Файл: Какие виды деятельности индивидуального предпринимателя подлежат лицензированию..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь, как представляется, сделан «бюрократический» уклон на то, что лицензирование является комплексом действий органов государства. Хотя, в большей степени, лицензирование представляет собой один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности. Как уже говорилось выше, в условиях советской правовой системы он применялся редко ввиду очевидного примата публично-правовых институтов над интересами субъектов предпринимательской деятельности. Воздействие государства в это время могло быть обеспечено ужесточением надзора в сфере частноправовой деятельности. Становление же рыночной экономики вызвало к жизни этот метод государственного управления.

Лицензирование является особым методом регламентации общественных отношений: взаимоотношения лицензиата с лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами основаны на властном подчинении одной стороны другой, - именно данное обстоятельство согласно пункту 3 статье 2 ГК РФ, практически исключает применение в этой сфере гражданского законодательства.

Хотя ГК РФ в статье 49 отмечает, что юридические лица вправе заниматься любой деятельностью, которая разрешена законом и зафиксирована в уставе, но есть виды деятельности, для занятия которыми необходимо получить специальное разрешение - лицензию. Это правило распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Из смысла статьи 49 ГК РФ можно сделать вывод, что лицензией является специальное разрешение, на основании которого юридическое лицо имеет право заниматься видами деятельности, перечень которых устанавливается законом.

Видимо, статья 49 ГК РФ нуждается в корректировке.

Во-первых, к юридическим лицам нужно добавить и индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, вместо слов «устанавливается законом» нужно использовать «устанавливаются федеральными законами», т.к. действие Закона о лицензировании распространяется не на все лицензируемые виды деятельности, следовательно, единого закона в этой области просто нет.[7]

Гораздо более удачно сформулировано определение лицензии в Законе о лицензировании. В соответствии со статье 2 Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В то же время в статье 3 Закона о лицензировании зафиксированы принципы осуществления лицензирования. Это:


- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ. Этот принцип выражается в том, что, во-первых, почти все лицензируемые виды деятельности регламентируются федеральными актами; во-вторых, при наличии договора между субъектами РФ лицензия, выданная на территории одного субъекта РФ, может действовать и на территории другого субъекта; в-третьих, размер лицензионного сбора одинаковый на всей территории РФ, и т.д.;

- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности. Этот перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации. Этот порядок установлен федеральными актами;

- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В развитие положений Закона и Постановления о лицензировании Правительство РФ приняло положения о лицензировании конкретных видов деятельности.[8] Ранее эти положения утверждались федеральными министерствами, их структурными подразделениями, органами власти субъектов РФ;

- гласность и открытость лицензирования. Этот принцип выражается в том, что все законы и иные нормативно-правовые акты, касающиеся лицензирования, подлежат официальному опубликованию (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Этот принцип также закреплён в Конституции РФ (ч.2 ст.15) и выражается в обязанности каждого соблюдать предписания законов, иных нормативно-правовых актов.

Процедура лицензирования предпринимательской деятельности

Индивидуальные предприниматели – самая распространенная разновидность субъектов лицензионных отношений. Все виды лицензируемой деятельности, осуществляемой физическими лицами, относятся к предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели действуют без образования юридического лица, их гражданская правоспособность совпадает с правоспособностью юридических лиц – коммерческих организаций; таким образом, основная цель деятельности индивидуальных предпринимателей, наделенных правомочиями лицензиата, заключена в извлечении прибыли.


В юридической литературе лицензирование рассматривают наряду с государственной регистрацией формой легитимации предпринимательства.[9] Поэтому, решив заняться видами деятельности, осуществление которых требует специального разрешения, выдаваемого уполномоченными органами государственной власти, индивидуальный предприниматель должен в установленном законом порядке получить лицензию. Возникающие при этом правовые отношения между лицензирующими органами и предпринимателями являются правоотношениями «по вертикали», т.к. складываются в порядке государственного регулирования экономики при осуществлении особого вида публичной деятельности - лицензионной. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства вести такую деятельность, соблюдая особенности, специальные установленные правила ее осуществления, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.

Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования рынка – единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности.[10]

Правовая база лицензирования весьма обширна. Особую роль в ней играют законы, и прежде всего новый Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 128-ФЗ), который вступил в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования. С этого момента утрачивают силу Федеральный закон с аналогичным названием от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1998 - 2000 гг., и другие законы. Согласно статье 18 Закона N 128-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, предусмотренных пункте 2 статьи 1 данного Закона, действуют в части, не противоречащей ему, и подлежат приведению в соответствие с ним.

Значение этого акта в том, что в нем закреплен единый перечень лицензируемых видов деятельности и унифицирована процедура лицензирования.

