Файл: Проблемы обучения иностранному языку на начальном этапе: учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специфика организации обучения детей младшего школьного возраста получила своё отражение в структуре урока, который строится как целостная ситуация общения. Урок на младшей ступени обучения становится процессом организации совместного дела с детьми и является не столько уроком, сколько занятием. В этих целях необходимо широко практиковать групповые и коллективные формы работы, в процессе которых язык органично встраивается в процесс деятельности. Важно создать условия, в которых ребёнок чувствует себя раскованным и свободным, испытывает положительные эмоции. Поэтому урок является различными играми, встречами со сказочными персонажами, разучиванием песен и стихов, физкультурными паузами и рисованием.

Основным методическим приёмом раннего обучения является игра. По выражению Зимней И. А. игра является психологическим оправданием для перехода на новый язык общения. Использование игры, как способа общения на раннем этапе, позволяет учителю формировать такие задачи, в которых есть и мотив, и цель речевого действия, и которые диктуют употребление необходимых образцов общения. Игра позволяет создать такую ситуацию, в которой ребёнок не может отмолчаться: при общей для всех задаче и одном речевом образце каждый ученик выражает своё коммуникативное намерение.

Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к предмету иностранный язык. И позволяет подчинить процесс овладения языковым материалом, решению неязыковых задач общения. При этом следует обращаться не только к сюжетно-ролевым играм, но и к подвижным играм, в которых может отрабатываться языковой материал. Если при обучении устной речи ведущая мотивация – игровая, то при обучении чтению и письму – познавательная.

Ребёнок овладевает новым для него языком в процессе взаимодействия со взрослым, другом, с героями сказки. Важно, чтобы ребёнок понимал цель своего речевого и неречевого действия, его конечный результат. А также испытывал потребность в использовании иностранного языка, как средства общения. Поскольку ребёнок не может без того, чтобы все свои мысли, знания и умения воплощать в различных типах деятельности, то в практике обучения необходимо шире использовать возможности изобразительной, музыкальной, танцевальной деятельности и интегративного обучения. Содержание типичного занятия интегрирует в себе не только языковой и речевой материал, но и образцы культуры стран изучаемого языка, песенный и сказочный материал, что программирует множество видов и этапов занятия. Впрочем, частая смена видов занятий не только методически целесообразна, но и оправдана физиологически, так как дети быстро утомляются от однообразного вида деятельности.


Особенностью методики раннего обучения является сюжетный организация урока. Урок – единая сюжетная линия, направленная реальным, вымышленным, или сказочным событием. Каждый урок – звено сюжетной линии всего хода обучения. Сюжетность обеспечивает мотивацию речемыслительной деятельности детей на уроке, следовательно, каждое задание строится по следующей психологической схеме:
ситуативная позиция – коммуникативное задание – речевые средства – коммуникативный результат.

Итак, к особенностям урока иностранный язык на начальном этапе относятся:
сюжетная организация; применение игровых приёмов; быстрый темп урока, реализация диалога культур; отражение национально-региональных традиций в обучении.


Формы и приемы работы на начальном этапе

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, содержание и принципы организации обучения, специфика урока иностранного языка требуют от учителя использования большого разнообразия форм и приёмов работы.

Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевых игр. Ролевая игра – методический приём, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда анализируется потребность что-то сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и с учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра даёт возможность робким и неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы.


Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее чётко распознать ситуацию, в которой находятся партнёры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он дол жен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией, определить насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлечённо работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Требования к ролевым играм:

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.

2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, чётко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.

4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
6. Учитель непременно верит в ролевую игру, в её эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.

7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор, значение которого очень трудно переоценить.


В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения.

Каждый участник ролевой игры совершает речевые действия, обусловленные ситуацией общения, но за каждым из них остаётся определённая свобода действий, речевых поступков. Роли распределяет учитель, их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими иностранным языком.

Обсуждая проведённую игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведёт к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь потом перейти к недостаткам.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор, языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность ребёнка включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседник а, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.

Школьники стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний детей, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.


Групповое общение. Прежде всего, что такое группа? Это определенное количество учащихся, временно объединённых учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру. Поскольку на уроке иностранного языка группы создаются для выполнения речевых заданий, мы будем называть их речевыми группами.

Речевая группа – это обязательное промежуточное звено между парным и коллективным общением, весьма специфичный уровень общения, которым надо овладеть. По сравнению с парным общением здесь требуется больше внимания, и учёт стратегии не одного, а нескольких собеседников, и учёт отношений между собеседниками. Для успешной работы речевой группы нужно, прежде всего подобрать её состав. Это можно сделать по следующим критериям: уровень обученности, учебные интересы, внеучебные интересы, внеучебные занятия (общность контекста деятельности), личный опыт, коммуникабельность, число выборов (количество учащихся, желающих общаться с данным учеником), умение выполнять соответствующее задание, работоспособность,
эмоциональность.

Заключение

Различные компоненты структуры иноязычных способностей обнаруживают возрастную динамику развития. Успешность усвоения иностранного языка на разных возрастных этапах определяется доминированием различных компонентов в структуре иноязычных способностей. Так, на начальной ступени обучения успешное овладение иностранного языка преимущественно связано с доминированием личностных параметров, в то время как когнитивные и психофизиологические показатели определяют успешное овладение иностранного языка на более старших ступенях обучения.

Успешное овладение иностранным языком на начальной ступени обучения определяется наличием адаптивных качеств личности учащегося, его умением приспособиться к требованиям учителя, умением улавливать эмоциональное состояние и настрой, и пользоваться особенностями и слабостями взрослых и учителя. Особенно отчетливо выявлена зависимость успеваемости по иностранному языку от адаптивных качеств учащихся при коммуникативной методике обучения иностранного языка.

Познавательные и психофизиологические параметры способностей определяют успешное овладение иностранным языком на средней ступени обучения. Причем задействованность тех или иных параметров разная при различных методиках обучения: а) при коммуникативной методике обучения учащимся характерны умение выводить языковое правило, словесная беглость, высокий объем слуховой и зрительной памяти, высокая общая продуктивность деятельности и отнесенность к правополушарности: б) при традиционной методике обучения учащиеся демонстрируют высокий уровень развития логичности. С возрастом, на старшей ступени обучения, успешность овладения иностранного языка определяется также преимущественным доминированием познавательных и психофизиологических показателей. Однако вес психофизиологического параметра значительно выше. Успешное овладение иностранным языком связано с доминированием левого полушария, общей продуктивности деятельности, при этом, а) в условиях традиционной методики обучения значимая связь выявлена лишь с общей продуктивностью мозга. Что касается когнитивных компонентов, влияющих на успешное усвоение ИЯ, то отмечается существенная роль слуховой памяти и логичности мышления» б) при коммуникативной методике обучения на успешное овладение иностранным языком оказывает влияние, помимо перечисленных познавательных особенностей, умение выводить языковое правило.