Файл: Проблемы обучения иностранному языку на начальном этапе: учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
Введение
Социально-экономические и политические изменения в обществе, требования совета Европы повлекли за собой социальный заказ общества на раннее обучение иностранному языку. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.
Современное состояние раннего обучения иностранных языков характеризуется тем, что, во-первых, практическое владение иностранным языком стало насущной потребностью широких слоёв общества, во-вторых, общий педагогический контекст создаёт благоприятные условия для дифференциации обучения иностранному языку, использования гибкой системы выбора языков и вариантов их изучения.
Основная часть
Геополитические, коммуникативные и технологические преобразования в обществе вовлекли, как в непосредственное, так и опосредованное общение (например, через систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело обучение языку, как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интегративный подход к обучению родному и иностранным языкам в школе, особенно в области развития культуры речи (развитие таких компетенций, как языковая, речевая, социокультурная и некоторые другие). Однако общество неудовлетворенно уровнем языковой подготовки выпускников средней школы, и один из путей повышения этого уровня – сдвиг начала обучения иностранным языкам на младший школьный возраст, который традиционно считается наиболее благоприятным возрастным периодом для овладения вторым языком. Вторым языком ребёнок овладевает так же, как и первым – спонтанно, без вычленения правил, благодаря необыкновенной способности к имитации, которая утрачивается с годами. Но психолингвистические и психологические исследования детской речи опровергли многие положения «имитативной» теории овладения языком, ими доказано, что имитация не является основным механизмом овладения языком в детстве – возможность самостоятельного построения высказывания достигается за счёт огромной аналитической работы ребёнка, который не столько имитирует, сколько расчленяет и обобщает всё, что слышит, и выводит свою систему правил.
Таким образом, в настоящее время под ранним обучением иностранному языку понимается такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода.
Жизненно важной потребностью в этом возрасте является общение, необходимость решать всё более сложные коммуникативные задачи – это и есть двигатель, который запускает процессы, заставляющие ребёнка из всех звуков, которые он слышит вокруг, вычленить как значимые только фонематические, смыслоразличительные противопоставления системы родного языка. Но у ребёнка не может быть такой дальней мотивации, его может интересовать лишь то, что происходит сейчас, сегодня или будет происходить завтра, как продолжение сегодняшней игры.
На начальной ступени обучения иностранным языкам большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык; стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных явлений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.
Обучение иностранным языкам в начальной школе направлено на: создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации; ознакомление с зарубежными песнями, стихотворным и сказочным фольклором, миром игр и развлечений; приобретение детьми социального опыта за счёт расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке; формирование представлений об общих чертах особенностях общения на родном и иностранных языках; формирование элементарных коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании, письме) с учётом возможностей и потребностей младших школьников; формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках.
Раннее обучение иностранным языкам рассматривается в рамках коммуникативно-деятельностного метода и ориентировано на реализацию практической цели обучения. Тем не менее, современная образовательная парадигма предполагает реализацию личностного подхода в обучении.
Обучение иностранным языкам детей дошкольного возраста осуществляется вне контекста единой образовательной программы, без учёта речевого развития ребёнка на родном языке. Процесс обучения строится с опорой на игровые ситуации и школьные методы и приёмы. Такое состояние методики связано с отсутствием в дошкольной педагогике дидактической модели, то есть модели обучения. Обучение иностранным языкам в начальной школе будет осуществляться наиболее эффективно, если, отталкиваясь от возрастных особенностей детей данного возраста, оно будет строиться с учетом специфики урока иностранного языка на начальной ступени обучения, будут применяться различные формы (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) и приемы работы (дидактические и ролевые игры, драматизация, проектная технология, сюжетная организация обучения).
Теоретические основы обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста. Цели и содержание обучения иностранным языкам в начальной школе
Исходным пунктом в определении стратегической цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению. В законе РФ «Об образовании» говориться, что образование должно быть направлено на формирование у учащихся «адекватного современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира» и обеспечение тем самым интеграции личности в системе мировой и национальных культур. Следовательно, у обучаемых должна быть сформирована способность воспринимать и понимать эту культуру, интегрировать и усваивать её.
Таким образом, стратегической целью обучения является развитие языковой личности обучаемого, которая складывается из способности человека осуществлять различные виды речемыслительной деятельности и использовать разного рода коммуникативные роли в условиях социального взаимодействия людей друг с другом и окружающим их миром.
