Файл: шрифт в многостраничном издании..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Шрифт — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.

Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.

Славянские шрифты

В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица.

Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Ею писались грамоты и официальные документы.

Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году.

Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы.

Современные шрифты

На рубеже XVIII—XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.

XX век породил новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра, эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гилла.

Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier). В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо (Firmin Didot). В 1878 году ещё раз исправлена Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks) и в этом виде принята в Англии и Америке. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).


В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время её разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, это было проблематично, поскольку наименьшая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.

Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.

1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм; 1 циц. = 4,512 мм ≈ 4,5 мм; 1 кв. = 18,048 мм ≈ 18 мм.

При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (≈4,22 мм).

Единицы типографской системы мер, применяемые для обозначения кегля. В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов. При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей: Цицеро — кегль 12 п. (Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.) Корпус — кегль 10 п. Боргес (гражданский) — кегль 9 п. Петит (маленький) — кегль 8 п. Нонпарель (несравненный) — кегль 6 п.

Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю): Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п. Диамант (полупетит) — кегль 4 п. Перл (жемчуг) — кегль 5 п. Миньон (любимый) — кегль 7 п. Миттель (средний) — кегль 14 п. Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п. Текст — кегль 20 п.

Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.


Правила верстки многостраничных изданий

Требований и рекомендаций относительно формирования страниц издания существует достаточно много. В этой статье приведем те, соблюдение которых жизненно необходимо:)

Формат полосы набора и размеры полей

  • Формат набора представляет собой произведение длины строки основного текста на суммарную высоту всех строк. От длины строки зависит то, насколько удобно будет читать текст.
  • Формат можно определить расчетным методом, при помощи специальной графической схемы или пользуясь отраслевыми стандартами, предлагающими оптимальные размеры полосы для каждого формата (ОСТ 2962-86. «Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления»).
  • Формат полосы набора должен быть одинаковым во всем издании. Исключение — спусковые и концевые полосы. При этом страницы должны быть приводными: строчки на четных и нечетных полосах совпадают. Обеспечивая приводность, необходимо при заверстке иллюстраций в разрез текста и заголовков размещать их в целое число строчек при помощи отбивок до и после этих элементов.
  • Поля не должны быть слишком маленькими. Они необходимы для того, чтобы книгу было удобно держать в руках, не закрывая текст руками и не истирая его. Также на светлых полях отдыхают глаза.

Основной текст

  • Ко всему тексту задается абзацный отступ. Он зависит от кегля и длины строки. Минимальный размер — кегельная (2 знака), в длинных строчках — 2 кегельных (4 знака). В дополнительных текстах (предисловиях, примечаниях и т. д.) абзац такой же, вне зависимости от кегля.
  • В многостраничной верстке применяется выключка строго по формату (по ширине), обязательна расстановка переносов (автоматическая).
  • Размер межсловных пробелов — не более 3/4 кегля и не менее 1/3 кегля.
  • Последняя строка абзаца должна быть короче полной на размер абзацного отступа. Минимальный размер — 2 абзаца, но не менее 1/4 длины строчки. Этого можно достичь при помощи трекинга (равномерного изменения пробелов между буквами), но он допустим в пределах 30%.
  • Интерлиньяж — междустрочный пробел — высчитывается увеличением кегля осн. текста на 0,5–2 пт. Таким образом, при кегле 10 интерлиньяж — от 10,5 до 12 пт.

Нежелательны:
• Предлоги и союзы в конце строки.
• Переносы с нечетной на четную полосу.
• Более четырех переносов и знаков препинания подряд.
• Кавычки «лапки» (”). Их можно использовать только внутри елочек.


Недопустимы:
• Висячие строки — первая строка абзаца в конце полосы или последняя строка абзаца в начале полосы (устраняется при помощи трекинга.)
• Короткая концевая строка абзаца внизу страницы.
• Более 4 переносов подряд.
• Разрывы переносами аббревиатур, инициалов, дат, цифр и относящихся к ним слов.
• Тире в начале строки (кроме диалогов).

Начальные и концевые полосы

Начальная — первая полоса издания или раздела. Она может быть оформлена со спуском (отступом от верхней или боковой границы полосы) и без него. Спуск должен быть не более 1/3 высоты полосы набора. Только в случае использования заставки или эпиграфа спуск может быть более глубоким.

Боковой спуск может занимать 1/4–1/3 от ширины набора. Он должен быть больше абзацного отступа.

