Файл: Инфляция как денежный феномен, ее виды и формы. Ее альтернативная концепция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности инфляции в РФ в 2015 г.:

1. Немонетарные факторы инфляции (инфляция в основном за счет роста тарифов естественных монополий).

2. Сезонный фактор в инфляции (июль - повышение цен на услуги естественных монополий; август, сентябрь - снижение цен на продовольственные товары; ноябрь, декабрь - рост инвестиционных расходов предприятий).

3. Следование «проциклической» политики повышения тарифов, когда рост тарифов больше инфляции. Термин «инфляция минус» означает ограничение индексации тарифов уровнем инфляции за предыдущий год.

4. Явление «фляции». Одновременно с падение темпов производства происходит рост цен.

2.3. Деятельность Банка России по ограничению инфляционных процессов в национальной экономике

В соответствии с законодательством основной целью денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ является обеспечение «ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции». В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 г. и период 2016 и 2017гг. декларируется, что Банк России завершает многолетний переход к режиму таргетирования инфляции и с 2015 г. проводится денежно-кредитная политика в рамках таргетирования инфляции[48].

Банк России реализует достижение цели по инфляции, прежде всего, путем воздействия на цену денег в экономике - процентные ставки. Проводя операции с кредитными организациями, Банк России непосредственно воздействует лишь на наиболее краткосрочные ставки денежного рынка, стремясь приблизить их к ключевой ставке. Считается, что данного воздействия должно быть достаточно, чтобы изменения ключевой ставки отразились на процентных ставках по кредитам и депозитам банков, которые влияют на решения экономических агентов о потреблении, сбережении и инвестировании и, как следствие, на показатели экономической активности и уровня инфляции.

Банк России устанавливает уровень ключевой ставки таким образом, чтобы обеспечить достижение цели по инфляции в среднесрочной перспективе. Такой подход объясняется тем, что денежно-кредитная политика влияет на экономику не сразу, а постепенно, с течением времени. Решения, принимаемые Центральным банком в контексте данного режима, основываются на прогнозе развития экономики и динамике инфляции.

В Основных направлениях единой государственной денежно- кредитной политики на 2015г. и период 2016 и 2017г.т. отмечается, что составной частью политики таргетирования должно быть регулярное разъяснение принимаемых центральным банком решений и это предполагает информационную Важно отметить, что действия Банка России по таргетированию инфляции могут осложниться в современных экономических условиях, характеризующейся рисками, как высокой инфляции, так и отрицательной динамики ВВП.


Банк России установил свой «таргет» по инфляции в 2015 г. на уровне 4,5%, а, начиная с 2016 г., установил постоянную цель в 4%; диапазон отклонения инфляции от целевого уровня — 1,5 процентного пункта в обе стороны.

Однако, инфляционные процессы в Российской Федерации отличаются значительной спецификой и, прежде всего, большой значимостью немонетарных факторов, обуславливающих инфляцию. К немонетарным факторам относятся, в основном, высокие тарифы на продукцию и услуги предприятий естественных монополий. В качестве основных рисков Банк России рассматривает сохранение высоких инфляционных рисков, повышение тарифов естественных монополий выше запланированного, а также возможное ускорение роста номинальных заработных плат.

Инфляция в России все больше превращается в инфляцию издержек. В середине 2014 г. глава Минэкономразвития А. В. Улюкаев заявил, что сложнейшей структурной проблемой российской экономики стали очень высокие издержки, связанные в преобладающей степени с ростом тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. В 2015 г. увеличены темпы индексации тарифов естественных монополий, если раньше планировалось увеличить тарифы на природный газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки в среднем на 6%, то с 1 июля 2015г. они повышены на 7,5%. Тарифы на электроэнергию вырастут на 8,5%, тарифы на газ на 7,5%, платежи за коммунальные услуги в среднем по России увеличатся на 8,7%[49].

Индексация тарифов имеет мультипликативный эффект. Например, индексация стоимости электроэнергии приводит к росту себестоимости всех товаров, в производстве которых используется электроэнергия. То есть к росту себестоимости производства практически любого товара. Аналогично рост стоимости грузовых железнодорожных перевозок увеличивает цену любого товара, перевозимого по железным дорогам. Например, нефтепродуктов, металлов или того же угля (используемого затем при производстве электроэнергии). Рост внутренних цен на природный газ точно так же приводит к повышению стоимости электроэнергии, провоцируя тем самым рост себестоимости производства прочих товаров.

