Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 743
Скачиваний: 19
4) семантическая неожиданная гибкость – умение продуцировать различные мысли в нерегламентированной ситуации.
На данной базе были изобретены тесты изучения возможностей (ARP), преимущественно дивергентной продуктивности. Тест свободного словоупотребления: «Пропишите фразы, включающие указанную букву»; Анализ на использование объекта: «Перечислите как можно больше методов применения любого объекта»; Составление изображений: «Нарисуйте установленные предметы, воспользовавшись соответствующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция…»
Креативность Торренс устанавливает как способность к усиленному восприятию недостатков, пробелов в познаниях, недостающих компонентов, дисгармонии, а творческий акт делит на понимание проблемы, поиск выхода, появление и формулировку гипотез, контроль гипотез, их трансформацию и нахождение следствия. В Модель креативности Торренс ввел подобные характеристики как: легкость - как скорость исполнения испытательных задач, гибкость - как количество переключений с 1-го класса предметов на иной, оригинальность - как минимальная частота встречаемости этого решения и корректность. Корректность расценивается согласно аналогии с тестами интеллекта. В этом раскладе критерием считаются свойства и процессы, побуждающие созидательную эффективность, а никак не качество результата. Торренсом даже была предложена концепция «умственного порога»: при IQ ниже 120 баллов мыслительные способности и креативность формируют общий фактор. При коэффициенте мыслительных способностей больше 120 творческие возможности и умственные способности становятся самостоятельными условиями.
Нужно выделить, то, что Гилфорд в первый раз внес предложение изучить креативность с поддержкой обыкновенных исследований «карандаш-и-бумага». Данное сделало допустимым осуществление исследований на обычных людях. Но, несколько ученых осуждали стремительные исследования как неполные методы измерения креативности. Существовали и такие, кто полагали, что беглость, гибкость, оригинальность никак не улавливают сути креативности, а изучение творческих возможностей простых людей никак не может посодействовать осознать природу редких примеров креативности.
Связь между интеллектом и креативностью
Связаны ли между собой интеллект и креативность?
Существует три подхода при ответе на этот вопрос:
1. Как таковой креативности нет, и главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты.
2. Творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта; либо между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей, и наоборот. В этом случае креативность есть лишь компонент общей умственной одаренности.
Последующие исследования показали, что между интеллектом и креативностью существует более сложная зависимость. Например, исследования Е.Л.Григоренко свидетельствуют, что креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах; при этом количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью по методике Е.Торренса, а правильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта по Дж.Векслеру.
Еще Гилфорд определил, что уровень IQ определяет верхний предел решения задач на креативность. Ямамото выявил «нижний порог» – IQ ограничивает проявления креативности при низком IQ, но при IQ выше некоторого порога творческие достижения от интеллекта не зависят. Однако, сняв временной лимит на выполнение тестовых заданий на креативность и «изъяв» из эксперимента атмосферу соревновательности, Воллах и Коган опровергли теорию «нижнего» порога – уровень креативности оказался не связанным с уровнем интеллекта.
Следует отметить теорию «интеллектуального порога» Е.Торренса: если IQ ниже 115–120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 креативность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
В экспериментах по искусственному развитию креативности у детей 3–5 лет было показано, что существует связь между исходным уровнем креативности и возможными вариантами ее развития. Так, для низкокреативных детей искусственно вызываемый рост креативности влечет за собой их невротизацию; через некоторое время креативность снижается до некоторого уровня, индивидуального для каждого ребенка. Таким образом, креативность оказалась ограничена «сверху» уровнем интеллекта.
Это позволило В.Н.Дружинину сформулировать понятие «интеллектуальный диапазон». Его смысл состоит в том, что индивидуальные достижения, включая творческие, определяются, прежде всего, уровнем общего интеллекта. Высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но достигнет ли человек своего творческого предела – зависит от его мотивации и компетентности.
В отношении детей теория «интеллектуального диапазона» подтверждается экспериментами, которые провели М.И.Фидельман и В.С.Юркевич. Выделялись группы детей с высоким (больше 130) и обычным интеллектом. Их тестирование выявило повышенную креативность детей из группы с обычным интеллектом. Однако повторное тестирование, проведенное через три года, показало, что дети с высоким интеллектом, нисколько его не утратив, резко улучшили свои творческие показатели, в то время как дети из обычной группы утратили свои показатели креативности.
Для объяснения этого феномена авторами была предложена концепция «наивной» креативности, которой обладают дети, характеризующиеся неполным познанием окружающего мира и выдвигающие для его познания множество гипотез. Дети, имеющие высокий интеллект, уже расстались с этой «наивной» креативностью и готовы вполне сознательно развивать свои творческие способности. Предложенную гипотезу подтверждает обнаруженное Д.Б.Богоявленской резкое снижение креативности в младшем школьном возрасте, что, на взгляд исследователя, связано с развитием рефлексии, анализа и планирования. При этом падает роль фонтанирующих ассоциаций, которые считаются при данном подходе одним из показателей креативности.
К началу 60-х годов XX в. был накоплен большой опыт тестирования интеллекта, что привело к возникновению ряда проблем и новых вопросов. В частности, выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи напрямую не связаны с уровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. Опыт свидетельствовал, что люди с низким IQ оказываются способны на незаурядные достижения, а многие другие, чей IQ значительно выше, нередко от них отстают.
