Файл: Реформы художественного образования в Советской России. Дизайн визуальных коммуникаций среды. Рекламная графика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Архитектор А.В. Иконников указывает на изменение современной городской средовой ситуации, когда визуальная информация, позволяющая ориентироваться в пространстве и различать назначение построек, не связывается больше с пространственными формами окружающей среды. А исследователь городской среды А.Я. Костенко, рассматривая средства информации в архитектуре, отмечает их возрастающую активность в городе, а в ряде случаев и противопоставление их традиционной архитектуре.

Выход видится в создании специального графического стиля города, который должен учитывать композиционно-пространственное решение систем отображения информации, характер шрифтов, цвет, их место и размер. Чрезвычайную важность новых технических устройств, в частности систем искусственного освещения, в эмоциональности восприятия города обозначает в свих работах архитектор Щепетков Н.И. Выводы о содержании процесса ориентации в современном крупном городе сводятся к следующему: ведущий фактор ориентации в городе - эмоциональная значимость (выразительность, зрительная активность).

Она является критерием составления ориентационных моделей городской среды. Особенности формирования ориентационных схем городского пространства зависят от восприятия его доминирующих компонентов, то есть фактически воспроизводят законы построения предметно-пространственных композиций в средовых объектах и системах. Эти положения говорят о необходимости совместного рассмотрения категории «композиция» и «ориентация» на разных примерах пространственной организации городской среды.

Эмоционально-знаковая ориентация в городе является традиционной для архитектурного творчества и основана на эмоционально-образном восприятии элементов и форм городского пространства. Эмоция выделяет в среде объект внимания, который запоминается как «знак» (ориентир, цель движения). Проблема ориентации в данном случае сводится к поиску системы отсчета, которая должна оставаться неподвижной и неизменной (ряд эмоционально активных объектов городской среды, не обладающих достаточным постоянством свойств - транспортные средства, временное оборудование, случайная реклама – не могут стать основой ориентационной структуры).

Из традиционных «неподвижных» составляющих городской среды (архитектура, ландшафт, оборудование, графика), привлекают внимание горожанина серии знаков, которые появляются в зоне видимости во время передвижения. При восприятии конкретной городской среды эта картина постоянно меняется, составляя в памяти определенную последовательность ориентиров, которая и складывается в некую пространственную структуру ориентации. Из этой структуры, в свою очередь, можно выделить линейные, точечные и узловые композиции. Оптимальный « ориентационный знак» опирается на два подхода к формированию активного образа: использование узнаваемых, универсальных приемов, направленных на привычные модели поведения горожанина и быструю ориентацию в ситуации (стандартизация, традиция, унификация); и одновременно применение нестандартных решений, которые привлекают внимание своей необычностью, оригинальностью и направлены на создание уникальных впечатлений от конкретной средовой ситуации .


Практические исследования городских пространств ряда больших и средних городов России и зарубежья показывают совмещение основных структурных элементов композиции (доминанты, акценты, фон, оси) с эмоционально-знаковой системой.

Главный ориентир системы почти всегда совпадал с доминантой, а акценты – соответственно с сериями ориентиров. Оси, отражающие «идею» композиции, совпадали с группами ориентиров вдоль основных пространственных направлений - транспортных путей и зрительных видовых коридоров. Можно сделать вывод , что исследование ориентационных характеристик пространства практически совпадает с выявлением композиционной роли эмоционально активных элементов городского пространства в данном фрагменте среды(доминанты, акценты и т. п.). Частый случай средовой ситуации – небольшое, защищенное от городской суеты «коллективное» открытое пространство, образованное группой домов, участок жилой среды.

В малых пространствах закономерности ориентации практически повторяют принципы их композиционной организации. Ведущими элементами « ориентационной схемы» становятся визуально активные элементы (доминанты и акценты композиции, которые привлекают внимание жителей домов и указывают им направление передвижения). Это пешеходные связи , коридоры обозрения, где создаются оптимальные условия движения и восприятия ориентиров.

В этом случае главная задача проектирования схемы ориентации – получить четкую композицию связей «ориентиров» и «путей» движения к ним. Система кварталов и дворов это ограниченное схожими боковыми сторонами пространство, которое имеет направление, свое начало и конец. Здесь ориентация сводится к узнаванию последовательности относительно однозначных элементов (зданий, форм благоустройства или озеленения), раскрывающихся во время движения вдоль доминирующей «композиционной оси», и к выделению среди этих элементов местных акцентов - объектов, привлекающих внимание жителей.

Некоторые выводы из перечисленного представляют следующее: в городских пространствах системы ориентации это набор « ориентационных знаков» и «осей ориентации (дорога, пересчет ориентиров); эмоциональные элементы формируются только визуальными средствами (архитектура, дизайн, природа, вербальные знаки, свет).

«Внеархитектурные» системы ориентации сложились относительно недавно и образуют совершенно самостоятельный язык, который обращается к условному описанию объекта восприятия, рассказывает не об эстетическом содержании объекта, а о его назначении и прагматических характеристиках и не привязан своими формами и носителями к конкретному месту в городской среде.


Условный язык любых систем ориентации составляют приемы визуализации сигналов и сообщений (условные знаки, пиктограммы, цветовая информация, калибровка приборов и т.д.), которые составляют предмет работы графического дизайнера городской среды, графического дизайна. И именно эта сторона «внеархитектурных» систем ориентации является связующим звеном между ними и «эмоционально-знаковыми» (архитектурно-пространственными) принципами систем ориентации в городской среде.

Следовательно, задачи совмещения «архитектурной» и «вербальной» систем ориентации в городе предполагают изучение возможностей встраивания «вербальных» носителей в визуальную структуру «местных» (зона различимости графических символов – в пределах прямой видимости и т.п.) и «линейных» (где соответствующие знаки и указатели образуют цепь с определенными расстояниями и т.п.) компонентов пространства города. Другим современным средством формирования ориентационной среды города является виртуально-мультимедийная (приборная) система ориентации.

Главными компонентами этой системы являются два типа приборов: - переносной персональный вариант – «личный» навигатор пользователя, стационарные «общественные» экраны и информационные знаки, указывающие пользователям состояние среды (загрузка магистралей, расписание движения транспорта, погода в разных районах города и т.д.). В настоящее время главной системой пространственной ориентации в современном крупном городе является эмоционально-знаковая система ориентации. Ее появление связано с развитием у человека процесса мышления и осмысления полученной информации (законов группировки и приемов упрощения при ее обработке).

Развитие символьной системы ориентации связано с развитием культуры, с появлением новых средств общения (письменность) и специальных форм «визуального» языка (реклама, вывески, указатели и т.д.). Новые средства массовой коммуникации подтолкнули к переходу на новые средства решения проблем ориентации – через виртуальную основу.

Главный вывод из перечисленных определений: – резкое расширение визуальных средств создания ориентационного климата городской среды; он должен формироваться за счет новых приемов и форм синтеза слагаемых городской среды: архитектуры зданий, дизайна предметного наполнения пространства, природных компонентов, виртуальных и вербальных технологий. Решение проблем ориентации в современном крупном городе – является задачей комплексной, архитектурно-дизайнерской


Рекламная графика

Одна из наиболее интересных областей графического дизайна – плакат. Его основная функция – невербальный способ передачи сообщения, когда более половины информационной нагрузки приходится не на текст, а на изображение. Один и тот же текст на плакате будет восприниматься по-разному в зависимости от используемой картинки, графического оформления, выбранного шрифта. Хорошие, образные рекламные плакаты – произведения искусства.

Сначала – несколько слов о родственниках плаката, рекламной графике «малых форм»: фирменных бланках и открытках.

Предшественником фирменных бланков послужила иллюстрированная почтовая бумага, которая появилась в начале XIX века во Франции, а в 1830-х годах и в России.

На первой русской почтовой бумаге были литографии достопримечательностей Петербурга и Москвы. Для деловой переписки в начале XX века стали широко использоваться фирменные бланки.

