Файл: Какие виды деятельности индивидуального предпринимателя подлежат лицензированию..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно статье 171 УК РФ[21] осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. Часть 2 статьи 171 УК РФ:

«2. То же деяние: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового».

Крупным размером, крупным ущербом, доходом признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным - один миллион рублей (примечание к ст. 169 УК РФ).

Помимо указанной статьи уголовная ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации установлена статьями:

- статья 172 «Незаконная банковская деятельность»;

- статья 235 «Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью».

Субъектами уголовной ответственности являются физические лица. Как правило, это руководители, которые отвечают за деятельность организации и в том числе за соблюдение лицензионных требований и условий.

В заключение напомним, что нарушение лицензионных требований и условий влечет приостановление действия лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Заключение

 В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица. Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.


Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В то же время отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 49 ГК РФ).

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя. В данном случае лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

В связи с этим неизменно встает вопрос о пределах такого контроля. Статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в Российской Федерации и ограничивают необоснованное вмешательство государства.

В любом случае юридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.

Право юридического лица и предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности.

В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


В то же время индивидуальный предприниматель не может быть соискателем лицензии в отношении некоторых видов деятельности. Так, например, с 1 июля 2006 г. индивидуальные предприниматели не могут оформить лицензию на занятие розничной продажей алкогольной продукции, так как согласно статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» данный вид деятельности вправе осуществлять только организации.

По мнению Е.И. Спектора, режим лицензирования, представляя собой одно из универсальных и эффективных легализующих средств государственного регулирования экономики, который наиболее юридически полно проработан в отличие от иных средств разрешительных режимов, является ограничителем свободы предпринимательской деятельности в целях защиты прав отдельных граждан и общества в целом, а также публичных интересов государства.

Таким образом, предметом лицензирования выступает особый круг общественных отношений, складывающихся в процессе профессиональной деятельности по предоставлению, отзыву, приостановлению, аннулированию лицензий, надзору за выполнением правил лицензирования, привлечению к ответственности за нарушение лицензионных отношений. Иными словами, речь идет об общественных отношениях по государственному воздействию на субъектов, осуществляющих отдельный вид деятельности.

В то же время, раскрывая лицензионные правоотношения, нельзя не заметить их особенностей, которые проявляются:

- во-первых, в субъектах, (с одной стороны орган государства, а с другой - предприниматель);

- во-вторых, в субъективном праве и юридической обязанности участников этих отношений;

- в-третьих, в объектах (определенный вид деятельности).

Лицензионные отношения требуют различного сочетания юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на участников общественных отношений, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Это сочетание проявляется в методе правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения, предписания, запрещения, согласования.

Для правовой характеристики лицензирования представляет интерес рассмотрение и функционального критерия, который включает регулятивную и охранительную функцию.

Системный критерий лицензирования включает в себя и принципы лицензирования.

Уяснение общих положений в области лицензирования позволяет сконцентрировать свое внимание и на изучении особенностей правового регулирования, которое в настоящее время страдает недостатками.


Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. - М.:Республика, 2002.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья и четвертая. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31июля1998года №146-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

6. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

7. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ) // СПС Консультант Плюс.*

8. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

9. Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 №158-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

10. Федеральный закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 г. №157-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

11. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 г. №101-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

12. Федеральный закон Российской Федерации «О науке и государственной

* Справочная правовая система Консультант Плюс версия 4000.00.11 1992–2009

научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. №127 // СПС Консультант Плюс.*

13. Федеральный закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 г. №445-1 // СПС Консультант Плюс.*

14. Постановление Правительства РФ «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии» от 11.04.2006 г. №208 // СПС Консультант Плюс.*

15. Постановление Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 26.01.2006 г. №45 // СПС Консультант Плюс.*

16. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами» от 04.07.2002 г. // СПС Консультант Плюс.*


17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль» от 15.09.2008 г. №691 // СПС Консультант Плюс.*

18. Положение о лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых (утв. постановлением Правительства РФ от 10 октября 2002 г. № 753) // РГ № 201 23.10.2002 г.

19. Письмо МНС РФ «О лицензировании» от 06.12.2002 г. № БК-6 // Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2003.- № 2. С. 24-55.

20. Письмо Минэкономики РФ «О бланках лицензии на введение лицензионной деятельности» от 18.01.1995 № СВ-16/031-12 // СПС Консультант Плюс.*

21. Приказ Минфина РФ «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 10.10.2008 № 111н. // СПС Консультант Плюс.*

22. Приказ ФСФР РФ «О лицензировании деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию» от 07.02.2008 № 08-4/пз-н. // СПС Консультант Плюс.*

23. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 10.06.2008 № 278н // СПС Консультант Плюс.*

24. Приказ Ространснадзора «Об утверждении формы приложения к лицензии» от 07.08.2007 № ГК-549фс // СПС Консультант Плюс.*

25. Приказ Роспотребнадзора «О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 5 июня 2006 г. № 147 и утверждении форм документов, используемых в процессе лицензирования» от 25.04.2007 №90; // СПС Консультант Плюс.*

26. Приказ ФСФР РФ «Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» от 06.03.2007 №07 // СПС Консультант Плюс.*

27. Приказ Минсельхоза РФ «Об утверждении положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» от 04.01.2001 №3 // СПС Консультант Плюс.*