Файл: ИСПОЛНЕНИЕ И ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 6
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений современной уголовно-правовой политики государства является совершенствование действующей системы уголовных наказаний путём введения новых, преимущественно не связанных с изоляцией осуждённых от общества. Определяющим вектором в этом отношении послужило принятие «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г[1].
Согласно положениям указанной Концепции, государственная политика в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 году общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний. Также законодательно должна быть резко увеличена доля санкций норм особенной части УК РФ, предусматривающих наказания, не связанные с лишением свободы. Более широкое применение таких наказаний рекомендовано судам.
Изложенные обстоятельства актуализируют тему уголовно-правовой регламентации наказаний, не связанных с лишением свободы. Одним из таких наказаний стали принудительные работы.
Президентом России 7 декабря 2011 года подписан Федеральный закон № 420 от 07.12.2011 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», существенным образом изменивший не только уголовное законодательство страны, но и закрепивший ряд новелл в уголовно-исполнительной сфере[2]. Он отменил нижние пределы санкций у большого количества статей Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), изменил категорию тяжести ряда статей, но наряду с этим он ввел новый вид наказания - принудительные работы (п. 9 ст. 1 Федерального закона), положения о которых теперь содержатся в ст. 53.1 УК РФ. Для функционирования данной новой нормы, безусловно, должен был быть установлен порядок исполнения нового наказания. Поэтому (п. 11 ст. 3 Федерального закона) в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) РФ введена новая глава 8.1 - «Исполнение наказания в виде принудительных работ».
Согласно уже указанной выше ст. 53.1 УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Заключаются они в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства.
В положениях ст. 60.1 УИК федеральный законодатель закрепил, что осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они (осужденные) проживали или были осуждены. В ряде случаев осужденного могут отправить для отбытия наказания в иной субъект РФ (отсутствие по месту жительства осужденного исправительного центра или невозможность размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах и т. д.)[3].
Этот вид наказания должен был начать применяться в 2013 году, однако в связи с неготовностью уголовно-исполнительной системы (созданы менее 10 из 30 планировавшихся исправительных центров) его введение в действие было отсрочено до 2014, а затем до 2017 года.
По своему содержанию принудительные работы являются промежуточным наказанием между лишением свободы и наказаниями, которые не связаны с лишением свободы, изоляцией от общества. Принудительные работы в современном понимании во многом воспроизводят содержание наказания в виде ограничения свободы в редакции Уголовного кодекса Российской Федерации до 27 декабря 2009 года. Также они имеют много общего с наказанием в виде лишения свободы, которое исполняется в колонии-поселении. Такой характер наказания в виде принудительных работ весьма усложняет его теоретическое понимание, что усложняет его назначение и исполнение. В целом эти обстоятельства препятствуют осуществлению задач уголовного законодательства, достижению целей уголовного наказания.
Одной из проблем, которые затрудняют теоретическое осмысление принудительных работ, можно считать тот факт, что применение данного вида наказания очень много раз «отодвигалось» законодателем по времени.
Таким образом, тема реферата является актуальной в связи с необходимостью теоретического изучения этого вида наказания в плане достижения целей уголовного наказания, как они указаны в статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации. Является необходимым осмысление альтернативного характера принудительных работ относительно лишения свободы.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теоретического понимания и практического исполнения принудительных работ как вида наказания изучались такими учеными, как С. Л. Алексеев, Т.П. Бутенко, В.В. Буш, А.Ю. Глазова, Г.А. Майстренко, А.Г. Майстренко, А.А. Тарасюк, И.Р. Шалканов и другими.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в процессе исполнения и отбывания принудительных работ как вида уголовного наказания.
Предметом исследования выступают нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, которые регулируют особенности применения принудительных работ как вида уголовного наказания.
Цель исследования – исследование истории, понятия и правовой природы принудительных работ, особенностей их назначения, исполнения и отбывания, разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства в сфере применения принудительных работ.
На основании данной цели можно сформулировать следующие задачи:
1) изучить историю становления положений законодательства о принудительных работах;
2) рассмотреть понятие и сущность принудительных работ как вида уголовного наказания;
3) уяснить особенности назначения принудительных работ;
4) рассмотреть особенности исполнения принудительных работ;
5) определить проблемы применения принудительных работ как вида уголовного наказания;
6) проанализировать отличия принудительных работ от обязательных и исправительных работ.
1. Особенности назначения наказания в виде принудительных работ
В соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса РФ, принудительные работы могут применяться в качестве альтернативы лишению свободы в случаях, которые предусмотрены соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, за совершение преступлений небольшой либо средней тяжести или за совершение тяжкого преступления впервые.
