Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Глава 1 Сущность франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный уровень реализации Стратегии предусматривает осуществление мероприятий, направленных на создание нормативно-правовой базы стимулирующей развитие франчайзинга и устраняющей излишние административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности.

На региональном уровне Стратегия ставит целью реализацию комплекса мер по развитию коммерческой концессии во всех субъектах Российской Федерации. Франчайзинг должен стать массовым явлением во всех уголках России – от Калининграда до Владивостока, а не уделом крупных городов.

Стратегия предусматривает также меры, как на федеральном, так и на региональном уровне, по координации деятельности франчайзеров, франчайзи, общественных организаций, отдельных объединений предпринимателей, саморегулируемых организаций, банков направленной на единый результат – институализацию франчайзинга[27].

Важное место в Стратегии отведено проектам по формированию положительного общественного мнения в отношении франчайзинга.

Государство и предпринимательское сообщество совместно должно формировать мотивацию граждан на открытие собственного бизнеса, потребление качественных услуг и продуктов, производимых предпринимателями по этой схеме.

Наличие указанного документа позволяет РАФ планировать текущую деятельность в соответствии с определенными стратегическими приоритетами и эффективно реализовывать разнообразные задачи и проекты.

Основные результаты деятельности[28]:

  • изменено законодательство в области коммерческой концессии (54 Глава Гражданского кодекса)
  • снижен размер пошлины за регистрацию договоров коммерческой концессии с 25000 рублей до 13500 рублей
  • рынок франчайзинга увеличен с 18500 объектов до более, чем 40000 объектов
  • количество действующих франчайзинговых брендов увеличено с 350 до более, чем 1000
  • сформирована легитимная национальная ассоциация франчайзинга, численность ассоциации увеличена более чем в 2 раза
  • создан Интернет-портал РАФ, медиаканал РАФ, Интернет каталог франшиз РАФ, портал находится в ТОП-3 поисковых систем по запросу франчайзинг
  • осведомленность предпринимателей о франчайзинге более 50% (исследование НАФИ)
  • осведомленность жителей России о франчайзинге увеличилась в десятки раз
  • сформирован базис для формирования и дальнейшего продвижения на глобальном рынке российских брендов
  • франчайзинг рекомендован субъектам федерации как оптимальный механизм Минэкономразвития
  • имеется Стратегия и план развития франчайзинга в России, основанные на лучших зарубежных практиках
  • представители РАФ имеются в 15 субъектах федерации (Уральский ФО - 5 областей, Башкирия, Чечня, Алтайский край, Пермский край и Кировская область, Томская и Новосибирская области, Архангельской области, Москва, Осетия-Алания)
  • 21 субъект федерации оказывают поддержку деятельности РАФ
  • РАФ является членом Международного совета по франчайзингу WFC (43 страны) и занимает активную позицию, предложенная РАФ система модернизации WFC реализуется с 2014 года
  • при поддержке РАФ сформированы банковские продукты: Бизнес Старт Сбербанка России (свернут), Лайф-франчайзинг (приостановлен), кредитование оборудование ВЭБ-лизинг (реализуется единично), проект с МСП банком (подбираются пилотные проекты)
  • выпущен и распространяется ежегодный печатный каталог франшиз РАФ тиражом 10000 экз.
  • разработаны франшизы для Правительства Москвы, фонда «Наше будущее», 10 частных компаний
  • формируется и развивается инструмент сетевого брокериджа франшиз
  • РАФ проводит около 40 мероприятий в год, всего проведено 191 мероприятие
  • РАФ организовал присутствие делегаций на 17 зарубежных выставках и крупных франчайзинговых форумах в дальнем зарубежье (Нью-Йорк, Вашингтон, Лас-Вегас (США), Париж (Франция) - 2 раза, Берлин (Германия), Манила (Филиппины), Тайбей (Тайвань), Сан-Паулу (Бразилия) - 2 раза, Торонто (Канада), Пекин (Китай), Стамбул (Турция), Мехико (Мексика), Будапешт (Венгрия), Сеул (Корея), Куала-Лумпур (Малайзия)
  • РАФ организовал присутствие делегаций на 9 выставках и форумах в странах СНГ: Минск (Белорусия) - 3 раза, Алматы (Казахстан) - 2 раза, Украина - 2 раза, Латвия - 2 раза.
  • РАФ создал систему связей с зарубежными ассоциациями и помог в выходе на российский рынок 5 зарубежным компаниям
  • для защиты рынка от недобросовестных предпринимателей реализуется проект «Национальный реестр франшиз» (85 компании), выпущено несколько публикаций, включая Российскую газету, проводится разъяснительная работа на всех мероприятиях РАФ
  • достигнуто соглашение с руководством компании Google (Тод Роу) о продвижении франчайзинга через поисковую систему, платформу Android, сервисы YouTube.

