Файл: Правовые основы организации нотариата (Глава 1 Основы деятельности нотариата).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 3
Но, не зависимо от этого частный нотариат невозможно, относить, к категории органов исполнительной власти правоохранительного вида. Существенное различие между данными органами и системой частного нотариата состоит в источнике финансирования. Органы исполнительной власти финансируют при помощи средств федерального бюджета, а частными нотариусами получаются денежные средства за совершенные нотариальные действия, что не дает возможности для включения частного нотариата в систему органов правоохранительного вида.
Нотариат обладает собственным местом в системе органов правоохранительного вида, но совокупность похожих черт с органами исполнительной власти правоохранительного вида определяет обоснованное сомнение в его частном роде[65].
Следовательно, при учете сходство между положением частного нотариата и органами исполнительной власти правоохранительного вида, возможно, определить дальнейшую тенденцию государственного нотариата, которая в данном случае приобретает «теневой» характер – частный нотариат провозглашен в качестве свободного (независимого) но в это же время, продолжает быть контролируемым в наибольшей степени.
Нетипичность Российской Федерации в своем правовом развитии, заимствование идеи частного нотариата из Европейских стран и дальнейший синтез и интеграция такого правового явления с правовой культурой и менталитетом Российской Федерации изменяют суть этого явления, добавляя в него идеи государственности. О продолжении этой тенденции говорит кроме этого присутствующий профессиональный контроль, который, по существу, не является таким уж нужным в системе нотариата, так как есть контроль со стороны государства. При учете степени заинтересованности государства в области контроля за частным нотариатом, различностью нотариальных действий между частным нотариусом и работающим в государственной конторе следует очень осмотрительно выполнять планируемое преобразование в этом институте[66].
На данный момент есть система органов нотариата, которая в двух своих основных видах обладает различной системой вертикали подчинения. Так есть государственная нотариальная контора, для которой ведущий орган – это Минюст РФ, и есть нотариус, занимающийся частной практикой, - который является частью системы нотариальных палат. При этом по некоторым вопросам, Минюст РФ до сих пор облает приоритетом и в области вопросов негосударственного нотариата. Из этого возможно заключить, что нотариату отводится свое, особенное место в системе органов в Российской Федерации, реализуя публичные функции, с одной стороны, и, являясь как напрямую, так и опосредованно подконтрольным государственным органам, с другой стороны. Нотариат же, как правоохранительный орган, хотя и не имеет нужной совокупности определенных для этого признаков, возможно, отнести к таким, хоть бы в силу своих превентивных функций – функций в области предупреждения судебных разбирательств в последующем. Таким образом, нотариат, само собой, будет состоять и на охране закона. На основании этого, возможно говорить и о наличие у него правоохранительных функций, но при этом разумнее является отнесение его к правоприменительным органам, так как нотариусы занимаются именно применением актов. Косвенное подтверждение всему вышеизложенному предложению, является включение в дисциплину «Правоохранительные органы» - в программах вопросов «нотариат». Следовательно, ученое сообщество не остается равнодушным в данном вопросе[67].
В рамках выполнения судебной реформы предусмотрели кроме этого внесение изменений в законодательство о нотариате. На данный момент уже подготовили проект Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности». Авторами проекта предложен совсем иной вариант законодательного акта, по-другому трактующий, самые известные положения и им предлагается организация нотариата и регламентация нотариальной деятельности на много лет вперед, учитывая социально-экономических изменений, которые происходят в государстве[68].
Проект, который сохраняет, по сути, имеющуюся систему контроля в области нотариальной деятельностью, внесет одно значимую нововведение: он исключит понятие «профессиональная деятельность нотариуса». И на основании этого – право нотариальных палат контролировать законность и обоснованность нотариальных действий, и отказы нотариусов в их совершении. Что является верным, так как законность и обоснованность на основании Конституции Российской Федерации могут проверять и устанавливать только суды. Нотариальный акт, как и судебное решение, законен и обоснован, пока в определенном по законодательству порядке его не отменят либо изменят[69].