Таким образом, увеличение тарифов на продукцию и услуги предприятий естественных монополий провоцирует рост инфляции, в свою очередь увеличение инфляции приводит к росту затрат на предприятиях, и это опять приводит к необходимости увеличения тарифов. Получается своеобразная спираль инфляции. При этом заморозка тарифов или перенос сроков индексации сразу приводит к снижению инфляции. Так, в 2014 г. отказ от первоначального намерения заморозить тарифы на услуги и продукцию естественных монополий для населения, по оценкам Банка России, дал дополнительно прирост инфляции на 0,5%. По расчетам НИУ ВШЭ увеличение тарифов на продукцию предприятий естественных монополий в 2015 г. привело к росту инфляции на 1,7%[50].


Проблема роста тарифов на продукцию предприятий естественных монополий должна решаться, конечно, не замораживанием тарифов, а посредством снижения затрат на предприятиях этих отраслей и эффективным регулированием ценообразования на услуги и продукцию этих отраслей.

В последние годы в России вклад тарифов и цен на продукцию предприятий отраслей естественных монополий составляет около 50% в инфляционных процессах. Таким образом, в условиях, когда немонетарные факторы так значимы в формировании инфляции, использование режима таргетирования не может дать необходимого эффекта.

Выводы. По итогам 2015 г. инфляция в России составила 12,9 %. Причинами инфляции в 2015 г. явились: девальвация рубля (вклад девальвации в инфляцию составил в среднем за год около 8 п. пунктов); рост инфляционных ожиданий из-за ослабления рубля; кризис на Украине; санкции ЕС и США; введение продуктового эмбарго (контрсанкции) для США, ЕС, Канады, Турции; ослабление конкуренции на продуктовых рынках. Основными факторами, влияющими на инфляцию в 2015 г. остаются девальвация, санкции и контрсанкции. Из 16,7% 10%-11% составляет вклад этих факторов.

Основной целью денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ является обеспечение ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции. Начиная с 2015 г. Банк России проводит денежно-кредитную политику в рамках таргетирования инфляции. Банк России реализует достижение цели по инфляции, прежде всего, путем воздействия на цену денег в экономике - процентные ставки. Проводя операции с кредитными организациями, Банк России непосредственно воздействует лишь на наиболее краткосрочные ставки денежного рынка, стремясь приблизить их к ключевой ставке.

Глава 3. Пути развития антиинфляционной политики России

С переходом на инфляционное таргетирование антиинфляционная политика стала основным пунктом в повестке дня экономических дискуссий в
стране на всех уровнях, вплоть до президентского, отодвинув на второй план застарелые структурные проблемы экономики. Явно организованной травле подвергается Банк России как чуть ли не главный виновник плохой экономической ситуации в стране. Гораздо меньше критикуют Минфин и политику сдерживания доходов. Но факты говорят о том, что как раз Банк России в непростых условиях проводит, по сравнению с другими экономическими ведомствами, наиболее рациональную политику и пока не поддается оказываемому на него давлению.


Основные направления критики Банка России:

1. Падение курса рубля и усиление его волатильности после перехода к режиму свободного плавания.

2. Рост цен из-за девальвации рубля.

3. Нежелание Банка России в условиях сохранения инфляционных рисков снижать ставку рефинансирования и увеличивать предложение денег в экономике. При этом ссылаются на отсутствие зависимости между ростом денежной массы и инфляцией[51].

Такая критика, на наш взгляд, безосновательна. Как раз наоборот, Банк России смягчил шок от почти трехкратного падения цен на нефть и санкций, закрытия доступа отечественных банков к международным финансовым рынкам (основному источнику ресурсов до санкций). Действительно, прямой связи между ростом денежной массы и инфляцией в России нет. Основной фактор инфляции, который можно количественно оценить, - это девальвационные ожидания. Рост денежной массы в период повышения нефтяных цен в 2000 г. сопровождался ростом реального курса рубля. Банк России вынужден был скупать доллары, чтобы поддержать конкурентоспособность экономики. В этот период надо было ожидать не девальвации, а, скорее наоборот, ревальвации рубля. С конца 2014 г. ситуация повернулась на 180°. Если бы нежесткая денежно-кредитная политика Банка России, в том числе и чистка банковской системы, то курс рубля упал бы еще сильнее. Соответственно и больше выросли бы цены.