На основании анализа положений законодательства, можно отметить, что в целом наказание в виде принудительных работ может применяться в таких случаях:
- в соответствии с положениями норм о преступлениях небольшой либо средней тяжести;
- в случае замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса РФ;
- в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, отбывания обязательных работ либо исправительных работ в порядке замены более строгим наказанием в соответствии с положениями законодательства;
Принудительные работы могут назначаться лицу, которое было признано судом виновным в совершении преступления, на основании двух правил. Во-первых, если они предусматриваются санкцией статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ, и, во-вторых, в порядке замены лишения свободы новым видом уголовного наказания. Частью 2 статьи 53.1 Уголовного кодекса РФ установлено, что если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления лица без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он может постановить заменить осужденному лицу наказание в виде лишения свободы принудительными работами. Данное положение указывает на то, что санкции Особенной части Уголовного кодекса РФ в качестве наказания могут предусматривать только лишение свободы, а принудительные работы там отсутствуют. Данная замена подразумевает под собой довольно специфический вид освобождения от реального отбывания конкретного вида уголовного наказания, исполнение которого не имеет смысла в силу достижения одной из наиболее важных целей уголовного наказания, а именно – исправление осужденного при помощи применения к нему более мягкого вида наказания.
Данное положение, которое определяет особый порядок назначения рассматриваемого нами вида наказания, не следует считать уникальным для действующего уголовного законодательства Российской Федерации, так как подобно ему было сформулировано положение применительно к содержанию в дисциплинарной воинской части. В части 1 статьи 55 Уголовного кодекса РФ говорится, что за преступления против военной службы оно может быть назначено в случаях, когда характер преступления и личности виновного говорят о том, что существует возможность замены лишения свободы на срок свыше 2 лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на этот же срок[4].
Вместе с этим оправданность заменяющего характера принудительных работ вызывает некоторые сомнения. Требование законодательства сначала назначить одно наказание, а после этого заменить его другим противоречит логике принятия уголовно-правового решения. Определение принудительных работ усложнено также тем, что в соответствии с законодательством, если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он может постановить заменить осужденному лицу наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При этом в части 1 статьи 73 Уголовного кодекса РФ определено, что в такой же ситуации допускается применение условного осуждения. Так, если, назначив лишение свободы, суд придет к выводу о возможности исправления лица без реального отбывания наказания, он может постановить считать назначенное наказание условным.
Установленное в части 2 статьи 73 Уголовного кодекса РФ указание на то, что при назначении условного осуждения суд принимает во внимание степень и характер опасности совершенного преступления, а также личность виновного, в частности, отягчающие и смягчающие обстоятельства, можно считать, не особенно помогает суду в принятии правильного решения. Эти же обстоятельства обуславливают необходимость учета судом общих начал назначения наказания в процессе определения любого наказания, будь это лишение свободы либо принудительные работы.
Учитывая заменяющий характер принудительных работ, его применение в порядке замены лишения свободы необходимо рассматривать в качестве специального случая назначения наказания ниже низшего предела. Это положение, в основном, дублирует правило, которое установлено в статье 64 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает возможность назначения наказания ниже низшего предела. В соответствии со статьей 64 Уголовного кодекса РФ, назначение наказания ниже низшего предела может иметь место при наличии обстоятельств, которые существенно уменьшают степень общественной опасности совершенного преступления, или при активном содействии осужденного в раскрытии группового преступления.
При этом, установленное в части 2 статьи 53.1 Уголовного кодекса РФ положение отличается от правила назначения более мягкого наказания, по крайней мере, тем, что возможность его замены может иметь место после назначения наказания в виде лишения свободы[5].
Указанные выше обстоятельства дают возможность говорить о том, что рассматриваемая замена наказания, то есть более строгого наказания менее строгим, противопоставляется общему правилу, которое установлено в части 1 статьи 60 Уголовного кодекса РФ. В соответствии с ней, более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершение преступления может быть назначен исключительно в том случае, когда менее строгий вид наказания не способен обеспечить достижение цели наказания. Обратный порядок допускается в особом случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за это преступление.
При учете правил, которые установлены статьей 64 Уголовного кодекса РФ, можно вести речь о наличии двух разновидностей назначения наказания ниже низшего предела, которые выбираются на усмотрение суда:
- назначение наказания, которое закреплено в санкции статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ, но ниже указанного минимального размера или ниже минимального размера наказания, которое установлено в статьях Общей части Уголовного кодекса РФ, к примеру, осуждение за убийство, которое предусмотрено частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса РФ, к лишению свободы на срок менее 6 лет.
- назначение такого вида наказания, который вообще не предусматривается в санкции статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ, однако является более мягким видом наказания, чем предусмотренный, к примеру, осуждение к принудительным работам при том, что за совершение такого преступления в санкции предусматривается исключительно лишение свободы.
Таким образом, если суд придет к выводу о целесообразности применения к данному лицу лишения свободы, то оно и должно быть назначено, при чем, именно к реальному отбыванию, и об ином наказании не может вестись уже даже речи. Наоборот, назначение принудительных работ является допустимым в случае установления целесообразности определения этого наказания конкретному лицу.
При помощи несложных логических заключений, можно считать возможным сделать вывод о том, что положение, которое установлено в части 2 статьи 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации считается избыточным, более того, им нарушается правило замены неотбытой части наказания более мягким, в соответствии с которым, возможность такой замены предусмотрена после фактического отбытия лицом, осужденным к лишению свободы, определенного срока в зависимости от категории тяжести совершенного им преступления.