Файл: ИСПОЛНЕНИЕ И ОТБЫВАНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 6
Помимо этого установленная в части 1 статьи 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации возможность назначения принудительных работ за совершение тяжкого преступления впервые, не соотносится по своей сути с содержанием перечня обстоятельств, которые смягчают наказание, в качестве одного из которых предусматривается совершение впервые преступления небольшой либо средней тяжести в силу случайного стечения обстоятельств[6].
Учитывая положение, которое установлено в части 2 статьи 61 Уголовного кодекса РФ, которым допускается учет в процессе назначения наказания в качестве смягчающих обстоятельств и такие, которые не предусмотрены частью 1 данной статьи, необходимо признать, по крайней мере, нелогичным умолчание в пункте «а» части 1 статьи 61 Уголовного кодекса РФ о признании таковым впервые совершенного тяжкого преступления.
Принимая во внимание данный факт, следует изложить пункт «а» части 1 статьи 61 Уголовного кодекса в такой редакции: «Совершение впервые тяжкого преступления, а также преступлений небольшой либо средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств».
Наряду с указанным обстоятельством, определение принудительных работ в качестве наказания усложнено также его тесной связью с условным осуждением к лишению свободы. К примеру, в соответствии с частью 2 статьи 53.1 Уголовного кодекса РФ, если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о том, что существует возможность исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он может постановить заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При этом в части 1 статьи 73 Уголовного кодекса определено, что в аналогичной ситуации допускается применение условного осуждения.
В данной связи обращает на себя внимание очевидная коллизия, которая возникает в процессе применения такого вида наказания как принудительные работы. Речь ведется о соотношении положений части 2 статьи 53.1 и статьи 73 Уголовного кодекса РФ. В силу части 1 статьи 73 Уголовного кодекса РФ, если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части либо лишение свободы на срок до 8 лет, суд придет к выводу, что исправление осужденного возможно без реального отбывания наказания, он может постановить считать назначенное наказание условным.
В части 1 статьи 45 Уголовного кодекса РФ принудительные работы, наряду с обязательными и исправительными работами, ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок, пожизненным лишением свободы, а также смертной казнью, относятся законодателем к основным, то есть к самостоятельным видам уголовного наказания. Но если основываться на буквальном толковании части 1 статьи 53 Уголовного кодекса РФ, принудительные работы не могут быть отнесены к самостоятельному виду уголовного наказания, а признаются только альтернативой лишению свободы, применяются в случаях, установленных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ. Еще одно подтверждение невозможности применения рассматриваемого вида наказания в качестве самостоятельного прослеживается в части 2 статьи 53.1 Уголовного кодекса РФ, в которой регулируется возможность назначения принудительных работ исключительно в порядке замены лишения свободы.
Однако если рассматривать его с позиции, которая установлена в части 1 статьи 45 Уголовного кодекса РФ, то в соответствии с ней этот вид наказания применяется исключительно в качестве основного вида наказания, в связи с чем, в соответствии с частью 4 статьи 47 Уголовного кодекса РФ, к принудительным работам может назначаться в качестве дополнительного наказания, к примеру, лишение права занимать определенные должности, которое распространяется на время отбывания принудительных работ, но при этом срок отбытия дополнительного наказания будет исчисляться с момента его отбытия.
В соответствии с частью 79 Уголовного кодекса РФ, в отношении лица, которое отбывает принудительные работы, может применяться институт условно-досрочного освобождения. В соответствии с частью 4 указанной статьи, в процессе рассмотрения ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в числе прочих суд принимает во внимание заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности условно-досрочного освобождения. Но при этом не предусматривается представление в суд заключения администрации исправительного центра, который, в соответствии с частью 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, не является исправительным учреждением.
Указанные пробелы законодательства могут существенно препятствовать применению института условно-досрочного освобождения в отношении осужденных к принудительным работам[7].
Делая вывод, следует отметить, что в соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса РФ, принудительные работы могут назначаться лицу при наличии следующих обстоятельств. Если лицом было совершено преступление небольшой, средней тяжести либо тяжкое преступление впервые. Если в процессе назначения наказания в виде лишения свободы суд придет к выводу, что достижение цели наказания возможно без помещения лица в места лишения свободы. К лицу, которое отбывает принудительные работы, может быть применен институт условно-досрочного освобождения, однако, законодатель не установил процедуру его применения. Особые трудности в процессе назначения наказания в виде исправительных работ вызывает отграничение его от условного осуждения, так как они имеют одинаковые условия применения, что следует считать коллизией.
2. Порядок исполнения и отбывания наказания в виде принудительных работ
Наказание в виде принудительных работ отбывается осужденными в специальных учреждениях – исправительных центрах, которые располагаются в пределах территории субъекта РФ, в котором данные лица проживали либо были осуждены. Но в случае отсутствия на территории субъекта Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам лица либо по месту его осуждения исправительного центра, либо в случае невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных центрах, осужденные могут быть направлены по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, которые расположены на территории другого субъекта Федерации, в котором есть условия для размещения осужденного.
Помимо этого, изолированные участки, которые функционируют как исправительные центры, могут быть созданы при исправительных учреждениях.