Следовательно, проектом четко регламентируется система контроля в области нотариальной деятельности:
законность нотариальных действий, отказ в их совершении контролирует только суд;
соблюдение нотариусами налогового законодательства – налоговыми инспекциями;
организация приема граждан, ведение делопроизводства, содержание архивов – территориальным органом Федеральной регистрационной службы с привлечением возможностей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (тут же и плановая проверка, и проверка по жалобе);
точность уплаты обязательных членских взносов, соблюдение норм Кодекса профессиональной чести нотариусов и Устава Палаты – нотариальной палатой субъекта Российской Федерации.
Исходя, из положений Основ законодательства РФ о нотариате освобождать нотариусов от должности обладают возможностью только суды и только на основании ходатайства нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Но в проекте исправляют данное положение. Право на обращение с ходатайствами (исками) в суд о лишении нотариусов полномочий от нотариальных палат субъектов Российской Федерации передадут территориальным органам Федеральной регистрационной службы[70].
Передавав от нотариальных палат субъектов Российской Федерации государству в лице территориальных органов Федеральной регистрационной службы право на обращение в суд о лишении нотариусов полномочий, проектом, таким образом, вводятся некоторые новеллы.
Кроме нарушений нотариусами законов основаниями для обращения в суд будут: нарушения нотариусами присяги и периодическое совершение проступков, которые задевают честь и достоинство профессии нотариуса, которые установлены в Кодексе профессиональной этики нотариусов, принятом нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.
Основами законодательства РФ о нотариате не предусмотрен такой институт, как Кодекс профессиональной чести нотариусов. Проект введет данный институт, устанавливая ответственность нотариусов за нарушения его норм, а кроме этого присяги нотариусов[71].
Ещё одним новейшим институтом проекта, является прекращение полномочий нотариусов, которое тоже осуществляет территориальный орган Федеральной регистрационной службы. Тут следует сказать, что согласия нотариальных палат субъектов Российской Федерации в качестве обязательного условия принятия решений не нужно. Помимо этого, это может быть на основании представления Президента Российской Федерации, совета региональных палат.
В проекте есть и ещё один новейший институт – приостановление полномочий нотариусов. Существует несколько объективных причин, когда нотариусы продолжительное время не могут выполнять свои полномочия, допустим, избрание в законодательные (представительные) органы либо тяжелая болезнь. Проектом регламентируются данные вопросы. Приостановление полномочий в данных случаях тоже осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы при согласовании с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации в лице ее Совета[72].
Ещё одним принципиальным вопросом, является ответственность нотариусов за ущерб во время совершения нотариальных действий. Исходя из Основ законодательства РФ о нотариате нотариусы за вред, который причинен нотариальными действиями, несут полную имущественную ответственность: за счет страховой суммы, личных сбережений и личного имущества. Когда у нотариусов были большие доходы, данная норма была очень действенной. Но, когда сделки с недвижимостью, которые приносили основную часть дохода нотариусам, стали не обязательными для нотариального сопровождения, ситуация поменялась. На сегодняшний день нотариусы объективно не смогут возмещать данный ущерб. Проектом разрешает данная проблема.
Ущерб, который причинен по вине нотариусов в результате нотариальных действий либо необоснованного отказа от совершения нотариальных действий, признаваемых в суде не соответствующим закону, будут подлежать возмещению за счет страховой суммы. Но в это же время ввели некоторые положения, которые обеспечивают в случаях возникновения ущерба его полное возмещение[73].
Размер обязательного страхования ответственности нотариусов значительно увеличится; в страховании ответственности нотариусов в качестве дополнительных видов страхования могут принимать участие нотариальные палаты субъектов Российской Федерации и Федеральная нотариальная палата.
Стоит отметить, что на данный момент нотариусы страхуют свою ответственность каждый год и по истечению года срок страховки оканчивается. Что обозначает, что страховые компании, не зависимо на страхование профессиональной ответственности нотариусов, фактически во время наступления страховых случаев нотариусов не защищают, так как ошибки, допущенные нотариусами, чаще всего, вскрываются спустя определенное время. Исходя из этого проектом предусмотрен один вид страхования – на все время нотариальной деятельности, а механизм данного обязательного страхования следует регламентировать специальным Федеральным законом об обязательном страховании рисков профессиональной ответственности нотариусов по аналогии с обязательным страхованием автогражданской ответственности[74].
Особенным вопросом, является государственное присутствие в организации нотариата и урегулировании нотариальной деятельности. Какой путь выбрать: обозначить нотариат в качестве самоуправляемого, свободного, независимого от государства либо, напротив, увеличить влияние государства в области организации его функционирования.
Авторами проекта сделан вывод о надобности, исходить, из того, что нотариусы совершают нотариальные действия от имени государства, от имени Российской Федерации. Это является основополагающим началом.
В это же время во время регламентации любых принципиальных вопросов организации и деятельности нотариата, отдав приоритет государственным органам, проектом предусматривается целая система сдержек и противовесов[75].
Следовательно, на основании проекта число нотариусов в нотариальных округах определяют территориальные органы Федеральной регистрационной службы совместно с нотариальными палатами в лице советов субъектов Российской Федерации при учете обязательных критериев в виде численности граждан и возможностей внебюджетного финансового обеспечения нотариальной деятельности.
Квалификационные комиссии по приему экзаменов у стажеров – претендентов на нотариальную деятельность возглавляют руководители территориальных органов Федеральной регистрационной службы, но половина членов комиссии – это самые активные в профессиональном плане нотариусы. Это имеет отношение и к конкурсным комиссиям, заместителями председателей которых являются президенты нотариальных палат субъектов Российской Федерации[76].
Исходя из положений проекта с ходатайствами в суды о лишении нотариусов полномочий обращаются территориальные органы Федеральной регистрационной службы (по Основам законодательства РФ о нотариате – нотариальная палата), но только при наличии согласия советов нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Совместно разрешают вопрос прекращения, а кроме этого приостановления полномочий нотариусов.
Исходя, из проекта проверки (плановые, по жалобам) организации работы нотариусов осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы. Но, при этом им предоставляют право на постоянной либо развой основе привлекать к данной работе нотариальные палаты, которые могут и сами выполнять определенные проверки, допустим, по жалобам либо просьбе территориальных органов Федеральной регистрационной службы[77].
Неоднозначно во время работы над проектом решали вопросы о форме нотариата.
Общеизвестно, Основы законодательства РФ о нотариате, ввели в 1993 году частнопрактикующий нотариат, при этом сохраняя и нотариат государственный. Вызвано это было тем, что законодатель не верил в новый нотариат, в его возможности в области обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Авторы Основ законодательства РФ о нотариате (В.С. Репин, А.В. Скурлатов, А.И. Тихенко, Г.Г. Черемных) отталкивались от другого - невозможности в большинстве регионов Российской Федерации из-за неразвитой экономики частнопрактикующим нотариусам при их полной финансовой и хозяйственной самостоятельности обеспечивать нотариальную деятельность, и как итог – граждане остаются без необходимой квалифицированной юридической помощи и рядом с ними не окажется ни государственных, ни частнопрактикующих нотариусов[78].
Почти за два десятка лет существования частнопрактикующий нотариат убедительно доказывает свое превосходство над государственным нотариатом, за данный период времени частнопрактикующий нотариат занимает доминирующее положение в Российской Федерации в области совершения нотариальных действий. В Москве государственный нотариат окончательно упразднили 10 января 1998 г. Не существуют государственные нотариусы и в большинстве субъектов Российский Федерации. Государственный нотариат имеет место быть только в северных и иных отдаленных, труднодоступных и экономически неразвитых районах, в которых самостоятельно, без бюджетной поддержки обеспечение нотариальной деятельности будет затруднительным.