Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Глава 1. Теоретические и методические аспекты франчайзинга, как модели ведения бизнеса).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические аспекты франчайзинга, как модели ведения бизнеса
1.1. Сущность франчайзинга как особого вида предпринимательской деятельности
1.2 Франшизное соглашение: основные понятия, оценка рисков
2.1 Основные направления франчайзинга в деятельности ООО «Оптима»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время большая часть профильных специалистов считают, что франчайзинг представляет собой перспективный метод осуществления и расширения бизнес-деятельности. Однако в России данный метод еще полностью не реализован. Особенно четко данная тенденция проявляется на региональном уровне.
На правовом уровне франчайзинг закреплен в Гражданском кодексе РФ, где он закреплен как коммерческая концессия. В наши дни франчайзинг приобрел актуальность среди предприятий малого бизнеса.
Данный факт подтверждается тем, что малый бизнес создает основу для развития и формирования цивилизованного рынка.
Актуальность работы заключается в том, что франчайзинг способствует проникновению малого бизнеса в производственные сети. Другая особенность франчайзинга в России заключается в том, что он неравномерно является его неравномерно распространен по территории нашей сраны.
Широкое распространение франчайзинг получил в наиболее крупных городах России, таких как: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Использование франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономикой данного региона, уровнем развития бизнеса в нем.
В настоящее время развитие малого бизнеса претерпевает ряд проблем, среди которых, необходимость расширения реализации продукции, произведенной одной фирмой на широком, часто региональном рынке; потребность привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм; сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса; снижение эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса и многие другие.
В качестве сдерживающего фактора применения франчайзинговой схемы организации бизнеса в России следует является, прежде всего, недостаточное развитие правовой базы. Франчайзинг не представляет собой объект правового регулирования. При этом следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует четкое определение франчайзингового договора.
Целью работы является перспективный анализ франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить т следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты развития франчайзинга в России.
- Рассмотреть основные направления франчайзинга в деятельности ООО «Оптима».
- Представить организационно-экономическое обоснование проекта внедрения франчайзинга ООО «Оптима» на региональном рынке косметики и парфюмерии.
- Оценить эффективность разработанного проекта.
Объект исследования ООО «Оптима».
Предмет исследования – франчайзинг на примере фирмы ООО «Оптима».
Для решения поставленных задач в работе нашли отражение инструменты системного анализа, методы сравнений и аналогий, метод обобщений, сбор и систематизация информации.
Для того чтобы выполнить поставленные цели и задачи исследования, в работе использовались труды отечественных и зарубежных авторов, а так же интернет ресурсы, результаты практических исследований различных аналитиков и специалистов, статьи и обзоры рынка франчайзинга и другие актуальные источники информации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические и методические аспекты франчайзинга, как модели ведения бизнеса
1.1. Сущность франчайзинга как особого вида предпринимательской деятельности
Наличие конкурентной среды является одним из основных признаков современных экономических отношений. В настоящее время субъекты предпринимательства сосредоточены не только на рыночном выживании, но и на непрерывном поиске дальнейших направлений своего развития. Продвижению бизнеса на сегодняшний день способствует его интеграция в производственные сети более мощных экономических систем, и одной из организационных форм такой интеграции выступает франчайзинг[1].
В настоящее время, не существует общепринятого понимания значения термина «франчайзинг», используются термины «франчайзинг», «франшиза», «коммерческая концессия». Данной позиции придерживаются многие авторы.
Экономист М.Л. Варданян хотя и определяет «франчайзинг» «как систему распределения доходов, которая при условии соблюдения определенных норм приносит выгоду», но делает акцент на использование торговой марки предприятием, получившим данное право, и ни слова про использование технологии ведения бизнеса, маркетинга и рекламы[2].
Необходимо согласиться с А.С. Райниковым в отношении его справедливого замечания, что «определение должно быть лаконичным и носить по возможности дефинитивный, а не описательный характер»[3]. Поэтому, видится оправданным, высказанный научный подход, к франшизе как к «форме продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого компания-франчайзер (правообладатель) предоставляет франчайзи (пользователю) лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя на ограниченной франшизной территории на срок и на условиях, определенных франчайзинговым договором»[4].
Заслуживает поддержки весьма логически обоснованное понятие, данное Н.Г. Вилковой в своей работе «Договорное право в международном обороте», которая указывает: «Франшиза обычно определяется как соглашение, согласно которому франчайзор предоставляет франчайзи в обмен на прямую или косвенную финансовую компенсацию право на использование комплекса прав промышленной или интеллектуальной собственности, относящихся главным образом к ноу-хау и коммерческим символам, а также на получение коммерческого или технического содействия в течение срока действия контракта»[5]. Полагаем, что Н.Г. Вилкова вкладывает в данное определение гражданско-правовое содержание (сущность), раскрывая его через категорию «соглашение», с чем мы, безусловно, согласны и аналогично стоим на цивилистической трактовки франчайзинговых обязательств.
