Файл: Какие виды деятельности индивидуального предпринимателя подлежат лицензированию..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
В статье 5 Закона N 128-ФЗ прописано, что Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. В связи с этим в настоящее время принято Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»[14], из которого следует, что функции по лицензированию в отношении наиболее распространенных видов деятельности, в частности, осуществляют:
- МВД России – негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;
- Минздрав России – деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; медицинская деятельность; фармацевтическая деятельность;
- МНС России – производство табачных изделий;
- Минсельхоз России – деятельность по разведению племенных животных, а также по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя); деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;
- Минтранс России – перевозка морским и водным транспортом пассажиров и грузов; перевозка пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
- Минтруд России – деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
- Минфин России – аудиторская деятельность;
- Минэкономразвития России – турагентская деятельность и деятельность по продаже прав на клубный отдых;
- Госкомспорт России - организация и содержание тотализаторов и игорных заведений.
Постановлением Правительства «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден Перечень тех видов деятельности, лицензирование которых помимо федеральных органов исполнительной власти находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
- ветеринарная деятельность;
- заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
- заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
- публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале.
Необходимо обратить внимание на то, что если индивидуальный предприниматель осуществляет несколько лицензируемых видов деятельности, то потребуется лицензия на каждый вид.
Для получения лицензии соискатель представляет следующие документы:
1) заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, данных документа, удостоверяющего личность. В заявлении также указывается лицензируемый вид деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять. Бланк заявления можно получить в лицензирующем органе;
2) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
3) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
4) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
5) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с законодательством Российской Федерации соискатель лицензии несет ответственность за предоставление недостоверных или искаженных сведений. Все документы должны быть приняты по описи. Лицензирующий орган обязан вручить заявителю копию описи с отметкой о дате приема документов.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб.
Пунктом 2 статьи 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяется, что лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии и необходимых документов. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Вместе с тем сохраняется возможность установления в положении о лицензировании конкретного вида деятельности более коротких сроков принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Если принято положительное решение, соискателю лицензии направляется письменное уведомление с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Это второй обязательный платеж в процессе лицензирования. Его размер составляет 1000 руб.
Отметим, что новый Закон более конкретен в решении финансовых вопросов лицензирования. Тогда как положения предыдущего Закона с аналогичным названием, ставившие размер сбора в зависимость от МРОТ, на наш взгляд, представляются более удачными по сравнению с конкретными суммами, установленными в Законе N 128-ФЗ. Последний не учитывает такие немаловажные и изменчивые факторы, как инфляция, изменение цен и уровня минимальной зарплаты в стране. В течение трех дней после предоставления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора, лицензирующий орган выдает документ, подтверждающий наличие лицензии. При этом какая-либо дополнительная плата не взимается.
Федеральный закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
В связи с этим лицензирующий орган не вправе отказать в выдаче лицензии по причине нецелесообразности хозяйственной деятельности, в частности достаточности того или иного вида товаров или услуг на рынке. На практике это будет означать следующее: вам не могут отказать в выдаче лицензии на производство патронов только на том основании, что вы собираетесь выпускать по два патрона в год.[15]
Отказ в выдаче лицензии, а также бездействие лицензирующего органа могут быть обжалованы в судебном и административном порядке.
Отметим, что в некоторых случаях действующие положения о лицензировании не упоминают в качестве соискателей лицензий индивидуальных предпринимателей, что служит основанием для отказа в выдаче им соответствующих разрешений на определенные виды деятельности. Подобная практика ущемляет права предпринимателей и вынуждает их создавать общества с ограниченной ответственностью для того, чтобы получать лицензии уже на эти общества. Это ведет к дополнительным расходам для предпринимателей. Если предприниматель не желает создавать общество с ограниченной ответственностью, а хочет получить нужную ему лицензию именно на себя, при взаимодействии с лицензирующими органами ему можно сослаться на судебное решение Верховного Суда РФ от 4 февраля 2003 г.
