Файл: Правовые основы организации нотариата (Глава 1 Основы деятельности нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственные нотариальные конторы уже на сегодняшний день практически отсутствуют в регионах. При условии полнейшего отказа от государственной системы нотариата нужно внести определенные изменения в Положения, которые исключат полномочия территориальных органов юстиции в отношении государственных нотариальных контор[53].

Кроме этого есть проблема контроля территориальными органами юстиции выполнения нотариусами профессиональных обязанностей (п. 52 и п. 47 соответствующих Положений). На данный момент правила исполнения данного контроля определяют Основами законодательства РФ о нотариате. На основании, которых контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, осуществляется органами юстиции, а за нотариусом, который занимается частной практикой, - нотариальные палаты (ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате).

Контроль за выполнением правил нотариального делопроизводства нотариусом, который работает в государственной нотариальной конторе, осуществляет территориальный орган юстиции, а в отношении нотариуса, который занимается частной практикой, - в правилах, определяемых Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате). Отказ от совершения нотариальных действий либо неверное совершение нотариальных действий обжалуют в судебном порядке (ст. 33 Основ законодательства РФ о нотариате)[54].

Таким образом, Основы законодательства РФ о нотариате устанавливают три вида контроля в области нотариата:

контроль в области исполнения нотариусом профессиональных обязанностей;

контроль в области исполнения правил нотариального делопроизводства;

судебный контроль в области совершения нотариальных действий.

Кроме редакционных разночтений при обозначении первого типа контроля в действующих нормативных актах, о втором его типе в Положениях (акты меньшей юридической силы) и вовсе не упоминают, хоть, по всей видимости, следовало это сделать.


Впрочем, на самом деле второй тип контроля поглощен первым во время широкого его толкования и понимания. Но есть напрямую затрагивающая деятельность территориальных органов юстиции и точно обозначенная в правовых источниках проблематика определенных противоречий ст. ст. 33 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате, смысл которых состоит в том, что выполнение профессиональных обязанностей состоит из всего спектра действий в области обеспечения совершения нотариальных действий[55]

Так как Основы законодательства РФ о нотариате территориальные органы юстиции не наделяют полномочиями в области контроля за исполнением профессиональных обязанностей нотариусом, которые занимаются частной практикой, то при ликвидации государственных нотариальных контор их лишат данных полномочий. Данный контроль, без внесения определенных изменений в Основы законодательства РФ о нотариате, будут осуществлять только нотариальные палаты, само собой, при наличии судебного контроля за совершением нотариальных действий. Но, данное положение дел не согласовано с задачами и полномочиями территориальных органов юстиции в области контроля и надзора в области нотариата.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусом, который занимается частной практикой, по своей природе будет обладать приоритетным значением перед контролем за исполнением правил нотариального делопроизводства и его должны осуществлять территориальные органы юстиции вместе с нотариальными палатами субъектов Федерации. Требуют редакционного изменения и другие положения ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате. Например, в ней одновременно говорят о контроле за исполнением нотариусом профессиональных обязанностей и о проверке организации работы нотариуса, хоть данные понятия не являются дублирующими и соотнесены как часть и целое[56].

На основании Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, который работает в государственной нотариальной конторе, при совершении действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, понесет ответственность в определенном по закону порядке. Увольнение нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, производят на основании Трудового кодекс, а Российской Федерации (ст. ст. 17, 12 Основ законодательства РФ о нотариате). При совершении нотариусами, занимающимися частной практикой, действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, их деятельность можно прекратить в суде по представлению определенного должностного лица и органа (ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате). В это же время из определения ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате исходит, что единственный субъект, который наделен правом на обращение в суд с ходатайством о лишении права нотариальной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, в частности, за нарушения законодательства, это нотариальные палаты. Кроме этого, законодателем по непонятным причинам использованы разные понятия – «представление» и «ходатайство»[57].


Следовательно, являясь органами, которые обеспечивают государственную политику в определенной области деятельности, единство правового пространства Российской Федерации на территории субъектов России, а помимо этого защиту прав и свобод человека и гражданина, территориальные органы юстиции фактически лишили на данный момент права обращения в суды о лишении права нотариальной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, при совершении ими действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации, дает возможность судам привлекать их к участию в данных процессах, но это не изменяет существенно сложившегося положения дел. По существу, появляется парадоксальная ситуация, при которой территориальные органы юстиции, которые наделены полномочиями выдачи лицензий на право нотариальной деятельности, не обладают возможностью обращения в суды с заявлениями об их лишении. Данный подход не согласуется и с выраженной в ряде нормативных актах позицией, на основании которой органы, уполномоченные на выдачу лицензий в определенной области, обладают правом приостановления их действия либо даже аннулировать их. На основании этого представляется целесообразным наделять территориальные органы юстиции правом самостоятельного или совместного с нотариальными палатами субъектов Федерации обращения в суды с представлениями о лишении права нотариальной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, в случаях совершения ими действий, противоречащих законодательству Российской Федерации. Логичным представляется возложение на территориальные органы юстиции полномочий в области приостановления действия лицензий на право нотариальной деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, во время обращения ими в суды. В это же время особенный статус нотариусов, действующих от имени Российской Федерации, не дает возможности для наделения территориальных органов юстиции правом самостоятельного лишения (аннулирования) их лицензий на право нотариальной деятельности во внесудебном порядке[58].

