Файл: ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ (Понятие, виды и сущность таможенных пошлин.).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 486
Скачиваний: 9
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства – члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств – членов таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами – членами таможенного союза в порядке, установленном международным договором государств – членов таможенного союза.
Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин устанавливается международным договором государств – членов таможенного союза.
При наличии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправе задерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенных пошлин, налогов и обязан исполнить его в течение одного операционного дня.
Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в следующих случаях:
1) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств – членов таможенного союза;
3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;
4) иных случаях, предусмотренных ТК ТС, международными договорами и (или) законодательством государств – членов таможенного союза.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится плательщиком, а при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита – также и иным лицом за плательщика, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено ТК ТС.
При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено таможенному органу отправления либо таможенному органу назначения, если иной таможенный орган, которому может быть предоставлено генеральное обеспечение, не определен законодательством государства – члена таможенного союза.
Таможенные органы взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, документ, подтверждающий принятие такого обеспечения. Порядок предоставления и форма такого документа, а также срок его действия определяются международным договором государств – членов таможенного союза.
Возврат (зачет) обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется при условии, если таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо в случае, когда обеспеченное обязательство не возникло.
2.2. Роль и значение таможенных пошлин в целях регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе.
Как показывают последние годы, таможенные платежи составляют значительную долю в доходной части федерального бюджета. Вместе с тем такие показатели, в свою очередь, говорят о зависимости экономики страны от внешней торговли, о слабом развитии отечественного производства, высоких технологий и сельского хозяйства.
Именно из этих подходов берет начало вторая протекционистская задача таможенных пошлин и налогов. Основную роль здесь играет таможенная пошлина как инструмент настройки внешней торговли, оказывающий значительное влияние на экономику страны.
В отличие от иных налогов таможенная пошлина ориентирована не только на правоотношения государства и налогоплательщиков, но и непосредственно затрагивает интересы отечественных производителей в стимулируемых отраслях экономики, делая их товары более конкурентоспособными за счет увеличения стоимости иностранных товаров того же вида.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты таможенной пошлины отличаются от общих положений, установленных в отношении остаточных налогов.
Сама роль таможенных органов отличается от роли налоговых органов при исчислении обязательных платежей. Таможенное законодательство предусматривает право таможенных органов на принятие решений по классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза(далее ТН ВЭД ТС), обязательных для лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов, что непосредственно влияет на размер подлежащей уплате суммы таможенных платежей.
Для определения размера подлежащей уплате таможенной пошлины в отношении конкретного товара необходимо знать ее ставку. Это, в свою очередь, требует отнесения товара к тому или иному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ТС. Товарная номенклатура представляет собой перечень товаров с их описанием и присвоением каждому из них соответствующего цифрового кода.
Классификационный код товара по ТН ВЭД ТС представляет собой 10-значный набор цифр.
По общему правилу определение и заявление классификационного кода товаров возлагаются на декларанта и производятся им при декларировании товаров.
Каждому классификационному коду товаров соответствует ставка таможенной пошлины, свод которых представляет собой Таможенный тариф.
Основой исчисления таможенной пошлины в зависимости от вида применяемых ставок является таможенная стоимость или количество товаров.
Использование таможенных пошлин призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в ТС, что также является одной из основных целей таможенного тарифа. Одна из важнейших задач развития экспортного потенциала – повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Влияние на внешнюю торговлю таможенных пошлин трудно переоценить. Это самый действенный рычаг экономики для стимуляции экспорта и защиты от избыточного импорта.
Освобождение от уплаты таможенных пошлин:
Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов
Товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством ТС.
Товары, ввозимые на таможенную территорию ТС и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
Товары, ввозимые на таможенную территорию ТС в качестве безвозмездной помощи, а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи;
Товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию ТС и предназначенные для третьих стран;
Товары, перемещаемые через таможенную территорию ТС физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом ТС;
Оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию ТС в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе проведённой работы можно сделать вывод о том что: таможенная пошлина – это инструмент государственного регулирования, необходимый для правильного ведения внешнеторговой политики государства.
Таможенная пошлина выполняет ряд функций, которые реализуются в зависимости от ситуации перемещения товаров через таможенную границу, а также в зависимости от выбранных таможенных процедур.
Все функции таможенной пошлины в различной степени участвуют при применении всех таможенных процедур. Но, все же, основополагающую роль играет фискальная функция, что объясняет недостаточную конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке, а также зависимость российской экономики от импорта готовой продукции. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины относятся к числу налогов на потребление. Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства промышленно развитых стран.
Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. В развивающихся странах таможенные пошлины используются в значительной мере как средство бюджетных поступлений.