В юридической литературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как:

1) документ (п. 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418);

2) право (ст. 2 Закона о лицензировании 1998 г.);

3) юридический факт в форме соответствующего решения (ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ).[11] Закон о лицензировании 2001 г. устанавливает, что лицензией считается специальное разрешение лицензирующих органов на осуществление конкретного вида деятельности (абз. 2 ст. 2).


Лицензия является основанием возникновения правоспособности, т.е. возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (ст. 49 ГК РФ). Приобретаемая на основании лицензии правоспособность обусловливает персонифицированный характер лицензии, т.е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным индивидуальным предпринимателем-лицензиатом.

К такому же выводу приходит и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 31 августа 1999 г. N 422/99.[12] Дело рассматривалось по иску предпринимателя М., частнопрактикующего врача, о признании недействительным решения комиссии по лицензированию и сертификации медицинской деятельности, в соответствии с которым истец был лишен лицензии на занятие медицинской деятельностью. Причиной, послужившей основанием для лишения лицензии, стало нарушение истцом условий ее действия, выразившееся в допуске к осуществлению стоматологической медицинской помощи другого физического лица. Президиум ВАС РФ постановил, что право на занятие частной медицинской практикой является сугубо индивидуальным и действие лицензии частнопрактикующего врача не может быть распространено на других лиц. Допуск к такой деятельности другого лица является нарушением условий действия лицензии.

У многих начинающих предпринимателей возникает закономерный вопрос: на какой вид деятельности надо получать лицензию? В настоящее время используется два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности: во-первых, потенциальная опасность того или иного вида деятельности, т.е. возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации; во-вторых, невозможность регулирования иными методами, кроме лицензирования.

Подготовка и принятие Закона N 128-ФЗ сопровождались многочисленными высказываниями государственных деятелей о том, что перечень лицензируемых видов деятельности неоправданно расширен, служит источником коррупции и нуждается в радикальном сокращении (высказывалось мнение о необходимости сохранения лицензирования 60 - 80 видов деятельности).[13] В конечном итоге перечень лицензируемых видов деятельности в Законе не подвергся столь резкому сокращению и в настоящее время насчитывает 119 видов деятельности. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений или дополнений в эту статью. Прежний Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. предусматривал более двухсот лицензируемых видов деятельности, к тому же этот перечень неуклонно расширялся. Однако утверждать, что теперь почти вдвое сократилось число лицензируемых видов деятельности, по нашему мнению, едва ли возможно, поскольку одновременно расширен круг видов деятельности, на которые данный Закон не распространяется.


Законодатель сделал основной акцент на сохранении лицензирования видов деятельности, связанных с техникой, технологиями, источниками повышенной опасности. В отдельные группы можно выделить виды деятельности, нарушение порядка осуществления которых может причинить ущерб здоровью граждан (фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинская деятельность, деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, производство дезинфекционных и дератизационных средств и т.п.), а также их правам и законным интересам (деятельность инвестиционных фондов, деятельность негосударственных пенсионных фондов, деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, и т.п.).

Следует перечислить виды деятельности, на осуществление которых больше не требуется наличие лицензии: риэлторская деятельность; издательская деятельность; полиграфическая деятельность; деятельность по производству и розливу минеральной и природной питьевой воды; оптовая реализация минеральной и природной питьевой воды; реализация предметов антиквариата.

Сохранилось лицензирование таких распространенных видов предпринимательской деятельности, как: аудиторская деятельность; оценочная деятельность; заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов; заготовка, переработка и реализация лома черных металлов; организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; производство табачных изделий.

Отдельные виды деятельности, ранее не лицензировавшиеся, теперь, после вступления в силу Закона N 128-ФЗ, будут подлежать лицензированию, например деятельность по продаже прав на клубный отдых (так называемый "таймшер").

В предыдущем Законе о лицензировании отдельных видов деятельности тем не менее содержалась оговорка о том, что подлежат лицензированию не только прямо названные виды деятельности (ст. 17), но и неназванные виды, лицензирование которых предусмотрено иными федеральными законами, вступившими в силу ранее Закона N 158-ФЗ (ст. 17, п. 2 ст. 19). Таким образом, лицензированию подлежали виды деятельности, которые, во-первых, не подпадали под действие Закона N 158-ФЗ, во-вторых, были прямо перечислены в этом Законе и, в-третьих, хотя и не были перечислены в Законе N 158-ФЗ, но были установлены более ранними федеральными законами. Вместе с тем прекращалось лицензирование многих видов деятельности, которое было установлено указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и подобными подзаконными актами (например, с момента вступления в силу Закона N 158-ФЗ было отменено лицензирование оказания платных юридических услуг, введенное постановлением Правительства РФ). К тому же перечень лицензируемых видов деятельности, названный в Законе N 158-ФЗ, не был исчерпывающим и заставлял предпринимателей постоянно обращаться к иным федеральным законам. К примеру, лицензирование торговли автомобилями было установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», туроператорская и турагентская деятельность - Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».