Файл: Уровень развития силы у студентов различных факультетов, занимающихся спортом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание и направленность практической деятельности, потребности, интересы, мотивы, увлечения, идеалы и пр. в течение жизни у человека могут изменяться. Факторы, обеспечивающие формирование потребности студента в самосовершенствовании, делятся на внешние и внутренние. Среди внешних факторов – личность преподавателя, содержание обучения и методика преподавания, среди внутренних – мотивы, интересы, ценностные ориентации, уровень развития личностных качеств, самооценка состояния здоровья и физической подготовленности и др.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности связано с воздействием физической культуры и спорта в направлении воспитания научного мировоззрения, а также нравственного, умственного и эстетического воспитания каждого студента.

Профессиональные качества специалиста формируются также и на базе его морально-нравственных характеристик. Именно эти качества определяют мотивацию в получении образования каждым индивидом. С этих позиций требования к специалисту в современных условиях приобретают дополнительную окраску. При этом преподаватель как представитель определѐнной культуры играет немаловажную роль в формировании будущего специалиста и только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер, – писал в 19 веке К.Д. Ушинский.

Однако только сама личность должна определить для себя, что есть благо и что есть необходимость. Студент сам должен принимать решения, не перекладывая ответственность на преподавателя. Всякое искусственное ограничение свободы подрывает творческие потенции личности и препятствует еѐ самоактуализации. Поэтому в воспитании студентов необходимо создавать условия для формирования и саморазвития личности.

Важно подчеркнуть, что физическая культура как относительно самостоятельная, специфическая часть культуры личности и общества обусловливается объективными требованиями его экономического, социальнополитического и духовного развития. Духовная культура, по определению Б.М. Сапунова, – это «совокупность знаний человека об окружающей действительности и о самом себе, система ценностей и убеждений, определяющая его отношение к миру, к другим людям, это цели и мотивы его деятельности».

Рассмотрение некоторых тенденций взаимодействия культуры физической и духовной приводит к выводу, что главным сдерживающим моментом их развития в настоящее время является специфическое противоречие между объективной духовно-нравственной, социально-экономической необходимостью развития физической культуры и субъективной недооценки еѐ роли в жизни человека и общества.


Физическая культура – важное средство управления глубинными биологическими процессами человеческого организма, совершенствования его природных особенностей в социальных целях. Управление биологической сферой человека основывается на его социальной сущности и подчинено задаче дальнейшего его социального развития. Биологические качества проявляются во взаимодействии человека с окружающей его социальной и природной средой. В идеальном обществе, по мнению Платона, основой воспитания граждан должно быть единство, гармония телесных и духовных сил (способностей), из которых возникают и в которые сосредотачиваются все интеллектуальные и моральные добродетели.

Пути и средства воспитания личности в своих изначальных посылках сходятся на том, что в процессе физического воспитания, во-первых, необходима мера, во-вторых, – убеждение в том, что вне тела не может быть ни души, ни воли, ни желаний, ни потребностей и т.д. На Востоке физическое воспитание, сливаясь в русле воззрений на космос, мир, человека, природу с особенностями жизнедеятельности людей, в полной мере отвечает назначению этого воспитания. Ибо здесь властвует великий принцип, сформулированный древними: «В здоровом теле – здоровый дух!». Иными словами, чем шире, разнообразнее возможности тела, его физические свойства, тем здоровее дух тела, выражаемый в его психосоциальных качествах, ориентациях и целях.

Отличительной особенностью процесса физического и духовного развития человека является обязательное присутствие элементов самовоспитания. В основе самовоспитания методами физической культуры лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии своих физических способностей, совершенствовании форм тела, борьбе против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков (В.А. Коваленко, 2000).

Формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании в условиях вузовского обучения предполагает следующее: содействие социальному и профессиональному становлению личности будущего специалиста, единство учебных и внеучебных форм занятий физическими упражнениями, рациональную организацию учебы, быта и отдыха. Физическое совершенствование необходимо рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурноспортивной направленности.

Конкретизация критериев сформированной потребности в двигательной активности может отражать объективные показатели здоровья, физическую подготовленность, качество и объем специальных и профессиональных знаний и умений, удовлетворение степенью собственного обогащения и развития личности, уровень интересов (М.Я. Виленский, 1990).


Одна из развѐрнутых гуманистических теорий – теория А. Маслоу исходит из основного постулата, гласящего, что развитие личности – процесс постепенного удовлетворения потребностей. Причѐм способность к их удовлетворению рассматривается как приобретенное в процессе онтогенеза, а не врождѐнное свойство (К. Байер, Л. Шейнберг, 1997).

У человека имеются потребности «низкого» и «высокого» уровня (рис. 1). Чем сильнее высокодуховные потребности, тем выше ответственность человека за свою физическую способность реализовывать их, а значит, тем быстрее и устойчивее процесс формирования потребности в физическом совершенствовании. Согласно взглядам А. Маслоу, иерархия человеческих потребностей выглядит как пирамида. В еѐ основании – физиологические потребности, наверху – потребность в самореализации, которая подразумевает возможность максимального выражения способностей и одаренность личности. Это самая высокая потребность. Потребности более высокого уровня появляются лишь тогда, когда удовлетворены более «низкие» потребности, но не ранее. С переходом от более «низкой» потребности к более «высокой» повышается активность личности.