Украшенные виньетками пригласительные карточки появились во Франции в середине XVIII века, а в 1795 году в Англии художником Добсоном была выполнена первая серия поздравительных карточек к Рождеству. Через несколько лет они продавались повсеместно, наряду с почтовой бумагой. Сначала их отправляли только в конверте, но 1869 году в Австрии была выпущена первая в мире карточка с почтовой маркой. Ее отправляли в открытом виде, поэтому и стали называть открыткой.

В России первые открытки были напечатаны Почтовым ведомством в 1871 году. На рубеже XIX–XX веков плакаты и открытки создавались художниками-иллюстраторами книг и журналов, этим и определялся их особый «русский стиль». Большая конкуренция заставляла искать новые сюжеты, стилистику, способы воспроизведения . Зачастую в открытках повторялись рисунки с торговых, рекламных и благотворительных афиш.

Во второй половине XIX века в связи с развитием рекламы и появлением новых технологий печати возникла новая форма графического искусства – плакат. Первооткрывателем этого направления считают французского графика и театрального художника Жюля Шере (1836–1932). В 1866 году он создал собственное литографическое издательство и начал выпускать концертные и театральные афиши. Благодаря плоским формам, ярким цветовым пятнам, сложным волнистым линиям и декоративному шрифту они выглядели очень декоративными, динамичными и эмоциональными. Это было новое и доступное искусство.

Стиль плакатов Жюля Шере был подражанием Тулуз-Лотреку. Сам Тулуз-Лотрек, будучи уже известным художником, зарабатывал рекламными афишами на жизнь. Парижане сдирали их со стен, пока не высох клей, и коллекционировали.


Замечательные декоративные плакаты в это же время создавали Альфонс Муха, Пьер Боннар, Густав Климт. Афиши этих художников – классический образец композиционно-декоративного решения большой графической формы. Они вошли в число произведений искусств, признанных во всем мире. В них ярко проявился стиль Ait Nouveau с характерными пластическими и цветовыми приемами.

Общеевропейские стилевые искания на рубеже веков не могли обойти Россию. До начала эпохи модерна, во второй половине XIX века, художники, изображая натуру, воспроизводили все тонкости и частности. Будучи реально видимыми, эти детали не воспринимались все одновременно. В модерне художники начали фиксировать обобщенное впечатление от предмета. Избавление от ненужных деталей, увеличение отдельных элементов и искажение общей формы рождало особую целостность восприятия. Огромную роль играли выразительные особенности графики. Сложная изысканная графическая линия объединяла все виды искусств, она доминировала и в архитектуре, и в текстиле, и в декоративно-прикладном творчестве.

Стиль Ait Nouveau имел в России свою направленность: в нем ярко прослеживалась национальная идея, поэтому так самобытны и неповторимы произведения русского модерна. В книжной, журнальной, плакатной, открыточной графике ярко проявились особенности нового стиля. Художественную атмосферу конца XIX – начала XX века невозможно представить без плаката, афиши, рекламы, которые необычайно быстро распространились в те времена. Плакатная графика подчеркивала зрительную активность образа. Расклеенные на тумбах, рекламных щитах и стенах домов, выставленные в витринах листы с объявлениями влияли на восприятие зданий и улиц, формировали городскую среду. В 1897 году в Петербурге была устроена Международная выставка афиш. На ней экспонировались листы Тулуз-Лотрека, Грассе, Форена, Гейне. В этих работах ясно читались уже сложившиеся традиции плакатного мастерства. Выставка дала толчок развитию искусства плаката в России.

В первые годы XX столетия в России резко возросло число издаваемых плакатов, увеличились тиражи, расширилась область применения. Особенно интересными и яркими образцами отличались театральная и выставочная афиша. В этом жанре работали такие мастера, как Бакст, Лансере, Сомов, Врубель, Серов.

У русских афиш, в отличие от европейских, много общего с книжной и журнальной графикой. Иногда это были просто увеличенные обложки каталогов или журнальных заставок. Очень интересны шрифтовые афиши, в них активную роль играет не рекламная информация, а смысловое содержание.