Файл: Программа социальной защиты и правовая база (Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одной из главных задач государства является деятельность по социальной защите населения. В современной социально - экономической ситуации имеет место нестабильность, резко чувствуется нехватка федерального бюджета, почти не уменьшается число граждан с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается разница в уровне доходов населения, увеличивается напряжение на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Остро выражены тенденции неблагополучия, а также социальные девиации. Образовавшаяся обстановка требует принятия адекватных мер в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности. Этого можно достигнуть лишь путем реформирования общественной жизни, а также проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. Темпы социально-экономического развития российского государства большей частью зависимы от проводимой социальной политики. В условиях развития российской рыночной экономики, повышается значение вопроса развития социальной сферы как одной из важнейших функций государства.

Глава 1. Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведение медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.


Приоритетными направлениями в настоящее время являются:

  1. Реализация эффективной демографической политики
  2. Повышение экономической активности населения, развитие трудовых отношений и рынка труда
  3. Развитие пенсионной системы
  4. Модернизация системы социальной поддержки граждан

а) Развитие системы мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и внедрение системы социальных контрактов

б) Модернизация социального обслуживания населения в) Реабилитация и социальная интеграция инвалидов

  1. Повышение эффективности системы государственного управления а)

Противодействие коррупции

б) Реформирование и развитие гражданской службы.

Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Глава 2. Структура Министерства труда и социальной за- щиты Российской Федерации

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей министра устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время Министерство возглавляет Топилин Максим Анатольевич, имеющий семерых заместителей:

  • Вовченко Алексей Витальевич
  • Пудов Андрей Николаевич
  • Вуколов Всеволод Львович
  • Лекарев Григорий Григорьевич
  • Петрова Светлана Валентиновна
  • Скляр Алексей Валентинович
  • Черкасов Алексей Анатольевич

Структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства:


  1. Департамент комплексного анализа и прогнозирования;
  2. Департамент демографической политики и социальной защиты населения;
  3. Департамент по делам инвалидов;
  4. Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства;
  5. Департамент условий и охраны труда;
  6. Департамент занятости населения;
  7. Департамент пенсионного обеспечения;
  8. Департамент развития социального страхования;
  9. Департамент развития государственнойслужбы;
  10. Департамент правового регулирования и международного сотрудничества;
  11. Финансовый департамент.

Следует отметить, что Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:

  1. Федеральной службы по труду и занятости (Роструд);
  2. Пенсионного фонда РФ (ПФР);
  3. Фонда социального страхования РФ (ФСС). Министерство имеет подведомственные организации:
  • федеральные государственные бюджетные учреждения

-федеральные государственные казенные учреждения

-федеральные государственные унитарные предприятия.

Также Министерство в своем составе имеет совещательные и координационные органы:

  1. Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов;
  2. Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов;
  3. Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и раз- вития государственной службы.

Министерство имеет научно-исследовательские институты, учебные заведения (НИИ тру- да и социального страхования, Всероссийский центр охраны труда); издает несколько журналов – "Человек", "Труд", "Российский демографический журнал", "Пенсия".

Глава 3. Полномочия, реализуемые программы в области социальной защиты

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, права негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента РФ и Правительства РФ. Полномочия:


-разрабатывать и представлять в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно- правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственной ему федеральной службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

  • осуществлять надзор за нормативно- правовым регулированием, осуществляемым органом государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
  • осуществлять надзор и контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний;
  • об устранении выявленных нарушений;
  • о привлечении к установленной законодательством РФ ответственности должностных лиц органов и государственных подведомственных учреждений;
  • об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных подведомственных учреждений;
  • согласовывать схему размещения государственных подведомственных учреждений субъекта РФ на основе установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-

правовому регулированию в установленной сфере деятельности, норматива определения количества данных учреждений в субъектах Российской Федерации;

  • устанавливать требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку предоставления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
  • в случаях, установленных федеральными законами, готовить и направлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ;
  • осуществление международных связей в сфере социально-трудовых отношений, координация сотрудничества с МОТ, Международной организацией социального обеспечения, Фондом ООН в области народонаселения и с др. международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства.

Социальная помощь осуществляется путем предоставления государством социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан в соответствии с законодательством. Расчет всех пособий и субсидий осуществляется из расчета минимального прожиточного минимума.


Рассмотрим подробнее государственные программы, реализуемые в настоящее время в области социальной защиты отдельных категорий граждан – инвалидов, семьи, женщин и детей, пенсионеров.

В общей сложности инвалидов люди пенсионного возраста составляют большую часть – 65,2 %, инвалиды трудоспособного возраста - 30,5 %, дети-инвалиды - 4,3%.

На данный момент действуют три государственные программы.

Первая государственная программа Российской Федерации - «Социальная поддержка граждан» подразделяется на следующие семь подпрограмм:

  • подпрограмма 1 "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан";
  • подпрограмма 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения";
  • подпрограмма 3 "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей";
  • подпрограмма 4 "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций";
  • подпрограмма 6 "Старшее поколение";
  • подпрограмма 7 "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"

Целями данной программы являются:

  • повышение доступности социального обслуживания населения;
  • создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий

Программа рассчитана на срок до 31 декабря 2020 г. и ожидаемыми результатами еѐ реализации являются:

  • исполнение обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан;
  • увеличение удельного веса учреждений социального обслуживания, основанных на иных формах собственности, в общем количестве учреждений социального обслуживания всех форм собственности до 12,4 процента к 2020 году;
  • повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности по субъекту Российской Федерации;
  • рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,812 к 2020 году;
  • увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 87,4 процента к 2020 году;
  • увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями;
  • повышение материального и социального положения граждан пожилого возраста. Следующая государственная программа РФ – это «Содействие занятости населения». Она, в свою очередь, содержит следующие три подпрограммы:
  • подпрограмма 1 «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»;
  • подпрограмма 2 «Внешняя трудовая миграция»;
  • подпрограмма 3 «Развитие институтов рынка труда»