В соответствии с данным решением индивидуальный предприниматель Нидерштрат В.В. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконными и не подлежащими применению положений Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 489 в части, препятствующей осуществлению фармацевтической деятельности субъектами предпринимательства без образования юридического лица. В обоснование требований в заявлении указано, что Нидерштрат В.В. осуществляет фармацевтическую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Она направила в Фармацевтический комитет администрации Костромской области письмо с просьбой разъяснить порядок оформления лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Письмом от 19 декабря 2002 г. ей был дан ответ, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 489 не предусмотрено предоставление лицензий на фармацевтическую деятельность индивидуальным предпринимателям. Таким образом, в получении лицензии ей было отказано.
Заявительница указала, что оспариваемые предписания правовых актов Правительства Российской Федерации нарушают ее право на свободу экономической деятельности, противоречат Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другим законодательным актам Российской Федерации.
Суд счел, что требования индивидуального предпринимателя Нидерштрат В.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. В соответствии со статьей 2 названного Закона «соискателем лицензии» и «лицензиатом» может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Таким образом, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит ограничений на осуществление фармацевтической деятельности индивидуальными предпринимателями. Не содержится таких ограничений и в других федеральных законах. Между тем в оспариваемом Положении индивидуальные предприниматели не названы в числе лиц, которые осуществляют фармацевтическую деятельность. С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу, что указанные лица фактически лишаются права на занятие фармацевтической деятельностью. При таких обстоятельствах требования заявительницы о признании частично незаконными п. 1, 2, 5 и 16 Положения подлежат удовлетворению в силу части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемой ситуации правомерна будет и постановка вопроса о взыскании в пользу предпринимателя убытков в виде дополнительных расходов на вынужденное создание предприятия либо расходов по оплате услуг адвоката по оспариванию в суде необоснованного отказа в выдаче лицензии.
После получения документа, подтверждающего наличие лицензии, индивидуальный предприниматель вправе осуществлять указанный в этом документе вид деятельности. При этом передача лицензиатом своих прав и обязанностей, возникающих в связи с осуществлением лицензируемой деятельности, не допускается.
Лицензия – срочный документ. В соответствии со статьей 8 Закона N 158-ФЗ срок действия лицензии должен был устанавливаться положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не мог быть менее 3 лет. При этом федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности мог устанавливаться бессрочный характер действия лицензий.
Статьей 8 нового Закона определяется, что срок действия лицензии не может быть менее пяти лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Таким образом, принятым Законом подтверждается норма о том, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Вместе с тем из нового Закона исключено положение о том, что по заявлению соискателя лицензия может быть выдана на срок меньше предусмотренного положением о лицензировании того или иного вида деятельности.
При определенных обстоятельствах, например в случаях изменения имени и места жительства индивидуального предпринимателя либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан в течение пятнадцати дней подать заявление о переоформлении соответствующего документа (не позднее чем через 15 дней) с приложением документов, подтверждающих указанные обстоятельства. Одновременно лицензирующий орган вносит изменения в реестр лицензий. Переоформление осуществляется за плату в размере 100 руб. в течение 10 дней со дня получения заявления лицензиата.
Каким документом может быть подтверждена утрата документа о наличии лицензии, в Законе не указано. Представляется, что осуществление соответствующей деятельности без переоформления документа о наличии лицензии в случае его утраты не может рассматриваться как занятие данной деятельностью без лицензии. Отказ в переоформлении документа Законом не предусмотрен.
Лицензия теряет юридическую силу в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Следует также отметить, что лицензирующие органы имеют право приостановить действие лицензии. Эта мера применяется в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Новым Федеральным законом предусмотрена возможность аннулирования лицензии по решению лицензирующего органа или суда. В основном этот вопрос отнесен к ведению суда. Единственный случай, когда лицензирующий орган может принять решение об аннулировании лицензии, - это неуплата в течение трех месяцев лицензионного сбора. В иных случаях лицензия аннулируется по решению суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, по следующим основаниям: