Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 3
3. Особенности размещения текста на различных видах полос.
- Рядовые текстовые полосы должны быть полностью заполнены текстом (от верхнего поля до нижнего).
- Смешанные полосы должны быть полностью заняты текстом или иллюстрациями.
- Начальные и спусковые полосы должны быть нечетными (раздел или глава должны начинаться с правой страницы).
- Концевая полоса должна быть заполнена не менее чем на треть.
4. Нумерация страниц в издании.
- Колонцифра размещается на верхнем или нижнем поле полосы и выключается либо по внешнему краю полосы набора, либо по ее центру.
- Нижняя колонцифра отбивается от нижнего края полосы набора на величину, равную кеглю основного шрифта.
- Верхняя колонцифра выключается по вертикали так, чтобы расстояние от верхнего края колонцифры до верхнего края полосы набора равнялось двум строкам основного текста.
- Верхние колонцифры не ставятся на спусковых, а нижние – на концевых полосах. Кроме того, колонцифры вообще не ставят на полосах, занятых титульными элементами и выходными сведениями, а также на полосах, целиком занятых иллюстрациями (кроме технической литературы). Все перечисленные полосы, естественно, входят в общий счет полос.
- Если иллюстративные полосы оформлены отдельной вставкой, то они не включаются в общую нумерацию страниц.
5. Правила набора:
- Нельзя разбивать знаком переноса сокращения, набираемые прописными буквами, а также прописными с примесью строчных или прописными с цифрами; цифры (римские и арабские), образующие одно число.
- Нельзя разбивать на разные строки общепринятые сокращения (и т. д., и т. п.); инициалы от фамилии; сокращенные слова от имен собственных, к которым они относятся (ул. Ленина, проф. Александров); цифры и буквы со скобкой или точкой (при перечислении) от следующего за ними текста; арабские или римские цифры от их сокращенных или полных наименований; знаки и обозначения (№, §, °, % и т. п.) от цифр, к которым они относятся; предлог, которым начинается предложение.
- Знаки препинания не отбивают от предшествующего текста.
- Знак тире между словами, обозначающими «от» и «до», а также между цифрами не отбивается.
- В прямой речи знак тире в начале абзаца отбивается справа на полу кегельную, этот пробел не меняется при выключке. Абзацный отступ делается того же размера, что и в основном тексте.
- Знак тире в тексте между словами следует отбивать с обеих сторон.
- Знак дефиса между словами и знак переноса отбивать нельзя.
- Знаки кавычек нельзя отбивать от заключенных в них слов.
- Если заключенный в кавычки текст набирается курсивом, наклонным или полужирным начертанием, то следует использовать кавычки того же начертания.
- Знаки сносок (цифры и звездочки) отбивают от основного текста.
- Знаки номера и параграфа должны быть отбиты от следующей за ними цифры.
- Максимальное количество переносов подряд – 5.
Шрифтовое оформление издания
1. Шрифт может иметь несколько начертаний.
- по насыщенности – светлое и полужирное;
- по наклону – прямое и курсивное;
- начертания могут использоваться в различных сочетаниях, например полужирный курсив.
2. Размер шрифта в полиграфии принято называть кеглем.
3. Выделения в тексте производятся с целью подчеркнуть какую-либо ключевую мысль, обособить какое-либо понятие или термин, ссылку на элемент иллюстрации и т. п.
В полиграфии применяются шрифтовые и не шрифтовые выделения.
К шрифтовым выделениям относятся:
- выделение начертанием, самыми распространенными являются выделения курсивным, полужирным и полужирным курсивным начертаниями;
- выделение шрифтом, гарнитура (название) которого отлична от основного. Несмотря на крайнюю нежелательность такого выделения оно получило большое распространение в литературе, посвященной компьютерным программам, где таким образом выделяются названия команд, пунктов меню кнопок и т. п. Применение таких выделений в компьютерной литературе нежелательно, хотя и допустимо, в остальных же случаях – недопустимо;
- выделение шрифтом, отличным от основного кегля. Применение таких выделений нежелательно.
К не шрифтовым выделениям относятся:
- разрядка — увеличение кернинга на 2 пункта, традиционно используется в нумерационной части заголовков таблиц, использование в других случаях нежелательно;
- выделение цветом (применимо только при полноцветной печати) или оттенком (недопустимо при тиражировании на ризографе, при офсетной или цифровой печати – допустимо по согласованию с типографией);
- выделение фоном – недопустимо при тиражировании на ризографе, при других способах печати допустимо, может сочетаться с выделением цветом.