В Книге рекордов Гиннеса самый высокий IQ - 228 зарегистрирован в 1989 г. у десятилетней американки Мэрилин Во Саван. В настоящее время она журналистка. И все! Больше практически никаких супердостижений. Второе место в обществе согласно коэффициенту интеллекта занимает и вовсе неизвестная домохозяйка с Бразилии. Не так давно в прессе промелькнуло сообщение о болгарке Даниэле Симидчиевой, чей IQ равен эйнштейновскому и составляет 200 баллов. За собственную жизнедеятельность Семидчиева приобрела 5 магистерских ступеней в разных сферах познания. На сегодняшний день одна из самых умных представительниц слабого пола земли, мама троих детей, пребывает в статусе домашней хозяйки, - потенциальные работодатели никак не торопятся позвать её на работу. Согласно словам Семидчиевой, даже в те времена, когда у нее была работа, самая значительная заработная плата, какую она получала, никак не превысила 150 $ в месяц.
Было высказано предположение, что здесь решающую роль играют иные качества ума, которые не охвачены традиционным тестированием. Предположили, что определять успешность человека и его потенциальные возможности как творца, создателя новых идей будет уровень креативности.
Появился проблема о соотношении креативности и интеллекта. Многие начали присваивать большие креативные возможности людям с высоким коэффициентом умственные способности, этим самым креативность начали расценивать как следствие значительного IQ. Британский деятель науки Г. Айзенк, основываясь на значимые (но все, же невысокие) корреляции среди IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, выразил мнение, то, что креативность есть элемент единой интеллектуальной одаренности. Таким образом, возможно ли заявлять, то, что у человека со значительным IQ, несомненно, будет высокий уровень креативности? Ответ на данный вопрос дает возможность дать лонгитюдное исследование, осуществлявшееся с начала 20-х годов в США. В данном исследовании Л. Термен и его сотрудники отобрали из наиболее, чем 150 тыс. подростков приблизительно 1 тыс. детей, показавших наиболее высокие итоги согласно исследованиям интеллекта (IQ больше 136). Далее в течение 60 лет были четырежды произведены контрольные замеры актуальных успехов, которых достигли высокоинтеллектуальные ребята.
Выяснилось, что практически все члены выборки Термена добились высокого социального статуса. Все без исключения успешно окончили школу, а две трети - и университет. По числу ученых степеней, опубликованных книг и зарегистрированных патентов группа Термена в 30 раз превысила уровень контрольной выборки. Кстати, и доход среди членов группы был в четыре раза выше среднего по США.
Однако ни один из обследуемых не проявил исключительного таланта в области науки или искусства, не создал ничего, что можно было бы рассматривать как значительный вклад в мировую культуру. В то же время был обнаружен один ребенок, который несколько не дотянул до требовавшихся в исследовании Термена 136 баллов, однако в последующей жизни достиг того, чего не удалось никому из избранных, - стал лауреатом Нобелевской премии.
Так, IQ великого Эйнштейна был равен 200 баллам. Людей с таким интеллектом во всем мире - единицы, однако единицы в масштабах планеты - тысячи человек, но кто из них сравнился с Эйнштейном и смог придумать что-либо столь, же оригинальное?
Итак, прямой зависимости креативности от интеллекта Л. Термен не обнаружил. Можно быть интеллектуалом и не быть творческой личностью.
Многие ученые полагают, что при диагностике креативности необходимо воздержаться от строгих лимитов времени, отведенных на осуществление задачи. М. Воллах и К. Коган давали испытуемым такое количество времени, какое им было необходимо для постановления задачи, испытание проводилось в виде игры, принимался каждый результат. При данных условиях тестирования корреляция между креативностью и степенью интеллекта была близка к нулю, т.е. качество креативности выявляет собственную абсолютную самостоятельность от интеллекта. Воллах и Коган обнаружили 4 категории детей с различными степенями формирования интеллекта и креативности, отличающиеся способами приспособления к внешним обстоятельствам и решению проблем.
Ребята, обладающие высоким уровнем умственных способностей и креативности, убеждены в собственных способностях, имеют адекватную самооценку, выражают большую инициативу, собственную независимость мнений и действий, высокоуспешны, выражают одаренность, социально адаптируемы.
Дети с невысоким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, однако весьма трудно переживают неудачи, опасаются выразить собственное мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, отдаляются от собственных одноклассников.
Дети с невысоким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности зачастую поступают в группу "изгоев", слабо адаптируются к школьным условиям, зачастую имеют хобби и увлечения в сторонке, "странные фантазеры", никак не поняты ни учителями, ни ровесниками.
Дети с невысоким уровнем умственных способности и невысоким уровнем креативных возможностей внешне хорошо приспосабливаются, придерживаются в "середнячках", имеют адекватную самооценку, низкий уровень возможностей компенсируется формированием социального интеллекта, коммуникабельностью.
Далее в процессе множественных исследований оказалось, что высокоинтеллектуальные подопытные имеют все шансы никак не выражать творческого поведения при решении вопросов, однако не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Позднее Э. Торренс, основываясь на обширные экспериментальные изучения, определил модель соотношения креативности и интеллекта: от 10 до 120 баллов общий интеллект и креативность формируют единый фактор, свыше 120 баллов креативность утрачивает взаимозависимость от интеллекта.
Дальнейшие изучения не достаточно способствовали уточнению данного утверждения, так как привели к противоречивым итогам. Н. Коган и М. Воллах определили самостоятельность условий креативности и интеллекта.
В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление, чем все прочие испытуемые. Это позволяет объяснить многие затруднения, которые испытывают творчески одаренные дети в средней школе, где много времени приходится решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи.