Файл: Реформы художественного образования в Советской России. Дизайн визуальных коммуникаций среды. Рекламная графика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс формирования школы, выпускающей дизайнеров для дерево­обрабатывающей промышленности, совпал в стране с этапом перестройки этой отрасли на современной индустриальной базе. Это привлекло к дер­факу пристальное внимание трестов и предприятий отрасли. От факульте­та ожидали специалистов широкого профиля и, пожалуй, надеялись преж­де всего получить универсальных инженеров - организаторов производ­ства, что усложняло и без того непростую задачу подготовки будущих ди­зайнеров.

Приходившим надерфак художникам-производственникам (конструк­тивистам) приходилось преодолевать не только рецидивы декоративистских традиций, но и инженерно-технический уклон в подготовке студентов. Последнему в большой мере способствовала сложившаяся на факультете сильная группа преподавателей-инженеров. Оставаясь именно художни­ками, преподаватели из числа конструктивистов вторгались в функцио­нально-конструктивные вопросы проектирования и промышленного изго­товления вещей, но решали их, конечно, не как инженеры, а как дизайне­ры. Дизайнерский подход к проблемам формообразования был тогда не­привычно новым, и это, безусловно, затрудняло процесс внедрения идей производственного искусства на дерфаке.

Однако постепенно недоверие и преподавателей, и студентов удавалось преодолеть. Так, пришедший на дерфак Лавинский заложил там основы дизайнерской специализации. Результаты его двухлетней работы на фа­культете наиболее ярко проявились в выполненных его учениками двух комплексных проектах для Международной парижской выставки 1925 г. Когда в конце 1924 г. стали отбирать экспонаты для этой выставки во ВХУТЕМАСе и отобрали ряд курсовых проектов метфака и архитектур­ного факультета, то на дерфаке проектов, достойных выставки в Париже, не оказалось. Поэтому в декабре 1924 г. факультету было поручено в сжа­тые сроки подготовить для выставки два специальных проекта: оборудова­ние рабочего клуба и оборудованной избы-читальни. Разработка этих про­ектов коллективом студентов под руководством А. Лавинского помогла уточнению профиля специалиста, которого готовил дерфак. Стало ясно, что именно комплексное проектирование оборудования - основа профес­сиональной подготовки будущих дизайнеров («инженеров-художников»).

Дизайн визуальных коммуникаций среды.

Визуальные коммуникации - это коммуникация (передача информации) по средствам визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики и т.д. …) с одной стороны и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия…) с другой.


В бытовом, вульгарном значении визуальная коммуникация может быть определена как - то - что я вижу. Однако сегодня визуальная коммуникация чрезвычайно развита и усложнена и на уровне языка и на уровне восприятия за счет активного развития визуального искусства и электронных и цифровых технологий.

Визуальные коммуникации в ХХ веке осуществили мощную экспансию во все сферы культуры и закрепили в операционном поле такие понятия как - визуальный текст, визуальный язык, визуальная культура. Визуальные коммуникации - одна из базовых составляющих современных масс-медиа, создающих визуальный интерфейс передачи и потребления информации, а также трансформируя и переводя, в свою очередь, любую информацию в визуальный язык (имиджи и пресс-портреты, фото с места событий и телевизионная картинка в режиме реального времени…).

Визуальные коммуникации в современном обществе все больше отходят от роли пассивного посредника, "обрастая" кодами и (особенно в рекламе) приобретают ярко выраженный манипулятивный характер - то - что я хочу показать.

Визуальная коммуникация объединяет в себе цвета, речь, письменный язык, образы, чтобы создать сообщения, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя, будут наполнены понятной и необходимой информацией.

Современная система визуальной коммуникации характеризуется изменением логотипов, редизайном. И это закономерно. Широко шагает прогресс, изменяя жизнь и запросы людей, а, следовательно, меняются и составляющие визуальной коммуникации. Люди сами создают для себя такую систему визуальной коммуникации, которая максимально удовлетворяет их нужды и помогает лучше ориентироваться в этом мире.

Разработка визуальной коммуникации берет за основу те же функции, что и другие виды коммуникаций:

  • информационные (передача информации);
  • экспрессивные (передача оценки информации);
  • прагматические (передача коммуникативной установки, которая оказывает воздействие на получателя).