Существует группа потребностей, которые сами в той или иной мере удовлетворяются в процессе физкультурно-спортивных занятий. Это могут быть, например, потребности в активном отдыхе, восстановлении работоспособности и укреплении здоровья, общении и коллективной деятельности, нравственном и эстетическом развитии, признании другими людьми и самоутверждении, в новой информации и др. Очевидно, что, чем сильнее развиты эти потребности, тем глубже и прочнее будет потребность в физкультурно-спортивных занятиях. В процессе занятий изменяется полнота и глубина восприятия и познания, изменяется также и формируемый уровень потребности человека (А.В. Царик, 1989). Сложная система потребностей личности, еѐ способностей предстает как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

Большое значение для благополучия имеет самооценка. Самооценка – способность личности оценить особенности своего характера, нравственные качества, природные особенности, поступки, внешность (личная самооценка), а также процесс и результат своей деятельности (деятельностная самооценка). Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя, это важный регулятор поведения. Она определяет взаимоотношения человека с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.


Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, а также неустойчивая самооценка деформируют внутренний мир личности, искажают еѐ мотивацию и эмоционально-волевую сферу, и этим препятствуют гармоничному развитию личности, психическому и социальному здоровью. Высокая степень совпадения соответствует хорошему психическому здоровью. Самооценка зависит от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе. В дальнейшем по мере накопления опыта всѐ большее значение начинает приобретать оценка результатов собственной деятельности. Сформированная, т.е. адекватная, дифференцированная, осознанная самооценка в известной мере освобождается от оценок окружающих, становится самостоятельным результатом поведения человека. Согласно высказываниям К. Роджерса, высокая, «забегающая вперѐд» самооценка реальных возможностей необходима для личностного роста каждого человека.

Адекватная, дифференцированная, осознанная самооценка позволяет

Потребности в уважении

в одобрении, благодарности,

(

признании компетентности)

Когнитивные и эстетические

потребности (в порядке, справедлив

о-

сти, красоте, симметрии)

Потребности в привязанностях,

хорошем отношени

и, в причастности

к группе и др.

Потребности в безопасности

(

физической и психологической

)

Самореализация

)

любовь и творчество

(

Физиологические потребности

(

в пище, воде, кислороде, сне, оптимальной

температуре; избегание боли и др.)

Рис. 1. Иерархия потребностей человека (по Ж. Голдфруа с изменениями А.А. Виру, Т.А. Смирновой, 1988).

человеку соотносить свои силы (возможности) с целями и задачами разной трудности и требованиями окружающих. Успешность педагогического воздействия в значительной степени определяется тем, какую самооценку удается сформировать у своего ученика. Высокая адекватная, дифференцированная, обоснованная самооценка позволяет легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, активно высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других. Доброжелательность к людям, заинтересованность, разумная требовательность и демократический стиль общения в семье и обществе – необходимые условия развития самооценки. Положительная самооценка и уважение к себе должны быть неотъемлемой частью самосознания.

Неумение приспосабливаться к окружающей обстановке и неадекватное поведение часто вызваны неспособностью людей правильно оценивать себя, неумением интегрировать все свои знания, мысли и чувства в представления о себе. Излишняя авторитарность, доминирование критики над похвалой могут привести к развитию заниженной самооценки.


Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведут к неадекватной самооценке. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Студент ставит перед собой цели определѐнной трудности, т.е. имеет определѐнный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если этот уровень занижен, то сковывается инициатива и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

У психически и социально здоровой личности есть и желание, и возможность удовлетворять любые потребности. Однако тех, кто достигает вершины «пирамиды» потребностей, всего от 1 до 5%, остальные находятся на той или иной ступени их удовлетворения.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности. Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают еѐ активность, становятся принципами еѐ поведения. В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения.

Потребности тесно связаны с эмоциями – переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение – отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

Не менее важно и то, что физическая культура и спорт воспитывают у студентов естественную потребность в организации здорового образа жизни – одного из параметров целостного гармоничного бытия человека.

Нельзя недооценивать роль физической культуры и спорта и в формировании дисциплины труда – этой высшей духовной ценности – через механизмы воспитания собранности, коллективной ответственности, умения концентрировать внимание, приобретаемых в процессе соревнований, командных игр, занятий физическими упражнениями (А.В. Царик, 1989).

У физической культуры и спорта одна из важнейших целей – воспитывать у занимающихся активную жизненную позицию, характеризующуюся патриотизмом, высокой нравственностью и гражданственностью. Огромную непреходящую ценность как средства не только физического, но духовно-нравственного воспитания представляют национальные виды спорта и народные игры, включающие все основные виды движений, развивающие широкий круг умений и навыков, в том числе профессиональных. Занятия ими воспитывают уважение людей к культурным традициям разных народов.