Файл: ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ (Понятие, виды и сущность таможенных пошлин.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 454

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с развитием мирового хозяйства, международных экономических связей, увеличением экспорта и импорта, в странах появляются государственные учреждения, осуществляющие контроль за перемещением грузов, в том числе багажа и почтовых отправлений, через границу. Таможенные органы осуществляют проверку грузов, взимают таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, штрафы за нарушение таможенных постановлений, задерживает товары, запрещенные к ввозу и вывозу законодательством, организует временное хранение товаров, перемещаемых через границу, а также выполняет ряд других функций.

Взимание таможенных пошлин, их расчет и применение в различных таможенных процедурах является важной и актуальной темой на сегодняшний день.

Под таможенными пошлинами обязательные платежи, взимание которых в соответствии с действующим законодательством отнесено к компетенции таможенных органов.

Таможенные пошлины играют важную роль для федерального бюджета. Таможенные пошлины – одна из важнейших статей пополнения государственного бюджета Российской Федерации. В данное время они занимают первое место в его формировании и составляют около 50%.

Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Таможенные платежи являются инструментом регулирования перемещения товаров через таможенную границу.

Объектом исследования является государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Предмет исследования составляет функционирование таможенной пошлины как основного инструмента таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе.

Целью данной работы является рассмотрение ключевых теоритических и практических аспектов в области применения таможенной пошлины как экономического инструмента таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном Союзе. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

Выявить сущность таможенной пошлины, как одного из элементов таможенно-тарифного регулирования.

Рассмотреть классификацию и виды таможенных пошлин.

Определить задачи и функции таможенных пошлин.

Исследовать исчисление и порядок уплаты таможенных пошлин.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Глава 1. Понятие, виды и сущность таможенных пошлин.

1.1. Экономическая сущность и виды таможенных пошлин.

Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой которого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.

Некоторые страны влились во всемирное хозяйство в связи с потребностями их собственного развития, другие же были втянуты в международное разделение труда и международные экономические отношения до становления своих национальных рынков. Естественно, что эти обстоятельства обусловили специфику взаимоотношений национальной и мировой экономик в каждом конкретном случае, но, несмотря на наличие характерных черт, существует общее направление международных экономических отношений, которое не обошло на сегодняшний день стороной, вероятно, ни одно государство в мире, – международная торговля товарами и услугами. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.

Таможенная политика государства играет решающую роль в развитии экономических отношений России с другими странами. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики оказывают огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

На сегодняшний день в импорте, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: страны по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование и поддержание экспорта.


Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.

Таможенно-тарифные меры – это такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования – это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Особую роль в едином экономическом механизме играет система ввозных и вывозных пошлин.

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый Таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Из этого следует, что таможенная пошлина является разницей в уровнях мировых цен и экономически обоснованных внутренних цен, т.е., при наличии отечественного производства товаров ее величина определяется сложившимися различиями в уровнях мировых и национальных издержек производства, задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение в таможенных пошлинах этой разницы.

Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют в формировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции.

Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровень рыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.

Таможенные пошлины относятся к числу налогов на потребление. Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства промышленно развитых стран. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. В развивающихся странах таможенные пошлины используются в значительной мере как средство бюджетных поступлений.


Основные цели и задачи таможенной пошлины подразделяются на:

фискальные;

протекционистские.

антидемпинговые;

компенсационные;

специальные.

преференциальные.

Фискальные цели и задачи таможенной пошлины заключаются в получении доходов в бюджет государства.

Протекционистские направлены на защиту национального товаропроизводителя.

Антидемпинговые цели и задачи таможенной пошлины – это противодействие демпинговому импорту.

Демпинг – продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.

Компенсационные цели заключаются в нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики.

Специальные цели заключаются в ограничении возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации.

Преференциальные цели – это поддержка экономического развития развивающихся стран за счет расширения их экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

Фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

1.2. Классификация таможенных пошлин

В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:

Фискальные пошлины, которые выступают в качестве средства пополнения бюджетных доходов. Пополняться бюджет может как за счёт импортных пошлин, так и за счёт экспортных пошлин. Облагать товар импортными пошлинами целесообразно, если национальный товар за рубежом высоко востребован и цены на этот товар внутри страны ниже, чем мировые цены.

Протекционистские пошлины защищают национальные отрасли от конкуренции иностранных товаров, так как цена на иностранный товар после обложения пошлиной возрастёт. Защита может быть как для слабых отраслей, для того, чтобы компании стали сильнее, так и на сильных отраслях, чтобы компании получали сверхприбыль и впоследствии выходили на внешний рынок защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров; антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары; преференциальные – льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.


Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать шести месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.

По объекту обложения:

импортные. Накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны.

экспортные пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. Применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

В зависимости от способа исчисления (или взимания) ставок таможенные пошлины подразделяются на:

Специфические. Начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Адвалорные. Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 10% таможенной стоимости);

Комбинированные (или смешанные) — при исчислении используются оба вида ставок, при этом обычно уплате подлежит наибольшая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели.

Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

По характеру происхождения выделяют:

Автономные. Вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Часто они бывают высокими и поэтому они являются предметом обсуждения( снижение автономных пошлин, но взамен должны быть снижены пошлины на товары для этой страны), в результате этого возникают конвенционные пошлины.