Банк России критикуют за высокую ставку рефинансирования. Но, во-первых, эта ставка соответствует инФляции. А во-вторых, определяет и размер процента по вкладам населения. Рублевые сбережения домашних хозяйств (с учетом хранящихся дома наличных рублей) сегодня не менее 17 трлн - почти половина денежной массы и четверть ВВП. Это существенный ресурс для банковского кредитования. Но одновременно и потенциальная угроза ухода в валюту, если процент по вкладам не будет привлекательным. Ставка по депозитам не должна быть ниже инфляции, точнее инфляционных
ожиданий на период действия депозита. Конечно, получать кредиты за счет населения - заманчиво, но вряд ли экономически оправданно в долгосрочной перспективе. Во многих странах ставка по депозитам населения регулируется государством. Это происходит и в Китае, и во Франции. Так, во Франции ставка по наиболее популярным, не облагаемым налогом депозитам устанавливается премьером и управляющим Банка Франции всегда на уровне выше инфляции.

Промежуточные итоги политики Банка России на середину 2016 г.: удалось сохранить золотовалютные резервы; годовая инфляция снизилась с 15% до 6-7% (то есть более чем в 2 раза); курс рубля относительно стабилизировался; началось постепенное снижение ключевой ставки Банка России. В июне ставка была снижена с 11 до 10,5%; перспектива экономической ситуации улучшилась. Намечается рост промышленного производства.


Даже текущая волатильность курса рубля, в которой обвиняют Центральный банк, имеет положительные стороны - дестимулирует хранение денег в валюте. В целом политика Банка России позволила смягчить потери от кризиса и для населения, и для бизнеса. Переход к плавающему валютному курсу был вынужденным ответом на кризис. Как этот режим будет функционировать, когда мировые цены на нефть пойдут вверх, еще не ясно.

То же можно сказать о перспективах таргетирования инфляции. В прошлые годы достичь целевых показателей по инфляционному таргетированию не удавалось. Но в антиинфляционной политике не все зависит от Банка России. Инфляция в 2016 г. снизилась в условиях экономической стагнации.
Когда начнется экономический рост, цены могут начать расти. Скачок цен может дать и увеличение социальных выплат перед выборами в Думу.

Также нужно учитывать относительную слабость банковского сектора. Его совокупные активы меньше активов любого из 10 крупнейших банков мира. Есть текущие сложности. В дополнение к официальной просроченной задолженности по выданным кредитам (3 трлн руб.) объем скрытых плохих кредитов на балансах российских банков может достигать 2,4 трлн руб.[52] Вызывает опасения высокая стоимость чистки сектора: кредиты Банка России Агентству страхования вкладов достигли 1 трлн руб. Сейчас ясно, что введенный много лет назад механизм страхования вкладов, куда были допущены и сомнительные банки, нельзя назвать безупречным (хорошие банки платят за плохие). Этот механизм критиковался и раньше. Но останавливать чистку банковского сектора, очевидно, нельзя.

Цель - добиться инсоляции к концу 2017 г. на уровне 4% - выглядит достаточно амбициозной. Слишком много внешних и внутренних рисков.

Банк России в своей политике использует те же инструменты, что и другие центральные банки. Сейчас все больше говорят (в основном экономисты нелиберального направления), что применяемые за рубежом денежно-кредитные инструменты нам не подходят, у нас другая экономика. Но дело в том, что единого подхода к противодействию инсоляции, когда она была высокой, ни в США, ни в Европе не было. В какие-то периоды использовались монетаристские либеральные и неолиберальные методы, в другие - прямо противоположные неокейнсианские, в том числе по поддержанию так называемого паритета цен, то есть рентабельности производства в сельском хозяйстве. Но результат давала только системная антиинфляционная политика, реальная оценка конкретной ситуации. У отечественных критиков политики Банка России нет системного подхода[53]. Например, многими из них предлагается зафиксировать, сделать более управляемым валютный курс рубля. Но тогда надо отменять его обратимость не только по движению капиталов, но
и по текущим счетам. Вот это будет уже не кризис, а крах российской экономики.