При наборе текста выделительным шрифтом используют знаки препинания и скобки того же выделительного шрифта. При выделении отдельных слов или части слова следующие за ним знаки препинания набирают шрифтом основного текста.
Санитарные и технические требования к шрифтам
В соответствии с САНПиН 1.2.1253–03 кегль шрифта основного текста для изданий первой категории должен быть не менее 10 пунктов. При тиражировании на ризографе не рекомендуется использовать кегль менее 6. Вспомогательный текст должен набираться шрифтом меньшего кегля.
Индексы набираются шрифтом заметно меньшего кегля, чем текст, к которому они относятся.
Рекомендуемый размер шрифтов основного и вспомогательного текста
Оформление списков
При наборе отдельных строк текста, последовательно пронумерованных арабскими или римскими цифрами (буквами, звездочками), порядковые номера этих строк должны быть расположены так, чтобы следующие за ними цифры или скобки находились на одной вертикали, независимо от длины порядкового номера. Самый длинный порядковый номер набирают с нормальным отступом. Следующее за цифрами слово отбивают от них на полу кегельную.
Оформление сносок
Сноски набирают шрифтом той же гарнитуры на 2 п. меньше основного текста. Каждая сноска должна начинаться с красной строки. При наличии более четырех сносок на странице – только цифровая нумерация.
Верстка каталогов
Каталог, в отличие от брошюр и журналов, имеет больший объем. Информация, представленная в издании, хорошо структурирована по областям.
Каталоги очень важны для компании, так как содержат много информации об организации и ведении процесса работы, стиле управления и корпоративной политике.
Часто бывает, что электронных средств или периодических изданий недостаточно для поддержания имиджа компании. В таком случае, на помощь приходят каталоги.
Главное для каталога — простота и удобство использования. Чем проще найти информацию, тем больше вероятность того, что спрос на услуги и товары предприятия будет расти. Информация в продукте построена таким образом, что передает основную идею компании, помогая потенциальному клиенту легко ориентироваться в тексте.
Не стоит игнорировать основные принципы верстки. От того, как выстроен каталог, от внешнего вида зависит интерес к информации. Поэтому нужно уделять внимание оформлению, расположению текста на странице, грамотному и лаконичному иллюстрированию работы.
Клиент на бессознательном уровне обращает внимание на верстку. Грамотная верстка создает благоприятное впечатление, заставляя человека воспользоваться услугами компании или купить предложенный товар.
При полиграфическом производстве каталога, как и для оформления газет и журналов, следует придерживаться определенных принципов:
- Фирменный стиль компании легко узнаваем между строк печатного издания. Можно использовать общие слоганы, обозначения и клише, присущие организации, что поможет с первого взгляда на предложения понять, о чем идет речь.
- Наглядная информация в виде диаграмм, схем и таблиц позволяет продемонстрировать цифры и статистику при помощи хорошо запоминающихся образов. Не стоит экономить на полиграфии и качестве печати снимков, чтобы изображения были привлекательно оформлены.
- Текст должен лаконично вписываться в общую картину. Подбор слов и структур очень важен для выражения мысли, помогая создавать представление об организации.
- Контактные данные должны находиться на видном месте и иметь доступный формат, чтобы в случае необходимости было легко воспользоваться адресом или телефоном.
Правильная графическая верстка дизайн-макета
Грамотно подобранный размер шрифт позволяет донести необходимую информацию до адресата, облегчает чтение и в отдельных случаях усиливает интерес к печатной продукции. Важно подобрать его правильно. Так сложные художественные шрифты привлекают внимание и уместны в небольших заголовках. Строгие шрифты предназначены для сухих информационных материалов большого объема.
Правильно подобранное разрешение изображений экономит краски, ускоряет печать, улучшая итоговое качество продукции. Для основных полноцветных иллюстраций оптимальным будет разрешение в 300 dpi, для фоновых изображений (в том числе для тех, которые многократно повторяются на поверхности наподобие водных знаков) — от 100 до 150 dpi.
Готовый дизайн-макет должен содержать цветовую модель SMYK или Pantone, корректный цветовой профиль и сумму цветов, не превышающую критического значения (обычно 300%).
В большинстве случаев в дизайн-макете должен быть учтен выпуск за обрез. Он необходим в том случае, когда объекты располагаются в край. Для классических визиток выпуск за обрезной формат составляет 2-3 мм, для прочей печатной продукции — 5 мм. Значимые объекты (например, надписи и логотипы) должны располагаться минимум в 3 мм от обрезного формата.