В заключение следует отметить, что в определенных в законодательстве случаях нотариальные действия в Российской Федерации, кроме нотариусов, могут совершаться и главами местных администраций, а также специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления. Но, при этом данная деятельность, как справедливо отмечено в юридических источниках, пока оставляют за пределами контроля Минюста Российской Федерации. Отдельная проблема состоит в разграничение и соотнесение терминов контроля и надзора вообще и в сфере деятельности территориальных органов юстиции в частности, что породило не только научную полемику, но и некоторые затруднения на практике. В общем, на данный момент с сожалением следует констатировать, в общем, умозрительный вид полномочий территориальных органов юстиции в области контроля и надзора в сфере нотариата в части исполнения нотариусами.


2.2 Перспективы развития нотариата

Основной нормативный акт, который регулирует нотариат в Российской Федерации, - это Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I. Принятие этого закона стало шагом к построению правового государства, которое развивается и действует в традициях Европейских стран. После вступления 25 мая 1995 года в Международный союз латинского нотариата, Российская Федерация не отказывается при этом полностью от системы государственного нотариата, что выступает в качестве доказательства своеобразного пути в развитии нотариата Российской Федерации, его нетипичность по сравнению с Европейскими странами[59].

В это же время стоит учитывать то, что этот акт не является индивидуальным по своему характеру: некоторые статьи Основ законодательства РФ о нотариате соответствуют статьям других актов. Например, ст. 41 (об отложении совершения нотариального действия для получения подтверждения от заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против совершения этих действий) будет соответствовать ст. 33 Семейного Кодекса РФ (режим совместной собственности супругов), положения ст. 43 (определение дееспособности) будут соответствовать ст. 28 Гражданского Кодекса РФ (эмансипация), а положения ст. 44 (документ зачитывается вслух) будут соответствовать ст. 68 Конституции Российской Федерации (государственным языком является русский язык)[60].

При учете вышесказанного, возможно, говорить, что институт нотариата в области своего нормативного состава будет более общим институтом каждой из отраслей права, чем принадлежащим к одной определенной. Институт нотариата в качестве института «превентивного правосудия», будет одним из главных институтов на основании исполняемых правозащитных функций. Основное его отличие заключается в обеспечении охраны интересов физических и юридических лиц в «частноправовой и публично-правовой области».

Таким образом, можно сказать, что нотариат не будет являться институтом, который принадлежит определенной отдельной отрасли права, а будет выступать в качестве совокупности норм разных отраслей, межотраслевым институтом.

Что, в свою очередь, бает возможность относить этот институт к области публичных правовых институтов. Татаринов О.В. следующим образом характеризует нотариат: «Современный российский нотариат представляет собой публично-правовой институт предупреждения правонарушений, сбалансировано обеспечивающий государственные и частные интересы в сфере гражданско-правовых отношений….». Такая точка зрения и у Шахбазяна А.А.: «Реализация права на защиту, в частности, обеспечивается таким публично-правовым институтом как нотариат»[61].


Основываясь на вышеизложенное можно говорить о том, что основная цель частного нотариата, это не столько защита прав и законных интересов физических и юридических лиц при помощи совершения нотариальных действий, а даже больше обеспечение законности в интересах государства. Публично-правовой институт ориентирован в первую очередь на реализацию интересов большинства, при этом функция нотариата в таком плане будет двоякой: обеспечив законность и стабильность в интересах страны нотариат, таким образом, защитит права и интересы физических и юридических лиц.

Ткаченко М. В., изучая такой дуализм, говорит, что частный нотариат выступает в качестве звена системы государственного управления, что дает возможность в полном объеме гарантировать всем гражданам защиту их имущественных прав и интересов и определяет нотариат в качестве одного из самых важных правовых институтов страны[62].

Что, дает возможность для сравнения частного нотариата с системой органов исполнительной власти правоохранительного вида: при реализации интересов государства, частный нотариат реализует потребности граждан в защите их прав, придании актам публичной силы. Органы исполнительной власти правоохранительного вида определили в качестве своей задачи такие же функции, что и дает возможность для их сопоставления, соотнесения между собой в качестве чрезвычайно похожих по назначению правовых образований. Кроме этого следует указать, что частный нотариат, также как и органы исполнительной власти правоохранительного вида, контролируется, в том числе и, органами исполнительной власти, что является еще одним доводом к вышесказанному[63].

Такая точка зрения поддерживается Москаленко М. И., определяя, что правоохранительная деятельность, в качестве задачи, должна превалировать перед другими задачами частного нотариата, и, по существу, дает возможность характеризовать частный нотариат в качестве правоохранительного органа.

В качестве одного из примеров похожих органов можно привести Государственную регистрационную палату при Минюсте РФ. Главная функция этого органа – это закрепление прав на недвижимое имущество, что сродни нотариальному закреплению бесспорного права, а так как регистрацию проводят в интересах государства, но при этом еще и защищаются права граждан, факт схожести правового положения, а кроме этого социального назначения рассмотренных явлений будет очевидным[64].