Визуальные коммуникации в городской среде совершенствуются и изменяются. Дело в том, что современная цивилизация — это городская цивилизация, место обитания человека становится все более объемным, абстрактным и не ограничивается рамками дома.

Замещение в языковом сознании лексемой "город" в разнообразном сочетании и смысловом сопровождении номинаций новых реалий становится стереотипизированным явлением. Примеров такого замещения в дискурсе, тексте достаточно: это и названия современных рекламных газет и журналов: "Город мебели", "Большой город", "Город возможностей", "Город света и тепла", "Путеводитель по городу соблазнов", "Нано-город", и политизированные названия-лозунги типа "Наш дом - наш город".


Визуальные коммуникации широко используются в рекламе. Где бы мы не находились: дома, на улице, в общественном транспорте, в местах продаж, в кафе или кинотеатре, мы повсюду сталкивается с рекламной информацией. И цель у нее одна - зацепить наше внимание.

Средства визуальной коммуникации можно разделить на группы:

  • Печатные или полиграфические. Это яркие буклеты, пестрые плакаты, живописные листовки и брошюры и т. д.
  • Телеэкранные. Сюда относятся телевизионные программы, анимационные, графические видео и т. д.
  • Средства наружной рекламы. Это рекламные щиты (биллборды), вывески на зданиях, транзитная реклама и т. д.
  • Средства рекламы в интернете. Здесь можно выделить рекламные баннеры, flash-анимации и т. д.

Средства визуальной коммуникации используют множество приемов из различных дисциплин: изобразительного искусства, дизайна, фотографии, современных компьютерных технологий и др. Используя достижения этих отраслей науки искусства, создается дизайн визуальных коммуникаций. От того, насколько грамотно оформлена информация, зависит ее восприятие. Поэтому дизайн напрямую связан с психологией визуальной коммуникации. Например, цвета темно-зеленый, стальной и золотой ассоциируются у большинства людей с деньгами и надежностью. Поэтому банку лучше взять за основу логотипа сочетание именно этих оттенков.

Визуальные коммуникации должны не просто запоминаться зрителю и вызывать в его душе отклик, они должны взаимодействовать с ним на различных уровнях, проникать на глубину восприятия.

Актуальность проблемы определяется рядом причин: ориентация в современном крупном городе с большой территорией, насыщенной различной информацией, практически вышла из под контроля, то есть горожане часто не в состоянии идентифицировать место своего пребывания в городе и испытывают затруднения в выборе конкретных путей передвижения; существующие архитектурно - дизайнерские исследования пространственной ориентации в современной городской среде не дают качественных рекомендаций по проектированию в условиях конкретных средовых ситуаций в городской среде; вопросы ориентации в пространстве города рассматриваются наукой эпизодически и по частям, и до сих пор не стали предметом комплексного теоретического исследования.

В настоящее время появились новые «навигационные» средства и системы, не встроенные непосредственно в среду, требующие отдельного архитектурно-дизайнерского осмысления. Визуальные коммуникации в городской среде представлены как система визуально-графических знаков и решений, вычлененная из других составляющих среды, часть ее зрительных воздействий (информационных устройств, графических символов и пр.), призванная решать задачи обеспечения ориентации, утоления информационного голода, регулирования поведения человека в конкретных предметно-пространственных ситуация.


Традиционно тему ориентации в городе привязывают к целям передвижения горожан (туризм, покупки, проживание), а суть проблемы в другом: меняется городская среда, и ее «потребители», что создает предпосылки появления новых форм восприятия и осмысления пространства города и взаимодействия с ним, соответственно происходит формирование предметно-пространственных средств для оформления этого процесса.

Все эти положения относятся к сфере дизайна - средового, графического и информационного, что сдвигает содержание проблемы из области градостроительства и архитектуры в сторону средового дизайна, оборудования и пространственных систем, в том числе и информационных. Ряд факторов этой проблемы описаны в научных трудах известных теоретиков градостроительного искусства – объективные (привязанные к восприятию городской среды) и субъективные (включающие эмоционально-образную оценку среды).

Архитектор К.Линч рассматривает вопросы ориентации в рамках исследования восприятия ориентиров как составных частей образа города. Круликовский Д.Т связывает обозначенную проблему с психологией восприятия архитектуры. Включает потребность ориентации в городе в систему ценностных характеристик архитектор - дизайнер Шимко В.Т. Упоминает вопросы ориентации в среде как часть методики архитектурно-дизайнерского проектирования: Горбачев В.Н., Вергунов А. П. и др. Ефимов А. В. и другие исследователи, упоминают проблему ориентации в современном городе в рамках световой и цветовой композиции .

Но общего описания проблемы пространственной ориентации в современном крупном городе эти отдельные работы не дают. Ориентацию в городе психологи связывают не только с пространственной локализацией, но и с выбором линий поведения человека в среде. Это психофизиологический процесс, взаимодействующий с другими формами психики (эмоция, внимание, восприятие, осмысление, запоминание, логические операции). Многогранность явления «пространственная ориентация» предполагает пересечение с множеством существующих исследований в самых различных областях науки.

Это объективные – «врожденные» факторы ориентации и субъективные – «внешние» факторы ориентации. Ключевым моментом в современных исследованиях по проблеме ориентации в городском пространстве является вопрос о «первопричинах» получения человеком информации о его окружении, то есть – об эффективности ее применения для ориентации. В этом свете представлены работы Э. Дю Плесси, А. Дамазио, К.Н. Леду, которые отмечают серьезный сдвиг в современном понимании неврологами того, как человек сосредотачивает внимание в процессе своей ориентации. Эмоции отбирают для запоминания прежде всего то, на что обращает внимание.


При этом все эмоции могут быть сведены к двум основополагающим: «положительная» (удовольствие или предрасположенность к чему-либо) и «отрицательная» (страх или предрасположенность против чего-либо). Инстинктивно человек стремится к положительным эмоциям и старается избегать отрицательных.

В русле этой парадигмы выстраивается понятие «хороших» и «плохих» форм в городской среде. «Хорошая» пространственная композиция соответствует ясности восприятия, а «плохая» воспринимается как проходное, неблагоприятное пространство. Человек «умеет» запоминать структуру и абстрактную схему взаимного расположения элементов осваиваемого пространства, и на ее основе выбирать направление движения. Изучением этой способности занимается «когнитивная психология». Представление об окружающей среде в таком случае создает «когнитивную карту» – пригодную для проектирования модель существующей реальности.

Архитектурно-дизайнерская методика проектирования пространства смещает свой интерес к конкретной городской среде и ее свойствам, имеющим отношение к жизненным процессам и потребностям горожанина. Теоретик архитектуры и градостроительства К.Линч отмечает категорию «очевидность и читаемость» городской среды, как ключевое визуальное качество формирования города, где важна легкость распознавания частей (районы, ориентиры, пути) и др. Все множество абстрактных потенциальных частей пространства он сводит к пяти элементам образа города: путь, ориентир, граница, узел, район.

Ориентиры (здание, знак, фасад, витрина, и т.п.) делятся на три группы: «дистанционные», воспринимаемые под разными углами обзора и с различных расстояний, «локальные», видимые только в ограниченных пределах с определенных точек зрения, и «серии ориентиров», в которых несколько элементов связаны логически и композиционно. Архитектор М.Фредерик вводит в практику проектирования понятие «магнита» городской среды (объекта или их группы, притягивающих к себе большое количество людей), фактически формирующего все «пространственные ориентиры». А архитектор Беляева Е.Л., анализируя особенности восприятия городской среды и ее композиции, вводит понятие «статичного кадра» - видовой картины, воспринимаемой с заданной точки, и «маршрутов» - заданных композиционных направлений, движение по которым соответствует некому сценарию видовых кадров.

Архитектор - дизайнер городской среды диктует условия наблюдения объекта или их группы, планируя пути подхода к ним. Видимая зона может подразделятся на три уровня: «партерная зона» (уровень первого этажа); «зона среднего горизонта» (от 2-го до 5-го этажа); «зона высокого горизонта» (выше пятого этажа). Архитектор Х. Херинг указал еще в 1925 году, что у коммерческих зданий больше нет архитектурного фасада, который просто стал освещенной панелью – местом для рекламного знака, шрифта и т.д., то есть архитектурный «знак» замещается его дизайнерским эквивалентом.