Принудительные работы состоят в привлечении осужденного к труду в местах, которые определяются учреждениями, органами уголовно-исполнительной системы.
Каждое лицо, которое было осуждено к принудительным работам, обязано трудиться в местах и на работах, которые определяются администрацией исправительного центра. Администрация исправительного центра обязана, исходя из наличия рабочих мест, привлекать осужденного к труду при учете его пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, и, по возможности, специальности.
Осужденные, в соответствии со статьей 60.7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, могут быть привлечены к труду в любых организациях вне зависимости от организационно-правовой формы . Организациям, которые используют труд осужденных к принудительным работам, предоставляются льготы по уплате налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Организации имеют право запрашивать и получать от администрации исправительных центров информацию, которая необходима в процессе создания рабочих мест для трудоустройства осужденных к принудительным работам.
Осужденные к принудительным работам лица привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством РФ, кроме правил приема на работу, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков и увольнения с работы.
Перевод осужденного к принудительным работам на другую работу допускается в случае производственной крайней важности или в соответствии с медицинским заключением администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с администрацией исправительного центра, по возможности, при учете мнения осужденного. Осужденный к принудительным работам не имеет права отказаться от предложенной ему работы. В период отбывания принудительных работ осужденному предоставляется администрацией организации, в которой он работает, по согласованию с организацией исправительного центра, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 дней. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск может возникать у осужденного по истечении 6 месяцев принудительных работ. О времени начал отпуска осужденный должен быть извещен под расписку не позднее, чем за 2 недели до его начала. Осужденный к принудительным работам, который не был обеспечен работой, не получает ежегодный оплачиваемый отпуск.
Администрация организации, в которой трудится осужденный к принудительным работам, обеспечивает его привлечение к труду при учете профессиональной подготовки, получения им начального профессионального образования, или профессиональной подготовки[8].
Помимо этого, из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, которые перечисляются на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы в размере, который определен приговором суда, в пределах от 5 до 20%.
Администрация исправительного центра проводит с осужденным к принудительным работам воспитательную работу. Осужденные к принудительным работам имеют право на обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования на заочной форме обучения, которые располагаются в пределах муниципального образования, на территории которого располагается исправительный центр.
Принудительные работы могут быть назначены на срок от двух месяцев до 5 лет. Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия лица в исправительный центр, но в данный срок не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе либо в исправительном центре более суток.
В случае уклонения осужденного лица от отбывания принудительных работ либо признания такого лица злостным нарушителем условий и порядка отбывания принудительных работ, они могут быть заменены лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. При этом уголовное законодательство замены принудительных работ лишением свободы при злостном нарушении условий и порядка отбывания наказания не устанавливает. По мнению, Е.В. Благова, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство не согласуются друг с другом[9].
Уклоняющимся от отбывания принудительных работ может считаться осужденный:
1) который уклоняется от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;
2) который не прибыл к месту отбывания принудительных работ в определенный срок;
3) который не вернулся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда;
4) который самовольно оставил исправительный центр, место работы либо место проживания, которые были определены администрацией исправительного центра на срок более 24 часов.
В связи с этим обращает на себя внимание отказ законодателя от необоснованного использования устоявшегося, и в этом случае самого приемлемого понятия – «злостное уклонение от отбывания наказания».
В это же время представление об отмене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы направляется в суд в отношении лица, которое было осуждено к принудительным работам, и признано злостным нарушителем.
Частью 3 статьи 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено два варианта признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем условий и порядка отбывания принудительных работ:
- при совершении злостного нарушения;
- при совершении в течение года трех нарушений, которые предусмотрены статьей 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ[10].
Перечень тех деяний, которые признаются нарушениями, считается исчерпывающим.
К нарушениям условий и порядка отбывания принудительных работ следует отнести:
1) нарушение общественного порядка, за которое лицо было привлечено к административной ответственности;
2) нарушение лицом трудовой дисциплины;
3) нарушение лицом установленных правил проживания в исправительном центре;
4) неявка без уважительных причин на регистрацию в исправительный центр лицу, которому было разрешено проживание за его пределами .
В отношении осужденного, который уклоняется от отбывания принудительных работ или который был признан злостным нарушителем, начальник исправительного центра может направить в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы. Со дня направления представления и до решения суда осужденный обязан быть выдворен в помещение для нарушителей.
По мнению О. Погудина, учет профессионально-квалификационных характеристик осужденных в процессе выбора вида наказания или распределения их по рабочим местам отбывания принудительных работ, а также возможность обеспечения экономически необходимой, заранее планируемой трудовой миграции таких лиц с одного народно-хозяйственного объекта на другой следует считать очень важными предпосылками эффективного осуществления рассматриваемого института[11].
Прямым следствием этого необходимо признавать размер заработной платы осужденным, который достаточный, как для удовлетворения всех требований по имеющимся у них искам, так и материального обеспечения их жизнедеятельности в исправительных центрах. Чем ниже в номинальном и реальном исчислении станет их заработок, тем с большей степенью формальности этот институт будет действовать, и тем сильнее будет стираться грань между принудительными и исправительными работами .