Но даже не смотря на столь серьезную и масштабную работу, в России все же остаются факторы препятствующие развитию данному виду бизнеса[29].

2.2 Франчайзинг как инструмент развития бизнеса в России

Финансовый кризис 2008 года показал, что франчайзинг может быть ключом к установлению эффективного партнерства и защиты капитала в условиях инфляции и нестабильной экономики. Компании, развивающиеся по системе франчайзинга, оказались более жизнеспособными. Согласно данным Международной Ассоциации Франчайзинга во время кризиса потерпели неудачу только 6% предприятий развивающихся по франчайзингу. В то время как, более 30% компаний малого и среднего бизнеса, работавших самостоятельно разорились[30].

В настоящее время в России около 500 компаний франчайзеров и почти 20000 франчайзи. Большинство франчайзинговых компаний представляют сферы продуктов питания и ресторанного бизнеса; розничной торговли одеждой и обувью; достаточно широко представлена сфера услуг. При этом доля иностранных франшиз на нашем рынке порядка 40%. Можно назвать такие известные бренды как: KFC, Subway, Baskin Robbins, Burger King, Синнабон, Pizza Hut; из ритейла это - Terranova, TOM TAILOR GmbH, CALLIOPE, Tommy Hilfiger, Mango и другие.

Наш рынок весьма привлекателен для развития новых западных брендов, которые в поисках партнеров в России[31]. Международная Ассоциация Франчайзинга совместно с компанией Деловой базар представляет сегодня интересы следующих брендов для развития в нашей стране на условиях мастер франшизы: Fatburger, Dressed, Coffee Planet, Bar-B-Cutie, The Cheesecake Cafe. Каждая из предложенных концепций уникальна в своем роде. Это бренды доказавшие своим успехом на рынке эффективность своей концепции, что является лучшим доказательством надежности бизнеса.

Отечественные компании франчайзеры также показывают завидный прирост партнеров в последние 2 года. Наконец 2011 года российская компания «Экспресс Ритейл», развивающая франчайзинг сети Перекресток экспресс и Копейка, насчитывала 29 партнеров и 61 франчайзинговый магазин. Увеличение количества магазинов происходит как за счет увеличения количества партнеров, так и за счет увеличения количества магазинов одного франчайзи, что свидетельствует об успешности проекта. На начало 2012 года по схеме обратного франчайзинга в сети уже работают 8 партнеров и 24 магазина[32].


В индустрии фаст фуд следует выделить такие компании как Елки Палки, Иль Патио, Планета Суши, BurgerCLUB. Последняя демонстрирует просто фантастический рост в отрасли с высокой конкурентной средой: 29 франшизных предприятий за 2 года и заявка на открытие 20 новых ресторанов на ближайший год.

Область ритейла достойно представляют такие отечественные бренды как: Oggi, Savage, ТВОЕ, Sela,Gulliver, Буду Мамой, Love Republic и др. Традиционно наиболее активно развивающаяся отрасль франчайзинга.

Особо следует отметить прирост франшизных компаний в сфере услуг. Например, молодая компания Fast & Shine, открыла более 50 представительств за прошедший год, в некоторых городах действует несколько партнеров. Компания вышла на рынки Украины, Киргизии, Туркменистана и на данный момент готовит международный сертификат для поставок химической продукции в Европу. Все это благодаря новому уникальному продукту на рынке услуг.

Компания Меббери ни менее значимый бренд, сеть насчитывает 90 магазинов, в планах на этот год расширить ее до 150 представительств. Уникальность бренда основана на собственном производстве, представляющем сбалансированный востребованный на рынке ассортимент мебельной продукции.

Сфера развлекательных услуг представлена компактными Мини-Студиями Dance Heads®, количество которых за прошлый год увеличилось в 86 раз. В этом году планируется открыть еще 50 студий.

Услуги кредитования представлены такими брендами как ФОСБОРН ХОУМ, Удобные Займы. Рынок кредитования растет, соответственно растет количество франшизных предприятий предоставляющих новые возможности для бизнеса.

Сувениры и подарки традиционно представлены широким спектром франшиз: Экспетро, Конфаэль, Gift Idea, Красный куб, Экспедиция и др.

Активно развиваются франшизы отрасли красоты и здоровья: EYEKRAFT, Кладовая Здоровья, ИВ РОШЕ, Инвитро, Active Lady далеко не полный перечень компаний данного сектора услуг.

Одним из главных тенденций прошедшего года можно считать увеличение франшизных предприятий в регионах России. Это обусловлено как перенасыщением столичного рынка, так и активным развитием бизнеса на местах.

