Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Глава 1 Сущность франчайзинга).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История развития франчайзинга. Зарождение и современный этап
1.2 Франчайзинг как модель ведения бизнеса. Преимущества и недостатки
Глава 2 Франчайзинг как инструмент развития бизнеса
2.1 Развитие франчайзинга в России
2.2 Франчайзинг как инструмент развития бизнеса в России
Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.
Для того чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзора франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзором.
Покупка франшизы.
Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются[4]:
Прямой франчайзинг.
Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи[5].
Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзоры могут начать продавать большее количество франшиз в этой стране.
Мастер франшиза.
Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны[6].
Преимущества и недостатки франчайзинга мы можем видеть в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества и недостатки франчайзинга[7]
Для франчайзоров |
Для франчайзи |
|
Преимущества |
1. Быстрое расширение бизнеса на новых рынках с минимизацией собственных финансовых затрат и трудовых ресурсов. 2.Снижение риска, так как собственный капитал участвует в расширении дела в минимальной степени. 3.Освобождение от необходимости оперативного управления. 4.Получение дополнительных доходов за счет выплат франчайзи. |
1. Возможность начать собственное дело. 2. Готовая «ниша». Франчайзи покупает готовый бизнес, опробованный всесторонне франчайзором 3.Торговая марка. Франчайзи покупает право пользоваться относительно известной торговой маркой, фирменным знаком или стилем. 4.Реклама. Наличие товарного знака дает возможность пользоваться всей мощью рекламы этого товарного знака. 5.Помощь. Франчайзор передает франчайзи технологию ведения бизнеса 6.Облегчение доступа к кредитным ресурсам, поскольку франчайзор может выступать гарантом по кредитам. |
Недостатки |
1.Необходимость кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом. 2.Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы. 3.Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий. 4.Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. 5. Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. |
1. Меньше экономической свободы ограничение инициативы 2. Невозможность быстрого выхода из бизнеса, так как договор обычно заключается на относительно большой срок. 3.Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы 4.Зависимость от финансовой стабильности франчайзора. |
Обязанности |
1.Передача деловой и технической информации. 2.Разработка единой документации. 3.Контроль качества. 4.Обеспечение постоянной поддержки франчайзи. 5.Заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках. 6.Предоставление защищенной территории |
1.Регулярные выплаты взносов. 2.Следование производственным стандартам и программе франчайзора. |
Перспективные направления |
1.Предприятия питания 2. Автотранспортные предприятия 3. Услуги для дома 4. Бытовое обслуживание 5. Обслуживание бизнеса 6. Развлечения, путешествия, спорт 7. Охрана здоровья 8. Строительные услуги 9. Учебные центры. 10. Розничная торговля |
Франчайзинг – распространенная в мире стратегия развития бизнеса, при которой одна сторона предоставляет другой право использования соей торговой марки, технологии ведения бизнеса, секреты производства.
Это относительно новый метод ведения бизнеса, сумевший завоевать широкое признание среди частных предпринимателей и крупных корпораций. Франчайзинг дает широкие возможности для расширения бизнеса, позволяет франчайзи выбрать основные направления хозяйственной деятельности, прогнозировать будущие денежные потоки и в короткие сроки обрести признание и устойчивое положение на рынке.
В заключение первой главы можно сделать вывод, что в мире франчайзинг зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных и популярных методов ведения бизнеса. Франчайзинговые сети успешно работают в Европе и США, а в последнее десятилетие бурно развиваются и у нас России. Объемы продаж через франчайзинговые сети достигают триллионов долларов, а количество франчайзинговых предприятий растет в геометрической прогрессии.
Глава 2 Франчайзинг как инструмент развития бизнеса
2.1 Развитие франчайзинга в России
Начало истории развития франчайзинга в России относят к середине 90-х годов прошедшего века. Историю франчайзинга в России связывают именно с сектором розничной торговли нефтепродуктами. Именно в это время франчайзинг многие рассматривали как интеграцию малого и крупного бизнеса, что конечно значительно в определенных секторах экономики (к примеру, продажа нефтепродуктов, электроэнергии, осуществление пассажирских перевозок) и при определенных экономических ситуациях, но само по себе приоритетом франчайзинга не является[8].
