Файл: ИСПОЛНЕНИЕ И ОТБЫВАНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ОСОБОГО РЕЖИМА (Теоретико-правовые аспекты исполнения и отбывания наказания в колониях особого режима).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
Ведомственный контроль. Может быть осуществлен с помощью вышестоящего органа и его должностного лица. Нормативными правовыми актами урегулирован порядок осуществления ведомственного контроля. Этот контроль может осуществляться: министерством обороны РФ, министерством юстиции, в соответствии с их правовым положением, который установлен Конституцией РФ. Аппарат министерств и ведомств контролируют все направления работы по реализации требований законов и иных правовых актов относительно процесса исполнения наказания[5].
Формы ведомственного контроля самые разнообразные. Основные из них: комплексные инспекторские проверки, осуществляемые по всем направлениям деятельности учреждений и органов, которые исполняют наказание; проверки отдельных направлений работы этих учреждений и органов; проверки деятельности отдельных их частей и служб и т.д.
Ведомственный контроль – это самое мощное организационно-правовое средство обеспечения и укрепления законности, связанное с исполнением наказания.
Прокурорский надзор. Генеральным прокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами на основании с ФЗ «О прокуратуре РФ» осуществляется прокурорский надзор[6]. Он имеет очень большое значение в процессе контроля за соблюдением законности в деятельности органов и учреждений, который исполняют наказание.
Есть несколько форм реагирования прокуроров на выявление нарушений:
а) протесты нормативным актам, в случае противоречия закону, если эти органы изданы органами управления, которые осуществляют исполнение наказания; б) необходимо принимать меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон; в) внесение в учреждения и общественные организации представлений о выявленных прокурором нарушениях законов и причинах, которые способствуют этим нарушениям и т.п. Прокурорский надзор – действенное средство утверждения законности в деятельности этих органов.
Общественный контроль. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, которые исполняют наказание, принимают участие в исправлении осуждённых. Существует много видов участия общественных объединений в работе с осужденными, в форме:
— наблюдательных комиссий; комиссий по делам несовершеннолетних; попечительских советов; советов общественности ВК; общественных инспекторов по исправительным работам; советов воспитателей отрядов в ИК. Правовой основой деятельности общественного контроля являются постановления, положения, директивные указания и другие нормативные акты, которые издаются федеральными органами власти.
Общественные объединения активно работают по указанным выше формам – и эта работа крайне важна в целях социального контроля за деятельностью учреждений и органов, которые занимаются исполнением наказания.
Выводы по первому параграфу. Исполнение уголовных наказаний – один из инструментов реализации общегосударственной задачи в борьбе с преступностью. Учреждения и органы, которые исполняют уголовные наказания, могут осуществлять эти задачи, достигая целей уголовного наказания, в виде исправления осуждённых и предупреждения совершения новых преступлений. Сущность уголовного наказания – это государственное принуждение, которое заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного, называемого карой. Исполнение уголовного наказания – это деятельность учреждений и органов, которые исполняют уголовные наказания, направленная на то, чтобы реализовать цель уголовного наказания с помощью применения к осужденным мер государственного принуждения. Основания исполнения уголовных наказаний – это приговор или изменяющее его определение/постановление суда, которые вступили в законную силу, а также акт помилования и акт об амнистии (ст. 7 УИК РФ). В соответствии со ст. 392 УПК РФ, «вступивший в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ»[7]. Меры обеспечивающие фактическое исполнение вступившего в законную силу приговора:
а) специальные органы, на которых лежит обязанность по исполнению конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назначенного уголовного наказания другим его видом в случае, если осужденный уклоняется от отбывания наказания; в) установление уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, неисполнение должностным лицом приговора, определения или постановления суда.
Ст. 315 УК РФ закрепляет ответственность, которая наступает в случае неисполнение приговора, определения, постановления суда.
1.2 Правовое положение осуждённых, отбывающих уголовное наказание в колониях особого режима
Одной из главных категорий общей теории права и отраслевых юридических дисциплин – является правовой статус личности, куда входит и личность осуждённого.
Всем нам известно, что основные права и свободы человека, которые лежат в основе прав и свобод гражданина, не могут быть созданы конкретно властной волей государства. Аналогично этому не могут быть отменены, объявлены ненужными или несуществующими права и свободы человека. Однако, при широком декларировании Конституцией РФ прав и свобод человека, все еще существует проблема понимания путей и механизмов ограничения правового статуса с помощью нормативных правовых актов, которые регламентируют подобные ограничения прав и свобод человека и гражданина. Эта проблема не решена до сих пор[8].
Современные условия нормативных правовых регулирований ограничения прав и свобод человека и гражданина определены не только на внутригосударственном, но и на международном уровне. Институты ограничения прав и свобод личности, которые закрепляются национальным законодательством, обязаны быть правомерно обоснованными. Это обеспечит успех деятельности правоохранительных органов и будет является гарантом выражения интересов личности и всего общества в целом.
Социальная структура личности может быть определена следующими обстоятельствами: а) правовое положение (правовой статус) – идентичные понятия; б) функциональные роли в рамках статуса и в) нравственно-этические качества этого человека.
Правовой статус личности является совокупностью прав и обязанностей человека, которые раскрывают его качественные особенности в конкретных социальных условиях и определяют его место в социальной среде, природе и самом себе.
Правовой статус осуждённого является специальным индивидуальным правым статусом, где субъективные права закрепляются нормативно; законными интересами и обязанностями, и правовыми ограничениями, которые налагаются на них, в зависимости от того, какой вид наказания будет назначен.
Ограничения могут быть наложены на личность на нескольких уровнях. 1) это такие ограничения, которые налагаются международными правовыми нормами; 2) такие ограничения, которые предусмотрены федеральным законодательством (Жилищный, Семейный кодекс); 3) такие ограничения прав и свобод осуждённых, которые могут быть определены с помощью компетенции органов правоприменительной деятельности.
Судьба осужденного к лишению свободы в таком случае определена федеральным уголовно исполнительным законодательством. Подход к ограничению правового положения осуждённых в виде уровней облегчает классификацию их в рамках одной колонии.
Ограничения, которые налагаются на осужденного, могут осуществляться на различных стадиях регулирования его правового положения. Каждый из таких уровней имеет механизмы ограничений, носящие постоянный характер и изменяющиеся только в зависимости от ограничения к конкретно взятой личности. Механизмы могут быть прямыми и косвенными – являются инструментами, с помощью которых может определяться содержание и объем налагаемых ограничений.
Особенность ограничений, которые налагаются на осуждённых, состоит в том, что это комплекс мер, средств, способов, которые направлены на достижение цели, а классификация средств и инструментов ограничения, происходит на: специальные (которые распространяются в отношении определённой группы лиц) и индивидуальные, которые состоят из нескольких уровней.
В соответствии со спецификой лиц, которые содержатся в исправительных колониях особого режима, необходимо создать 3 вида колоний особого режима, для того чтобы выделять и содержать отдельно следующие виды осуждённых:
а) осужденные к определённым срокам; б) осужденные к пожизненному лишению свободы; в) осужденные, в случае замены смертной казни в порядке помилования на лишение свободы. Кроме того, целесообразно расширить права осужденных, в особенности, предоставить им возможность на признание на официальном уровне безработными, разрешение осужденным на занятие индивидуальной трудовой деятельностью.
Уголовно исполнительная политика Российской Федерации определена также внутренним отечественным законодательством. Ученые считают, что правовое положение лиц, которые отбывают наказание, должно определяться уголовно-исполнительным законодательством следующим образом:
1) установлении нормативного определения правового положения осуждённых;
2) регламентации прав, законных интересов и обязанностей осуждённых[9].
Необходимо согласиться с мнением учёных, которое представлена в специальной литературе, что правовое положение лиц, которые отбывают наказание, является системой субъективных прав, законных интересов и обязанностей осуждённых, которые возникают в результате ограничения, сохранения, конкретизации и дополнения, общих прав статуса граждан
Обратите внимание, что эти два направления сложились постепенно. Советский Союз, в своих нормативных актах, которые касаются исполнения наказания не отразил специальных норм, которые бы определяли правовой статус осуждённых[10]. Научные исследования в те годы также были прекращены, в связи с мнением, что нарушение законности при исполнении наказания не может быть совместимо с каким-либо научным обоснованием. Только с момента принятия ИТК РСФСР 1970 г. образовалось регламентирование правового статуса осужденного.
Несмотря на вышесказанное, нельзя считать тождественным правовое положение осужденного и любого другого гражданина. Отличие заключается в собственном его противоправном поведении и сведено к ограничениям прав, которые образуют содержание наказание. Таким образом, осужденный — это гражданин с ограниченным правовым статусом.
Не существует единого понимания учеными по поводу определения понятия статуса осуждённых. Одни учены считают, что статус осуждённых – это совокупность его основных, гражданских и специальных обязанностей и прав, которые зависят от вида наказания и его целей и от поведения осужденного во время исполнения наказания.
Правовой статус осуждённых состоит из следующих позиций:
а) права и обязанности гражданина, которые ограничены в их использовании в силу наказания под воздействием норм уголовного и исправительно-трудового права;
б) права и обязанности осужденного, которые выражены в нормах исправительно-трудового права, определяющих порядок и условия исполнения наказания.
Статья 10 уголовно исполнительного кодекса РФ содержит нормы, касающиеся правового положения осуждённых в исправительных колониях.