные, технические, технологические решения. Этот критерий позволяет распределить производственные проблемы с подсистемами социально-экономических систем.

Управленческие решения могут разрабатываться на различных иерархических уровнях системы управления и осуществляться управляемой подсистемой в разных масштабах. Согласно этому критерию можно выделить решение первого, второго, третьего и последующих уровней иерархии системы управления.[5, с. 326]

По организации разработки управленческие решения могут делиться на единоличные, коллегиальные и коллективные:


Единоличные решения - это решения, которые разрабатываются и принимаются руководителем вне согласования и обсуждения их в коллективе или с отдельными лицами. Чаще всего это оперативные решения, решающие частные вопросы, или решения, которые не затрагивают принципиальных проблем развития системы. При исключительных обстоятельствах это могут быть решения чрезвычайной важности. Характер и содержание единоличных решений определяются уровнем централизации управления.

Коллегиальные решения - это такие решения, которые разрабатываются и принимаются совместно группой специалистов и соответствующих руководителей. Эти решения, бесспорно, требуют серьезной подготовки и имеют многообразное содержание. Коллегиальные решения не должны вступать в противоречие с системой личной ответственности руководителей разных рангов за их реализацию.

Коллективные решения разрабатываются на общем собрании всеми их участниками независимо от служебного положения, ранга и характера труда. Как правило, такие решения принимаются или отклоняются голосованием.

Управленческие решения можно классифицировать по диапазону проблематики. Есть решения, направленные на решение какой-то одной проблемы, которая имеет частичное значение, и решения, касающиеся комплекса проблем в различных сферах управляемой системы. Согласно этому критерию можно выделить общие и частичные решения.

Решение можно различать и по организационному оформлению. Каждое решение имеет определенную организационную форму. Некоторые решения точно определяют все задачи, систему контроля, сроки отчетности и т. д. Остальные решения указывают лишь направления деятельности, не регламентируя строго их конкретную форму и содержание. Этот критерий позволяет выделить конкретно жесткие, нормативные, гибкие и ориентирующие управленческие решения. Нормативные и гибкие решения в отличие от конкретно жестких дают возможность выбора методов выполнения предусмотренных ими задач, а ориентирующие указывают лишь общее направление деятельности без установления конкретных задач.

Управленческое решение может быть рассчитано на различные сроки. Его действие может быть как кратковременным, так и весьма длительным. По продолжительности осуществления можно выделить решения прогностические, плановые, оперативные. Необходимо найти лучшие временные пределы действия, которые особенно важны для нормативных и плановых решений, предусматривающих конкретные сроки выполнения плановых и других задач.


В основе любого управленческого решения лежат определенные причины, которые определяют его необходимость и целесообразность. Для различных решений такие причины разные. По причинам возникновения можно выделить следующие классификационные группы: программные решения, решения согласно распоряжениям вышестоящих органов, инициативные и ситуационные решения. Соотношение этих групп решений в практике управления показывает характер и стиль управленческой деятельности. [10, с. 299]

Отсутствие инициативных решений характеризует казенный подход руководителя к своим обязанностям; значительное количество ситуационных решений свидетельствует о непостоянстве функционирования управляемой и управляющей подсистем, вызванной дефектами управления.

Управленческое решение предполагает определенные методы его разработки. Существует большой арсенал методов разработки управленческих решений. Всю их совокупность, в свою очередь, можно классифицировать по различным критериям. Можно, в частности, выделить графические, математические, статистические, эвристические и другие методы разработки управленческих решений. Каждая из этих групп предусматривает определенные условия ее использования. Более конкретную классификацию методов можно дать по конкретному виду управленческого решения. Правильный выбор методов разработки управленческих решений во многом определяет их качество и эффективность.

1.2 Организация исполнения управленческих решений

Можно выдвинуть ряд управленческих гипотез, проанализировать значительный массив информации, принять обоснованное решение, но не достичь желаемых результатов из-за плохой организации его выполнения.

Получив управленческое решение, исполнитель должен, прежде всего, выяснить его смысл, а затем конкретизировать. Это слишком важная стадия организаторской работы, поскольку даже вполне обоснованное и реалистичное решение может быть не реализовано или исполнено не полностью вследствие того, что не было понято исполнителем.

Выяснение точного смысла и содержания управленческого решения обеспечивается четкой формулировкой его предписаний, повышенным вниманием исполнителей к изучению данного решения и должным уровнем их деловой квалификации.

Изучение поступившего решения начинается с выяснения его основной идеи, которую желает довести до исполнителя субъект управления - руководитель. Ошибкой является недостаточное внимание на местах в организации к выполнению распоряжений общего характера. Конечно, подобные указания психологически влияют малоэффективно, но форма общего предписания, в которой они выражены, не препятствует выяснению их основной идеи. Следует иметь в виду, что субъект управления высокого уровня далеко не всегда может сформулировать детализированные предписания, а иногда должен сознательно устранять их.


Чтобы получить общее представление о содержании решения и выяснить его главную цель, просто ознакомиться с ним, как правило, недостаточно. Многие решения выражаются в форме ведомственных нормативных актов - приказов, наставлений, инструкций, уставов.

В процессе выяснения сути управленческого решения оно может быть уточнено. На вопросы, возникающие у исполнителей, должен ответить субъект управления. Однако при необходимости и исполнителю следует ознакомиться с соответствующей литературой, использовать помощь компетентных лиц - научных работников, экспертов, специалистов. Для полной ясности по поводу всех предписаний, содержащихся в решении, субъект управления разъясняет их, комментирует, а иногда и дополняет. [3, с. 402]

При выполнении сложного управленческого решения оно не только выясняется и уточняется, но и детализируется. Потребность в этом возникает и при реализации предписаний общего характера, когда поставленная субъектом управления задача выполняется усилиями многих подчиненных ему звеньев, каждое из которых осуществляет свои функции. В процессе детализации общее управленческое решение разделяется на составляющие части, а общая цель дифференцируется по направлениям, средствами и методами по ее достижения. В данном случае общее решение рассматривается как системное образование; детализация же заключается в выявлении его элементов и связей между ними. Практически это выражается так: каждая служба, каждое структурное подразделение выделяют из него свои задачи, доводят их до исполнителей, а те, в свою очередь, детализируют полученные ними задачи уже на своем уровне. В итоге на основе сжатого решения могут быть составлены значительные по объему планы работы, перечни задач исполнителям, их обязанностей. При этом в качестве исполнителей могут выступать как структурные подразделения, так и отдельные работники.

Детализации управленческого решения следует посвятить достаточное время. Это позволяет более четко сформулировать задачи определенным исполнителям, устранить дублирование в работе и выявить вопросы, которые не нашли отражения в общем решении. Такой подход способствует осуществлению эффективного контроля за деятельностью служб, подразделений и сотрудников.

Первоначальный подбор исполнителей управленческого решения осуществляется уже на этапе его подготовки. В процессе же организаторской работы этот вопрос приобретает особую актуальность.

Подбор и расстановка исполнителей - задача, требующая творческого подхода. Решая его, руководитель рассматривает и учитывает комплекс организационных, кадровых, педагогических и психологических факторов. Именно здесь проявляется знание им своих подчиненных, его умение работать с людьми.