В «новом» предпринимательстве также появлялись концепции, имеющие общие признаки с франчайзингом, но строились они на лизинговых отношениях, к примеру, «Дока-пицца». Много зарубежных идей, войдя на российский рынок, столкнулись с серьезными затруднениями, связанными с экономическими, правовыми и психологическими факторами и до настоящего времени устояли только две компании «Баскин Роббинс» и «Сабвей».
Но, не смотря на это, возможность партнерского развития бизнеса стимулирует возрастание интереса в России к франчайзингу[9].
При положительной динамике развития франчайзинга в России, на сегодняшний день участникам франшизных отношений, приходиться серьезно рисковать. Административные барьеры, отсутствие общего понимания франчайзинга, изменение ситуации на рынке, большой уровень недоверия, ложные обещания, недобросовестность партнеров, слабая защита права на интеллектуальную собственность и незаконное их использование, финансовые и коммерческие риски, пренебрежение со стороны партнеров интересами системы, а также в ряде случаев неграмотное управление тормозят запланированное развитие. По причинам, понятным всем, это не добавляет экономического роста и стабильности франчайзингу на территории России.
Дальнейшее развитие ситуации в сфере франчайзинга в основном будет зависеть от деловой активности непосредственных игроков рынка, профессиональной позиции специалистов в данной области, позиции некоммерческих организаций и отношения органов власти. Весомым фактором в формировании современной системы является поддержка развивающихся отношений региональными и федеральными органами власти.
В настоящие время в России постоянно появляются новые франшизные проекты, круг потенциальных франчайзеров увеличивается, но им еще необходимо время, чтобы выйти на рынок по концепциям франчайзинга[10].
Смещаются интересы с расширения за счет собственных предприятий на рынке, к расширению за счет предприятий франчайзи. Так что в этом плане, франчайзинг будет более активно использоваться, по сравнению с другими формами сотрудничества, при условии, что франчайзеры будут грамотно выстраивать марочные и продуктовые стратегии. Хороший результат уже дает серьезное отношение к предпринимательству. В нестабильной среде приобретает актуальность планирование деятельности и оценка рисков.
Огромное значение также играет выстраивание партнерских отношений, особое внимание необходимо уделять, выбирая партнеров.
Развитие франчайзинга в России происходит преимущественно по общемировым тенденциям. С целью привлечения потребителей франшизы и конечных потребителей ожидается последующая диверсификация, иными словами появление новых франшиз и новых форматов. В России, особенно в ее регионах начинается активизация потенциальных франчайзи. Наблюдается спрос на франшизу со стороны организаций и торговых центров, являющихся арендодателями помещений. Успешные франшизы всегда востребованы. Качественно изменился и сектор потенциальных франчайзи, в большинстве своем это грамотные бизнесмены, желающие приобрести хороший продукт[11].
Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.
Интерес со стороны физических лиц - потенциальных предпринимателей, будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг[12].
По имеющимся данным, население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых велик (или даже преобладает) удельный вес франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных напитков, аренда квартир.
Помимо торговой сети «Спар», разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или намерены заняться такие компании, как «Юнилэнд» (торговые сети «Дикси», «Мегамарт», «Юнисам»), «Фелма» (торговая сеть «Копейка»), «Пятерочка» (крупный акционер - Европейский банк реконструкции и развития), «Рамэнка» (торговая сеть «Рамстор»), «Перекресток», «Ароматный Мир».
Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются сбытовыми подразделениями нефтяных компаний[13].
Продолжая анализировать использование коммерческой концессии российскими компаниями, следует отметить продолжающуюся экспансию франчайзинговых фирм, работающих в сегменте фаст-фуд[14]. Наиболее крупными субъектами данного сегмента рынка являются: «Сабвей» (вторая компания в мире по количеству франчайзинговых единиц и первая в США), «РосИнтер», «Кэй Эф Си», «Русское бистро», «Пицца-хат». По свидетельству специалистов, в ближайшие 2-3 года ожидается увеличение платежеспособного спроса населения в сегменте фаст-фуд, сокращение периода окупаемости заведений такого рода (по сравнению с существующим), а также снижение стоимости франшиз, вызванное главным образом уменьшением масштабов компаний-франчайзи.