Как справедливо замечает М.Н. Титова «франшизу следует рассматривать в качестве бизнес-модели (проекта), которая осуществляется его участниками с помощью комплекса взаимосвязанных правовых средств для достижения конкретного экономического результата»[6]. Такая трактовка франшизы как бизнес-модели (проекта) обладает чертами оригинальности и научной новизны, заслуживает особого анализа дальнейшего обращения к данному подходу в настоящем научном исследовании.
В узком смысле, под договором о франшизе часто понимают разновидность договора об исключительной продаже товаров, сторонами которого являются поставщик товаров и/или услуг и привилегированный покупатель. По такому договору товары приобретаются покупателем в собственность для перепродажи на рынке или для оказания услуг, причем характерным является введение в договор условия об исключительной продаже и покупке сторонами товаров в определенном объеме для дальнейшей их коммерциализации на монопольных началах в границах устанавливаемой в контракте территории[7].
Учитывая специфику франчайзинга, необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют различные классификации франчайзинга. Тем самым выбор субъектами того или иного вида франчайзинга зависит не только от формы хозяйственной деятельности, стабильности франчайзера, но и его места на определенном рынке товаров и услуг, особенностей рынка местного франчайзи[8].
Классификацию видов франчайзинга по различным классификационным признакам можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Классификация видов франчайзинга[9]
Классификационный признак |
Вид франчайзинга |
Способы и сфера применения |
- сбытовой (дистрибутивный) франчайзинг - производственный франчайзинг - франчайзинг бизнес формата (комплексный франчайзинг) |
Количество франшиз |
- франчайзинг отдельно взятого предприятия |
Место франчайзи в структуре сбытового канала |
- система «поставщик услуги – розничный торговец» - система «оптовый торговец – розничный торговец» |
Структура построения франчайзинговой сети |
- индивидуальный франчайзинг - районный франчайзинг |
Стратегия расширения франчайзингового бизнеса |
- классический франчайзинг - конверсионный франчайзинг - дочерний франчайзинг - франчайзинговый контракт на менеджмент |
Таким образом, подразумеваются две основные классификации франчайзинга, в одну из которых входит производственный, товарный и сервисный франчайзинг, где основой служит направление деятельности и комплекс передаваемых прав, а во второй классификации - франчайзинг распределения и франчайзинг бизнес-формата[10].
Качественные преимущества обусловливают количественный рост франшизных сетей. Франчайзер обладает следующими преимуществами[11]: расширение сбыта на отдаленных территориях и получение дополнительной прибыли; контроль и знание рынка, которые дают возможность работать на перспективу; безинвестиционное и быстрое продвижение на рынке; внедрение инноваций по улучшению бизнес-системы; вывод на рынок новейших и улучшенных предложений; защита исконных интересов путем контроля качества продукции; получение дохода от роялти.
Преимуществами франчайзи следующие[12]: использование бренда, который пользуется репутацией потребителей; уменьшение расходов на начальный капитал; вступление в уже работающую систему; возможность выбора области экономики; сохранение юридических интересов и самостоятельности; экономия затрат на обучение, маркетинговую и рекламную деятельность; поддержка со стороны опытного партнера; наличие конкурентных преимуществ; оценка доходов и планирование расходов; доступность инновационных технологий.
Относительно территориального аспекта можно сказать, что франчайзинг зависит от экономического фактора, а также уровня развития бизнеса на региональном рынке, что обусловлено административно-экономической, социальной и ментальной спецификой каждого региона. Обычно внедрение брендов происходит в стратегически важных городах и крупных экономических центрах, потом уже марка выводится на региональный рынок. Это дает возможность при минимальных финансовых вложениях быстро выйти на рынок[13].
Франчайзинговую схему выгодно применять в отдаленных областях, где экономически трудно и нецелесообразно развивать собственный бизнес, а также на перспективных, но незнакомых рынках. Развитие малого предпринимательства дает мощный положительный импульс для процветания нашей экономики в целом, причем перспективы малого и среднего бизнеса открываются в самых неожиданных областях[14]. Типичные причины, сдерживающие интенсивное развитие компаний, нашедших удачную бизнес-формулу - это дефицит финансов и недостаток времени. В этом случае одним из перспективных путей может стать франшиза, которая существенно снижает предпринимательские риски. По статистике, из 100 вновь открывшихся малых предприятий через 5 лет прекращают свою деятельность 85%, а в сфере франчайзи - только 14%[15].
Развитие малого бизнеса часто упирается в невозможность сбыта продукции, поэтому для поддержки предпринимателей открываются специализированные магазины и ярмарки, где можно реализовать продукцию. Перспективы развития малого бизнеса лучше прослеживаются в крупных городах, где достаточно свободных ниш даже в период финансового кризиса, когда многие предприятия вынуждены дешево продавать свои помещения и оборудование. Это дает возможность начинающим бизнесменам быстро открыть свое собственное дело[16].