Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
Следует отметить, что эффективность работы канала зависит и от того, сколько посредников может возникнуть на пути удовлетворения потребности в продукте, и какими они будут (таблица 1) [32, c.70].
Таблица 1.
Распределение функций участников канала и возникающие проблемные области
В зависимости от количества посредников и типа меняется их роль и влияние на взаимодействия в канале. Для выявления роли были проанализированы возможные варианты построения канала, функции дополнительных посредников и их коммуникации, а также примеры их взаимодействия и причины конфликтов.
По результатам анализа было установлено, что кроме стандартного канала с одним посредником, в лице самого Продавца существует и такой, когда Поставщик сам является Продавцом – в этом случае функции взаимодействия исчезают, и остаются только внутренние функции поставщика, совмещенные с внутренними функциями Продавца.
В случае, когда существуют один или несколько Посредников, их непосредственные функции и функции взаимодействия претерпевают некоторые изменения. Непосредственными функциями Посредника в этом случае являются: выбор Поставщиков для сотрудничества; обеспечение прибыльности посреднической деятельности; приспособление продукта для конечной продажи (сортировка, монтаж и конечная упаковка; поиск каналов сбыта; организация товародвижения – транспортировка и складирование; финансирование и покрытие финансовых издержек по обеспечению функционирования канала сбыта; принятие на себя финансовых рисков операционной деятельности).
Среди функций взаимодействия с Поставщиком в этом варианте имеют место: стимулирование сбыта; продвижение брендов производителя; организация совместного продвижения продукции для информирования и формирования спроса у покупателей; поиск взаимовыгодных условий взаимодействия с данным каналом дистрибуции; построение системы заказов для обеспечения бесперебойности поставок; обеспечение своевременной и достоверной информации для партнера по каналу.
Большая часть проблем, связанных с посредниками, обычно решается введением прямой дистрибуции, либо мотивацией, контролем деятельности, стандартизацией, симплификацией и прозрачностью отношений с дилерами и дистрибьюторами, а также заключением эксклюзивных контрактов, в которых четко прописываются обязанности и права обеих сторон на рыночную деятельность, связанную с товарным портфелем.
По мнению автора, устранение недостатков организации сети должно основываться не на отдельных решениях, а на пересмотре концепции взаимодействия в канале. Для этого необходимо рассмотреть и классифицировать проблемы каждого участника, а также выявить те функции, которые являются общими для всех участников. Построение дерева проблем участников и понимание их сущности служит предпосылкой формирования не только концепции, но и разработке методик и рекомендаций по ее осуществлению в реальных условиях. При классификации проблем участников канала были выделены проблемные области, являющиеся едиными для поставщиков и торговых сетей (Закупки/Продажи, Ассортимент и ценообразование, Дистрибуция и логистика, Маркетинг, Коммуникации, Исследования). Как показало исследование, основными проблемами неэффективного взаимодействия служат несовпадение интересов и неразвитость структуры при отсутствии четкого представления об источниках эффективности.
Следует отметить, что устранить эти проблемы можно путем изменения концепции функционирования и взаимодействия партнеров в канале «П–П–П».
Говоря об оптимизации системы товародвижения в России, следует отметить, что современная экономика получила в наследство от старой административно-командной экономики весьма отсталую инфраструктуру оптового рынка и систему товародвижения. Через базы и склады системы Госснаба СССР проходило не более 10% товарооборота средств производства (так называемая "складская форма снабжения", остальные 90% товарооборота составляла" транзитная форма снабжения).
В настоящее время инфраструктура оптовой торговли продукцией производственного назначения характеризуется такими данными: Россия отстает от США по уровню территориальной концентрации (количество кв. км на одно оптово-торговое предприятие) в 84 раза, а по количеству оптово-торговых организаций - в 47 раз. Для сокращения этой отсталости России от основных развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) и области инфраструктуры потребуется увеличить количество предприятий только в сфере деятельности в 5-6 раз [17, с.90]. Усиление инфраструктуры, кроме всего прочего, необходимо для создания конкретной среды в сфере оптовой торговли. Ранее официально считалось, что территориальные (региональные) предприятия по поставкам необходимы только для обслуживания наибольших предприятий или для малых объемов потребления материальных ресурсов. В связи с этим действовала "транзитная норма" поставки - если квартальная потребность предприятия в материальных ресурсах данного вида (наименования) была меньше этой нормы, то предприятие прикреплялось к территориальному предприятию по поставкам или объединению по снабжению и сбыту, т.е. снабжалось по складской форме. Кроме того, издержки обращения также оценивались негативно, а поэтому находились под жестким контролем, устанавливались ограничения их величины. Данное обстоятельство также отрицательно сказывалось на состоянии инфраструктуры, поскольку любое развитие материальной базы снабжения и сбыта влекло за собой некоторое увеличение издержек обращения.
Товародвижение — реферат
Расчеты, показывающие эффективность развития складской формы снабжения, т.е. посредничество, не смогли изменить позиций директивных органов. Так, в частности, преобладание прямых связей, т.е. транзитной формы снабжения, является причиной чрезмерного роста производственных запасов и иммобилизации финансовых и материальных ресурсов. Для преодоления этого положения необходима сеть оптовых посредников - это требование теории и практики логистики. С точки зрения логистики, именно посредники обеспечивают оптимальную систему товаропотоков, используя рыночный механизм саморегулирования. Посредничество осуществляет интерфейс (сопряжение) оптовых продавцов с оптовыми покупателями: для товаропроизводителей поставки могут выполняться с учетом их режима производственного материалопотребления, а для розничных продавцов - с учетом покупательского спроса.