  • На спуске не должно быть колонтитула и верхней колонцифры. На спусковых и концевых полосах нежелательно размещать иллюстрации и таблицы, если все же пришлось это сделать, то после них необходимо поместить хотя бы абзац текста.
  • Все начальные полосы при верстке многостраничного издания должны быть единообразными и иметь одинаковый размер спуска.

Концевая полоса — последняя в разделе или во всем издании. Ее минимальный размер: 1/4 от высоты полосы, максимальный — короче полной на 3–4 строчки.

  • Концевая должна перекрывать спуск хотя бы на одну строчку. Если на начальной есть заставка, то на концевой желателен какой-нибудь элемент в том же стиле, но меньших размеров. Зато не ставится нижняя колонцифра и колонтитул.
  • Сноски на концевой заверстываются вплотную, а не внизу страницы.

Заголовки

  • Заголовки одного уровня при многостраничной верстке оформляют одинаково. Чем старше уровень, тем больше кегль и отбивка.
  • Заголовки разбивают на строчки по смыслу, при этом недопустимо оставить в конце первой строчки заголовка предлоги, союзы и наречия, а также разбивать слова переносом.
  • Точка в конце заголовка не ставится, за исключением его размещения в подбор.
  • После заголовка на странице должно быть не менее 3 строк текста, до — либо совсем ничего, либо не менее 4 строчек.
  • Заголовок обязательно уже ширины основного набора, минимум на 2 абзацных отступа.

Общие требования к верстке книжных изданий

1.​ В содержании текст не должен заходить за конец линии отточий.


2.​ Отточия в содержании должны заканчиваться на одной линии.

3.​ Абзац в содержании не может быть перенесён на следующую страницу.

4.​ При оформлении списка (даже если он не выделяется из основного текста) ширина пробела после нумерационной части списка должна быть неизменной.

5.​ Должно соблюдаться единообразие в оформлении таблиц.

6.​ Расстояние от нижней строки до колонцифры должно быть одинаковым во всём тексте (неполные страницы допускаются только в конце главы).

7.​ Концевая строка должна быть больше абзацного отступа не менее чем в полтора раза.

8.​ Перенос фамилии после инициалов (и наоборот) на другую строку не допускается.

9.​ Строка не должна заканчиваться союзом или предлогом, состоящими из одной буквы, или частицей «не».

10.​ Перенос в любых заголовках не допускается.

11.​ Заголовки, выключенные по центру, должны оформляться со втяжками, равным абзацному отступу.

12.​ Программы лучше набирать шрифтом Courier.

13.​ После заголовка на странице должно быть не менее 3 строк.

Основные правила

1.​ Используются следующие форматы бумаги:

  • ​ A4 — 210×297 мм, приближенно соответствует 90×60/8, пересчетный коэффициент для вычисления условных печатных листов 1;
  • ​ А5 — 148×210 мм, приближенно соответствует 90×60/16, пересчетный коэффициент для вычисления условных печатных листов 1;
  • ​ B5 — 176×250 мм, приближенно соответствует 100×70/16, пересчетный коэффициент для вычисления условных печатных листов 1,3;
  • ​ также для некоторых изданий могут использоваться другие форматы бумаги (по предварительному согласовании с типографией).

2.​ Поля издания.

  • ​ Корешковое поле должно быть не менее 10–12 мм для брошюры, для книги необходимо увеличить его на величину, занимаемую переплетом (10–17 мм) в зависимости от объема издания.
  • ​ Наружное поле в 1,5–2 раза больше корешкового (без учета переплета).
  • ​ Верхнее поле в 1,2–1,5 раза больше корешкового, но не равняется наружному.
  • ​ Нижнее поле в 1,5 раза больше верхнего и заметно больше наружного, особенно, если на нижнем поле размещается колонцифра.
  • ​ При вычислении всех полей, за исключением корешкового, следует учесть, что они обрезаются приблизительно на 2 мм.
  • ​ Корешковое поле для брошюры должно устанавливаться с учетом того, что на внутренних страницах оно должно быть уменьшено для компенсации смещения внешнего поля при брошюровке (данная операция проводится с использованием специализированных программных продуктов).
  • ​ Возможные значения полей, в зависимости от формата и объема издания, указаны в табл. 2.1.
  • ​ При использовании в издании верхнего колонтитула величина верхнего поля может быть увеличена для того, чтобы расстояние от колонтитула до верхнего края полосы было не менее 7 мм.
  • ​ Если издание будет тиражироваться в сторонней типографии, необходимо согласовать с ней требования к полям.