Файл: Проблемы обучения иностранному языку на начальном этапе: учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
В области монологической речи учащиеся должны уметь без предварительной подготовки высказываться в соответствии с представленными коммуникативными ситуациями в пределах программного языкового материала, отражающего игровую, учебно-трудовую, семейно-бытовую сферу деятельности. Количество высказываний – не менее 3-х фраз, правильно сформированные в языковом отношении. Высказывание может представлять описания (внешность сказочного героя, животного и др.), повествование из личного опыта (приглашение в гости, сообщения о каком-либо событии и др.), рассказ (о друге, члене семьи, домашнем животном).
В области чтения учащиеся должны уметь читать вслух и про себя учебные тексты. Идет развитие навыков чтения про себя описательных и фабульных рассказов, знакомящих учащихся с английскими писателями, рассказами, сказками и традициями.
По окончании начальной школы у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения в области чтения: выразительно читать в слух; читать про себя с целью:
а) понимание основного содержания учебных, а также относительно несложных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития и обученности младшего школьника;
б) полного и точного понимания содержания учебных, а также несложных (адаптированных) аутентичных текстов с эксплицитно выраженной информацией, построенных на знакомом учащимся языковом материале или содержащих незнакомые слова, о значении которых можно догадаться;
в) поиск необходимой (интересующей) информации (приемы поискового чтения).
В области письма учащиеся должны уметь писать все буквы, списывать слова и предложения в процессе выполнения упражнений.
Программой по иностранным языкам для начальной школы (2001 г.) предусматривается, что у детей должны быть сформированы следующие коммуникативные умения в области письма: написать короткое поздравление (с днем рождения, Новым годом, Рождеством и др.), выразить пожелание; написать личное письмо зарубежному сверстнику, используя изученный материал, оформить конверт, адрес в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; составить и записать план прочитанного; делать выписки из текста.
Итак, практическая цель определяет общее направление – стратегию обучения, и достигается она в ходе решения множества конкретных задач при проведении уроков и проведении учащимся самостоятельной работы по изучению языка. Задачи ставятся с учетом достижения цели и представляют собой тактику обучения. Они определяют действия учащихся с учебным материалом, которые приведут к формированию требующего в данной “точке учения” навыка (фонетического, грамматического, лексического, орфографического, чтения, письма) и умения понимать английскую речь на слух, читать выразительно вслух, читать про себя с извлечением содержательно-смысловой информации, говорить в заданных ситуациях общения.
Изучение иностранного языка активизирует работу слухового, зрительного, речедвигательного, моторного анализаторов и вносит весомый вклад в развитие памяти, воображения, представлений. Действительно овладение языком предполагает запоминание большого количества языковых и речевых единиц, что достигается активной работой различных видов памяти (оперативной, долговременной, кратковременной, механической и полумеханической). Овладение языком в искусственных условиях, т.е. вне среды где в нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связанно с развитием воображения. Дети младшего школьного возраста обладают богатым воображением, и, с одной стороны, эту особенность следует использовать в учебно-воспитательном процессе, с другой – опора на эту особенность будет ещё более развивать воображение и способствовать созданию и развитию представлений.
Кроме того, обучение иностранному языку на начальном этапе позволяет вносить определенный вклад в формирование учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных и учебно-коммуникационных умений и навыков, необходимых для формирования у учащихся общей культуры умственной деятельности.
Таким образом, развивающая цель состоит в формировании у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия. Реализация развивающей цели обучения иностранному языку связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся.
Воспитание школьников предполагает: понимания важности изучения иностранного языка; интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, стремления к миру и добрососедству с другими народами,
понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, потребности в сопоставлении и положительной оценке различий социокультурного фона своей и чужой страны, терпимости к мнению партнеров по общению, интереса к коллективному решению поставленных задач, потребности к самообразованию.
Образовательная функция иностранного языка связана с формированием у учащихся таких умений, как: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;
пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем; приобретать социальный опыт за счёт расширения за счёт расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке;
формировать представление об особенностях общения на родном и иностранном языках.
Итак, обучение иностранному языку на начальном этапе должно обеспечивать достижение практической, воспитательной, развивающей, образовательной целей тесно взаимосвязанных между собой. При этом ведущей является развивающая цель, а практическая, воспитательная, и образовательная цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности учащегося.
Таким образом, намеченные цели и предлагаемое программой содержание позволяют выдвинуть следующие требования к построению обучения иностранным языкам:
дети должны овладевать иностранным языком как средством общения, и все компоненты обучения (отбор и подача языкового материала, содержание действий по его реализации) необходимо подчинить коммуникативной цели; необходимость достижения развивающего эффекта курса иностранного языка, то есть не просто опора на сложившиеся, навыки и умения, а их развитие и формирование новых психических качеств.
Реализация этих требований предполагает адекватную психолого-педагогическую организацию деятельности, точнее взаимодействия педагога и детей в процессе обучения.
Психологические особенности раннего обучения иностранным языкам
Младший школьный возраст (6-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он открывает для себя новое место в пространстве человеческих отношений. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. Преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.
В период кризиса 7 лет проявляется то, что Выготский называет общением переживаний. Цепь неудач или успехов, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребёнком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения оскорблённого самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно в дальнейшем, эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности, и влиять на развитие самооценки ребёнка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Эти моменты, так же как и специфика самой учебной деятельности ребёнка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: он использует операции. Однако это ещё не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник ещё не может. Операции, характерные для данного возраста, Пиаже называл конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном наглядном материале.
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. Образное начало оказывается всё меньше и меньше необходимым в учебной деятельности. Это соответствует основным тенденциям развития детского мышления, но в то же время объединяет интеллект ребёнка. Лишь в школах с гуманитарно-эстетическим уклоном на уроках развивают наглядно-образное мышление в не меньшей мере, чем словесно-логическое.
В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия среди детей. Психологами выделяются группы «теоретиков», у которых развивается понятийное мышление, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.
В начале младшего школьного возраста восприятие не достаточно дифференцировано. Из-за этого ребёнок путает иногда похожие по написанию буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются так же, как и в дошкольном возрасте наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства – в основном цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создаёт возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.
Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно-образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребёнком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы.
Дошкольный возраст – возраст интегрированного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. В самом деле, ребёнок в дошкольном возрасте усваивает речь на столько, что становится истинным носителем родного языка.
Младшие школьники, так же как и дошкольники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объёму. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даёт возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, то есть рациональных способов запоминания. Когда ребёнок осмысливает учебный материал, понимает его он одновременно и запоминает. Таким образом интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результаты, но и сам процесс.
Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого и эмоционального развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной. Именно в школе без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без упреждающей подсказки с их стороны, о том, что следует сказать в той или иной ситуации, ребёнок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками.
Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребёнок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Ребёнок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.
Методисты предлагают следующую схему видов речи, для систематической работы по её развитию. Шести – семи летний ребёнок уже способен общаться на уровне контекстной речи, которая достаточно полно и точно описывает то, о чём говорится и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Для культурной речи важно не только то, как строится предложение, не только ясность излагаемой мысли, но и то, как обращается ребёнок к другому человеку, как произносится сообщение. Речь человека не бесстрастна, она несёт в себе экспрессию – выразительность, отражающую эмоциональное состояние.