Особо следует отметить активную позицию банковского сектора в развитии франчайзинг отрасли. ОАО Сбербанк России предлагает молодым предпринимателям помощь в запуске собственного бизнеса по франчайзингу. Кредитная программа «Бизнес старт» призвана активизировать интерес потенциальных франчайзи к запуску собственного дела под крылом сильного бренда. Финансовая группа «Лайф», представляющая собой объединение 7 самостоятельных коммерческих банков, также предлагает собственную программу кредитования для потенциальных франчайзи «Лайф франчайзинг»[33]. Ожидается, что этот список пополнится и другими финансовыми учреждениями, которые также захотят отхватить свой «кусок пирога» в активно развивающемся мире франчайзинга.


Эксперты надеются, что популяризация франчайзинга будет способствовать снижению уровня дефрагментации нашей экономики и изменит структуру ВВП России в пользу увеличения доли малого и среднего бизнеса в его составляющем. Это в свою очередь должно уменьшить долю предприятий, ориентированных на экспорт сырья.

Укрепление позиций зарождающегося среднего класса является основным приоритетом государственной политики. Это дает основания надеяться на продолжение активного роста франчайзинг отрасли, как одного из главных инструментов развития малого и среднего бизнеса в стране.Структуру Российского франчайзинга можно увидеть на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура Российского франчайзинга %[34]

2.3 Вертикальные ограничения в франчайзинговых системах

Особой формой стимулирования объема продаж дистрибьютора служит система франчайзинга. Контракт франчайзинга предусматривает приобретение франчайзи (как правило, относительно мелкой фирмой), права действовать, используя торговую марку крупной авторитетной фирмы - франчайзера.

В США активный рост числа франчайзинговых соглашений пришелся за десятилетие с 1975 до 1985 год. К началу 90-х годов на основе франчайзинговых соглашений действовали 100% фирм-дилеров автомобилей, 85% бензоколонок, 60% закусочных («предприятий быстрого питания») и 40% магазинов самообслуживания.

Заинтересованность мелких фирм в использовании системы франчайзинга очевидна: он позволяет им снизить риск деятельности и преодолеть барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью инвестировать в репутацию[35].

В то же время франчайзеры получают возможность осуществлять вертикальный контроль за деятельностью франчайзи, не прибегая к методам, запрещенным антимонопольным законодательством. Вертикальный контроль со стороны франчайзера может быть различным в зависимости от типа заключенного соглашения. Обязанности, которые принимает на себя фирма-франчайзи, могут сводиться к реализации продукции франчайзера и поддержании его торговой марки. Именно такой тип контрактов характерен для дилеров автомобильных компаний.


Франчайзер может устанавливать план продаж, стандарты производства и качества, форму оперативной отчетности. Такими контрактами пользуется фирма МакДональд, на их основе действуют компании по прокату автомобилей. Наконец, контракт франчайзинга может предусматривать полную регламентацию деятельности. На основе таких контрактов работают бензоколонки, мастерские по ремонту автомобилей. Плата за пользование франчайзингом складывается из двух частей - фиксированной суммы (franchise fee, или франшизы) и отчислений от выручки франчайзи, называемой роялти. Для разных компаний соотношение франшизы и роялти различно.

Манипулируя величиной этих сумм, франчайзер может существенно влиять на конкуренцию между франчайзи и их ценовую политику. Чем ниже роялти и выше франшиза, тем в большей степени заинтересованы франчайзи в увеличении объема продаж. Если рассматривать контракт между производителем и дистрибьютором, величина франшизы ограничивает возможности дистрибьютора повышать цену - так как он должен продать достаточное количество товара для того, чтобы покрыть расходы не только на товар, но и на право продажи товара. В то же время высокий процент роялти приведет к снижению объема продаж дистрибьютора и повышению цены.

Выводы по главе 2

Таким образом, начинающим предпринимателям выгодно начинать свой бизнес по схеме франчайзинга, т.к. важной особенностью франчайзинга является минимизация рисков, связанных с предпринимательской деятельностью (из всего числа новых организаций 85% завершают свою деятельность в течение 5 лет, из них только 14% используют схему франчайзинга).

Помимо этого, франчайзинг дает предпринимателю возможность развивать собственную деятельность, взяв за основу опыт, знания и поддержку франчайзера.

Несмотря на то, что в мире франчайзинг существует давно, в России это направление стало развиваться относительно недавно. Франчайзинг в России сталкивается с рядом препятствий:

  • отсутствие четко проработанной законодательной базы;
  • недостаточность знаний участников рынка о подобной схеме ведения бизнеса;
  • изначальное недоверие между франчайзи и франчайзером;
  • нежелание франчайзи вести бизнес под чьим-то руководством.

Несмотря на это, франчайзинг активно развивается во всех отраслях деятельности.

В заключение данной работы можно сделать вывод, что в мире франчайзинг зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных и популярных методов ведения бизнеса. Франчайзинговые сети успешно работают в Европе и США, а в последнее десятилетие бурно развиваются и у нас России. Объемы продаж через франчайзинговые сети достигают триллионов долларов, а количество франчайзинговых предприятий растет в геометрической прогрессии.