Языковая личность – это универсальная педагогическая категория, связанная с такими качествами как раскрепощённость, творчество, самостоятельность, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнёрами, совершенствовать общество. Данная категория объединяет все учебные предметы и должна стать объектом формирования на уровне всех учебных дисциплин в любом типе учебного заведения.
Из модернизированного стандарта основного общего образования по иностранному языку мы можем судить, что изучение иностранному языку в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих–речевой, языковой, социально-культурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
Согласно «Концепции обучения иностранным языкам в 12-летней школе» раннее обучение иностранным языкам призвано способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции; социокультурному развитию учащихся; формированию у школьников уважения к другим народам и культурам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языков и культур.
Цели обучения определяются программой, государственным документом, в которой они приобретают конкретность, как для всего курса обучения, так и для каждого этапа. Необходимость четко представлять как конечные, так и промежуточные цели обучения позволяет учителям формировать конкретные задачи урока и его отдельных звеньев.
Обучение иностранным языкам в начальной школе направлено на: создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации; ознакомление с зарубежными песнями, стихотворным и сказочным фольклором, миром игр и развлечений; приобретение детьми социального опыта за счёт расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке; формирование представлений об общих чертах и особенностях общения на родном и иностранных языках; формирование элементарных коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании, письме) с учётом возможностей и потребностей младших школьников; формирование некоторых универсальных лингвистических понятий.
На начальной ступени обучения иностранным языкам большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык; стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных явлений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.
В области практического овладения иностранным языком важной задачей всего курса начального обучения предмету является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения, простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме.
Согласно специфике предмета «Иностранный язык» учащиеся должны овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной или письменной формах. Устная форма включает владение пониманием звучащей речи на слух – аудированием, и выражением своих мыслей на иностранном языке – говорением. Письменная форма предполагает овладение графической речью, т.е. пониманием печатного текста - чтением, и использованием графической системы для выражения мысли – письма.
В соответствии с модернизацией содержания образования в области иностранных языков речевая компетенция представляет собой развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.
Для успешного осуществления общения в устной и письменной формах на начальном этапе обучения должны быть заложены прочные основы всех видов речевой деятельности.
В области аудирования.
Учащиеся начального этапа обучения должны понимать на слух, иностранную речь в нормальном темпе в предъявлении учителем или звукозаписи построенную на программном языковом материале, отражающем игровую, учебно-трудовую, бытовую и общественную сферу деятельности. У них должен быть сформирован такой уровень понимания иностранной речи, который позволяет выполнять обращенные к ним вопросы, выражать понимание репликами согласия, несогласия, одобрения, восхищения, удивления, неодобрения.
Программой по иностранным языкам для начальной школы (2001 г.) предусматривается, что по окончанию начальной школы у учащихся должны быть сформированы следующие коммуникативные умения в области аудирования: в условиях непосредственного общения, в том числе с носителем иностранного языка, понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах сферы тематики и ситуации, обозначенных программой; понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями в классе; понимать общее содержание учебных, а также небольших и несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и др.) и реагировать вербально и преимущественно невербально на их содержание;
полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом учащимся языковом материале.
Программой по иностранным языкам для начальной школы (2001 г.) предусматривается, что у учащегося должны быть сформированы следующие навыки в области говорения: осуществлять диалоговое общение на элементарном уровне со взрослыми и со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики и ситуации общения, обозначенных программой ниже 4 делать элементарные связанные высказывания о себе и об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания;
В области диалогической речи у учащихся должны быть сформированы навыки решения элементарных коммуникативных задач в специально построенных игровых ситуациях (вопросно-ответные единства, просьбо-ответные, реакция, распоряжения и другие реплики) Учащиеся должны уметь варьировать лексическое и грамматическое наполнение этих единств, комбинировать и переносить составляющие их элементы в новую ситуацию. Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы различных видов: общие и специальные, самостоятельно задавать вопросы, выражать согласие, одобрение, радость, опровергать услышанное, проинформировать товарища и получить информацию. Темп речи – приближающиеся к индивидуальному темпу говорящего. Каждое высказывание должно содержать не менее 3-х реплик, правильно сформированных в языковом отношении.