Файл: Формирование личности преступника ( Преступник и личность преступника).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Криминология — учение о преступлении, если иметь в виду буквальный перевод слова. Crimen — пре­ступление, logos — учение. Однако фактическое содер­жание науки криминологии гораздо сложнее и много­аспектное. Она изучает закономерности не только отдель­ных преступлений, но и преступности как массового преступного поведения, отвечая на вопросы: почему человек совершает преступление? почему для решения своих проблем многие люди избирают преступный путь? что делать в целях недопущения этого?

Объектом криминологического изучения являют­ся: 1) отдельные лица, совершающие преступления (на­пример, при монографическом их исследовании); 2) разные контингенты преступников: несовершеннолетние. Рецидивисты, т. п., 3) различные криминологические типы преступников.

Одновременно изучаются лица, не совершающие преступлений, для применения метода контрольной группы и выявления отличий характеристик преступников от реальных людей, живших и действовавших в аналогичных с преступниками условиях.

Выявление психологических признаков — задача специалистов-психологов и требует специальных познаний, психофизиологических — медиков и биологов. При анализе ближайших к преступлению причинных цепо­чек и комплексов допустимо ограничение только социологическим, социально-психологическим и этико-правовым исследованием.

Личность преступника, изучается криминологами одновременно в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой — как субъект, способный к активной целенаправленной, пре­образующей деятельности.

Предметом криминологического изучения являют­ся следующие личностные характеристики: 1) "объек­тивные", или социальные, позиции и роли; деятельность личности; 2) "субъективные": потребностно-мотивационная сфера; ценностно-нормативная характеристика сознания.

1. Преступник и личность преступника

Ни один криминолог, какую бы научную школу он ни представлял, не может обойти проблемы, связанной с человеком, совершающим преступления. Назовем такого человека для краткости "преступником". Понятие "пре­ступник" следует использовать только как формальное, т. е. отражающее не наличие у человека каких-то осо­бых криминальных характеристик, а тот факт, что человек совершил преступление. Это понятие важно от­личать от другого: "преступный человек", используемое сторонниками идеи о прирожденном преступнике.


В понятии "человек" воплощено неразрывное един­ство разных сторон его существа: социальной и биоло­гической. В понятии "личность" фиксируются только спе­цифически социальные признаки. Личность — это "со­циальное лицо человека", то, кем он стал, развиваясь и живя в обществе. При употреблении понятия "лич­ность преступника" следует иметь в виду именно "со­циальное лицо" человека, совершившего преступление. И ничего более.

Существует тройной механизм социальной детер­минации преступности: во-первых, путем определенного социального формирования личности; во-вторых, путем дачи ей предписаний противоправного либо про­тиворечивого характера; в-третьих, путем постановки личности в ситуации, вынуждающие и облегчаю­щие выбор преступного варианта поведения.

Имеет ли личность преступника присущие только ей специфические черты, отличаются ли преступники от не преступников — это уже другие вопросы, и при ответе на них используются иные понятия.

Дискуссия о соотношении биологического и социаль­ного в личности преступника имеет непосредственный выход на практику. Авторы, отдающие предпочтение био­логическому фактору, делают выводы о ведущей роли при изучении преступника психиатра, психолога, о применении биотехнических приемов и тестов. Сторон­ники решающего влияния социального фактора пишут о социальных программах коррекции поведения. В на­стоящее время ушли в прошлое крайние взгляды, отдающие предпочтение исключительно биологическому фактору, хотя немало генетиков и ряд криминологов призывают внимательно отнестись к последним дости­жениям генетики, не сбрасывать со счетов влияние на поведение людей генетических аномалий.

Но всегда существовал другой подход, жестко от­рицающий биологизацию преступного поведения. В на­чале XX века А. А. Пионтковский писал, что нельзя объяснять изменчивое социальное явление-преступле­ние постоянными свойствами природы человека, в том числе "преступного человека". Человек совершает преступление, будучи таким, каков он есть. И, конечно, при формировании личности значимо, красив человек или он уродлив от рождения. У него бывает разная среда общения в зависимости от этих факторов, разные жизненные пути. Одни люди импуль­сивны. Другие тщательно взвешивают свои поступки. Не ввяжется в коллективную драку физически слабый че­ловек и не удавалось встречать удачливого мошенника с низким уровнем интеллектуального развития.

И биологические, и социальные особенности чело­века, несомненно, участвуют в детерминации преступ­ности. Не случайно в уголовном судопроизводстве про­водятся судебно-психологическая, судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и иные экспертизы, при изу­чении преступности, ее детерминации и причинности осуществляются междисциплинарные и комплексные исследования.


Наряду с учетом разных характеристик преступ­ников надо разграничивать преступников, т. е. вменя­емых лиц, достигших определенного возраста, и лиц, не являющихся по закону субъектами преступлений. Последние не изучаются в криминологии.

Криминологу не стоит оспаривать по существу вы­воды других специалистов о наличии прирожденных про­грамм поведения и совершении под их влиянием обще­ственно опасных деяний. Ему важно знать, действи­тельно ли человек мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо руково­дить ими, или его поведение было жестко задано био­логическими особенностями. В последнем случае чело­век перестает быть объектом внимания криминологов, ибо он — не преступник в уголовно-правовом смысле.

Многое еще будет открыто и должно учитываться теми, кто занимается человеком — этой самостоятель­ной "вселенной". Но указанный выше подход кримино­лога носит неизменный характер. Криминолог должен отвечать на вопрос о причинах преступного поведе­ния, деяний вменяемых лиц, действовавших в ситуа­циях, допускавших помимо криминального иные вари­анты поведения. Вопрос "почему же избран криминальный вариант поведения" требует анализа не детерминации в целом, а конкретно причинности. При ответе на него исследу­ются социальные характеристики преступников — лич­ность преступника.

2. Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников

Криминологические исследования фиксируют осо­бенности социальных позиций и ролей личности, ее со­циально-ролевого поля.

В криминологии целесообразно исходить из норма­тивного понимания роли. Социальная позиция — это своеобразный "узел отношений" в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже только в семье он — сын (дочь), отец (мать), брат (сестра), внук (внучка). Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый тремя группами субъектов: 1) государством и выраженный в системе официальных предпи­саний (законов, подзаконных актов); 2) обществом в фор­ме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения: моральных, эстетических, религиоз­ных и иных; 3) неофициальными структурами (семьей, досуговыми группировками, группами сослуживцев и т. п.) в форме неписаных правил поведения, их социальных ожиданий. К последней группе субъектов относятся и преступные формирования с их нормами поведения и социальными ожиданиями.


Для каждого человека важна значимость социаль­ной позиции, значимость субъекта, от которого исходят нормы-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли.

Исполнение роли, особенно если это продолжает­ся долго, накладывает на личность определенный отпе­чаток, развивает у нее одни качества и подавляет дру­гие. Например, отмечено, что формирование несовер­шеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок разви­вает у них качества, важные для неофициального меж­личностного общения: они легко устанавливают контак­ты с людьми, чутко реагируют наих настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутствуют черты, кото­рые ценятся в трудовом коллективе: дисциплина, про­фессионализм и т. п.

Криминологу важно различать: 1) роль как сово­купность нормативных предписаний, соответствующих данной позиции; 2) роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнять; 3) фак­тическое исполнение роли в конкретных условиях мес­та и времени. В последнем случае это зависит от соци­альных условий, а также уже ранее сформированных личностных характеристик.

Социально-ролевой подход не исключает активнос­ти личности, но задает социальные пределы этой ак­тивности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершенно­летних этот выбор практически ограничен, у осужден­ных, отбывающих лишения свободы, также.

Существует объективный конфликт ролей, когда их содержание, действительно, противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых, не умеет их согласовать.

В динамическом аспекте встречаются: 1) прямая преемственность социальных позиций и ролей, порож­дающих в определённых взаимодействиях преступное поведение; 2) существенное отрицательное усугубление содержания социальных ролей, когда они из противо­речивших только нормам морали в новых условиях пе­рерастают в противоречащие нормам закона; 3) затруд­нение процесса нормального формирования и нормаль­ной жизнедеятельности личности в результате наличия или отсутствия в прошлом определенных социальных позиций и ролей. Например, исследования показывали, что многие лица, формировавшиеся в неполных или иного рода неблагополучных семьях, даже если они искренне стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье воспроизводят характерные для роди­тельской стандарты поведения: избиение супруги, гру­бые оскорбления и т. п. В одних случаях это прямо вы­ливается в преступное поведение, в других — влечет распад семьи, уход в досуговые группы собутыльников, усиление деморализации и участие в пьяных кри­минальных конфликтах либо утрату работы и соверше­ние краж ради приобретения спиртных напитков.


Деформация социальных позиций и ролей в боль­шинстве случаев существенно различается применительно к лицам, совершающим обще уголовные и эконо­мические преступления. У первых она носит более оче­видный и грубый характер.

При анализе деятельности лиц, совершающих пре­ступления, учитывается следующее:

1) фактическое поведение лица не идентично со­держанию роли;

2) личность представляет собой определенную це­лостность при всем многообразии ее позиций и ролей, в деятельности она проявляет себя именно в этой целост­ности, субъективной интеграции разных социальных позиций и ролей;

3) деятельность оказывает на человека обратное воз­действие, при этом важно одобрение или неодобрение поведения, его закрепление и закрепление его резуль­татов в сознании личности. В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части пре­ступников, баланс их приобретений и потерь в резуль­тате преступной деятельности. Иногда они считают выгодным даже отбыть определенный срок лишения свободы, но сохранить добытое преступным путем во имя своего солидного материального обеспечения на дол­гие годы.

Деятельность — это определенная система дей­ствий, система поведения. Она охватывает и матери­ально-практические, и интеллектуально-духовные опе­рации, т. е. и работу мысли.

При криминологическом анализе деятельности личности устанавливается следующее:

1) представляет ли собой преступное деяние изо­лированный акт или оно — звено в цепи определенной системы поступков;

2) является ли преступное поведение "скачком" от нормы к преступлению или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты: а) нарушения требований, соответствующих нор­мальным для человека определенного возраста и поло­жения социальным позициям (преждевременное остав­ление школы несовершеннолетним, отказ в материаль­ной поддержке детям и т.п.); б) аморальных, но не противоречащих праву поступков (пьянство, половая распущенность и т. п);в) противоправных поступков не­преступного характера (дисциплинарно, административ­но наказуемых, гражданско-правовых деликтов), пре­ступлений;

3) в какой сфере деятельности совершаются пре­ступления.

Криминологические исследования указывают на то, что в большинстве случаев совершение тяжких пре­ступлений бывает результатом не "скачка" от нормаль­ного поведения к наиболее общественно опасному пре­ступному, а постепенного нарастания интенсивности и общественной опасности негативного поведения. По дан­ным выборочных исследований, более 80% лиц, совер­шавших умышленные убийства, ранее совершали либо преступления, либо неоднократно иные правонаруше­ния.