Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
Введение
Шрифт — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.
Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.
Славянские шрифты
В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица.
Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Ею писались грамоты и официальные документы.
Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году.
Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы.
Современные шрифты
На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.
XX век породил новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра, эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гилла.
Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier). В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо (Firmin Didot). В 1878 году ещё раз исправлена Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks) и в этом виде принята в Англии и Америке. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).
В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время её разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, это было проблематично, поскольку наименьшая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.
Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.
1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм; 1 циц. = 4,512 мм ≈ 4,5 мм; 1 кв. = 18,048 мм ≈ 18 мм.
При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (≈4,22 мм).
Единицы типографской системы мер, применяемые для обозначения кегля. В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов. При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей: Цицеро — кегль 12 п. (Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.) Корпус — кегль 10 п. Боргес (гражданский) — кегль 9 п. Петит (маленький) — кегль 8 п. Нонпарель (несравненный) — кегль 6 п.
Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю): Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п. Диамант (полупетит) — кегль 4 п. Перл (жемчуг) — кегль 5 п. Миньон (любимый) — кегль 7 п. Миттель (средний) — кегль 14 п. Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п. Текст — кегль 20 п.
Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.
Правила верстки многостраничных изданий
Требований и рекомендаций относительно формирования страниц издания существует достаточно много. В этой статье приведем те, соблюдение которых жизненно необходимо:)
Формат полосы набора и размеры полей
- Формат набора представляет собой произведение длины строки основного текста на суммарную высоту всех строк. От длины строки зависит то, насколько удобно будет читать текст.
- Формат можно определить расчетным методом, при помощи специальной графической схемы или пользуясь отраслевыми стандартами, предлагающими оптимальные размеры полосы для каждого формата (ОСТ 2962-86. «Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления»).
- Формат полосы набора должен быть одинаковым во всем издании. Исключение — спусковые и концевые полосы. При этом страницы должны быть приводными: строчки на четных и нечетных полосах совпадают. Обеспечивая приводность, необходимо при заверстке иллюстраций в разрез текста и заголовков размещать их в целое число строчек при помощи отбивок до и после этих элементов.
- Поля не должны быть слишком маленькими. Они необходимы для того, чтобы книгу было удобно держать в руках, не закрывая текст руками и не истирая его. Также на светлых полях отдыхают глаза.
Основной текст
- Ко всему тексту задается абзацный отступ. Он зависит от кегля и длины строки. Минимальный размер — кегельная (2 знака), в длинных строчках — 2 кегельных (4 знака). В дополнительных текстах (предисловиях, примечаниях и т. д.) абзац такой же, вне зависимости от кегля.
- В многостраничной верстке применяется выключка строго по формату (по ширине), обязательна расстановка переносов (автоматическая).
- Размер межсловных пробелов — не более 3/4 кегля и не менее 1/3 кегля.
- Последняя строка абзаца должна быть короче полной на размер абзацного отступа. Минимальный размер — 2 абзаца, но не менее 1/4 длины строчки. Этого можно достичь при помощи трекинга (равномерного изменения пробелов между буквами), но он допустим в пределах 30%.
- Интерлиньяж — междустрочный пробел — высчитывается увеличением кегля осн. текста на 0,5–2 пт. Таким образом, при кегле 10 интерлиньяж — от 10,5 до 12 пт.
Нежелательны:
• Предлоги и союзы в конце строки.
• Переносы с нечетной на четную полосу.
• Более четырех переносов и знаков препинания подряд.
• Кавычки «лапки» (”). Их можно использовать только внутри елочек.
Недопустимы:
• Висячие строки — первая строка абзаца в конце полосы или последняя строка абзаца в начале полосы (устраняется при помощи трекинга.)
• Короткая концевая строка абзаца внизу страницы.
• Более 4 переносов подряд.
• Разрывы переносами аббревиатур, инициалов, дат, цифр и относящихся к ним слов.
• Тире в начале строки (кроме диалогов).
Начальные и концевые полосы
Начальная — первая полоса издания или раздела. Она может быть оформлена со спуском (отступом от верхней или боковой границы полосы) и без него. Спуск должен быть не более 1/3 высоты полосы набора. Только в случае использования заставки или эпиграфа спуск может быть более глубоким.
Боковой спуск может занимать 1/4–1/3 от ширины набора. Он должен быть больше абзацного отступа.
- На спуске не должно быть колонтитула и верхней колонцифры. На спусковых и концевых полосах нежелательно размещать иллюстрации и таблицы, если все же пришлось это сделать, то после них необходимо поместить хотя бы абзац текста.
- Все начальные полосы при верстке многостраничного издания должны быть единообразными и иметь одинаковый размер спуска.
Концевая полоса — последняя в разделе или во всем издании. Ее минимальный размер: 1/4 от высоты полосы, максимальный — короче полной на 3–4 строчки.
- Концевая должна перекрывать спуск хотя бы на одну строчку. Если на начальной есть заставка, то на концевой желателен какой-нибудь элемент в том же стиле, но меньших размеров. Зато не ставится нижняя колонцифра и колонтитул.
- Сноски на концевой заверстываются вплотную, а не внизу страницы.
Заголовки
- Заголовки одного уровня при многостраничной верстке оформляют одинаково. Чем старше уровень, тем больше кегль и отбивка.
- Заголовки разбивают на строчки по смыслу, при этом недопустимо оставить в конце первой строчки заголовка предлоги, союзы и наречия, а также разбивать слова переносом.
- Точка в конце заголовка не ставится, за исключением его размещения в подбор.
- После заголовка на странице должно быть не менее 3 строк текста, до — либо совсем ничего, либо не менее 4 строчек.
- Заголовок обязательно уже ширины основного набора, минимум на 2 абзацных отступа.
Общие требования к верстке книжных изданий
1. В содержании текст не должен заходить за конец линии отточий.
2. Отточия в содержании должны заканчиваться на одной линии.
3. Абзац в содержании не может быть перенесён на следующую страницу.
4. При оформлении списка (даже если он не выделяется из основного текста) ширина пробела после нумерационной части списка должна быть неизменной.
5. Должно соблюдаться единообразие в оформлении таблиц.
6. Расстояние от нижней строки до колонцифры должно быть одинаковым во всём тексте (неполные страницы допускаются только в конце главы).
7. Концевая строка должна быть больше абзацного отступа не менее чем в полтора раза.
8. Перенос фамилии после инициалов (и наоборот) на другую строку не допускается.
9. Строка не должна заканчиваться союзом или предлогом, состоящими из одной буквы, или частицей «не».
10. Перенос в любых заголовках не допускается.
11. Заголовки, выключенные по центру, должны оформляться со втяжками, равным абзацному отступу.
12. Программы лучше набирать шрифтом Courier.
13. После заголовка на странице должно быть не менее 3 строк.
Основные правила
1. Используются следующие форматы бумаги:
- A4 — 210×297 мм, приближенно соответствует 90×60/8, пересчетный коэффициент для вычисления условных печатных листов 1;
- А5 — 148×210 мм, приближенно соответствует 90×60/16, пересчетный коэффициент для вычисления условных печатных листов 1;
- B5 — 176×250 мм, приближенно соответствует 100×70/16, пересчетный коэффициент для вычисления условных печатных листов 1,3;
- также для некоторых изданий могут использоваться другие форматы бумаги (по предварительному согласовании с типографией).
2. Поля издания.
- Корешковое поле должно быть не менее 10–12 мм для брошюры, для книги необходимо увеличить его на величину, занимаемую переплетом (10–17 мм) в зависимости от объема издания.
- Наружное поле в 1,5–2 раза больше корешкового (без учета переплета).
- Верхнее поле в 1,2–1,5 раза больше корешкового, но не равняется наружному.
- Нижнее поле в 1,5 раза больше верхнего и заметно больше наружного, особенно, если на нижнем поле размещается колонцифра.
- При вычислении всех полей, за исключением корешкового, следует учесть, что они обрезаются приблизительно на 2 мм.
- Корешковое поле для брошюры должно устанавливаться с учетом того, что на внутренних страницах оно должно быть уменьшено для компенсации смещения внешнего поля при брошюровке (данная операция проводится с использованием специализированных программных продуктов).
- Возможные значения полей, в зависимости от формата и объема издания, указаны в табл. 2.1.
- При использовании в издании верхнего колонтитула величина верхнего поля может быть увеличена для того, чтобы расстояние от колонтитула до верхнего края полосы было не менее 7 мм.
- Если издание будет тиражироваться в сторонней типографии, необходимо согласовать с ней требования к полям.