Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
Возникновение и развитие идеи правового государства.
Идея господства права в жизни народа имеет давние истоки: она родилась в противовес самовластию, произволу личности правителя.
Впервые эту идею предложил Аристотель и, стал развивать Платон (работа «Учение об идеальном государстве») и др. мыслители античности.
В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием.
Позднее идеи античных мыслителей были развиты выдающимися мыслителями эпохи Гуманизма и Просвещения. Представители буржуазной политической мысли также развивали учения о справедливом государственном строе: Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант.
Локк предложил концепцию ограничения государственной власти. Он считал, что для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода, собственность) необходимо следующее:
Ограничить объём законодательной власти. Законодательная власть:
- не может быть «абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа»;
- «не может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия»;
- «законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть»;
- «законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право доверено народом…».
Разделить государственную власть: «Законодательную и исполнительную власть часто надо разделять». У Дж. Локка разделение властей – это соподчинение властей. Законодательная власть является верховной по отношению ко всем другим видам власти.
Локк, так же предложил концепцию законности. Равенство всех перед законом, по Локку означает, что «преступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблю».
Идеи Дж. Локка способствовали формированию взглядов Ш.-Л. Монтескье. В своём политическом учении он сформулировал понятие свободы, которое включало в себя два тезиса:
- «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами». Но не всякие законы способны обеспечить свободу, а лишь те, которые принимаются народным представительством, действующим регулярно: «Свободы не было бы и в том случае, если бы законодательное собрание не собиралось в течение значительного промежутка времени…».
- «Свобода политическая заключается в нашей безопасности или, по крайней мере, в нашей уверенности, что мы в безопасности».
Француз Монтескье развил теорию разделения властей Дж. Локка. Поскольку власть осуществляют люди, то очень вероятно, что «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею». Монтескье предложил распределить власть между различными органами: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».
Монтескье первым посчитал необходимым, чтобы в любом современном государстве были:
- власть законодательная;
- власть исполнительная;
- власть судебная.
Законодательную власть француз предполагал должно осуществлять двухпалатное собрание (парламент). «Исполнительная власть должна быть в руках монарха, так как эта сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многими». Монарх может отменять законы, но не вправе обладать возможностью вносить законопроекты в парламент. Судебная власть должна точно следовать предписаниям законов и её «следует поручить не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанному законом способу привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости». Иными словами, Монтескье был сторонником суда присяжных.
Кстати, теория разделения властей и концепция свободы, разработанные Монтескье, составляют фундамент одного из направлений современной западной политической мысли – политического либерализма.
И, наконец, Иммануил Кант, следовавший учению французов Руссо и Монтескье создал собственное политическое учение. Кант считал, что цель правового государства должно стать не достижение всеобщего счастья, которое каждый гражданин понимает по-своему, а создание и защита такого права, которое обеспечивает согласование внешней свободы индивида со свободой всех остальных.
По мнению Канта, идеальной формой правления была республика, под которой он понимал конституционную монархию с разделением властей.
Справедливости ради, следует сказать, что мечты о справедливом государстве приобретали различные наименования в истории философии права. Порой реализация идей справедливого государства приобретала мифологический, и даже сказочный вид. Следует назвать известные работы социалистов-утопистов, в том числе «Утопия» Т.Мора, «Город солнца» Т.Кампанеллы и др.
В отечественной правовой науке идеи правовой государственности развивались в трудах В.С.Соловьёва, П.И.Новгородцева, Б.А.Кистяковского, С.И.Гессена.
В России преемственность проблематики правового государства сохранилась и после 1917г., хотя внимание к ней было ослаблено. В период власти большевиков стала создаваться новая правовая система, направленная на обслуживание идеи господства диктатуры пролетариата. Режим большевиков именовал себя прегордо демократией и, в 20-е годы 20-го века ряд юристов считал. Что идеи правового государства применимы к Советской России, что пролетарское государство может, со временем, стать общенародным. Хотя большевики с первых дней советской власти пытались реализовать принцип разделения властей, так сказать «по Марксу». Согласно учения К. Маркса, разделение властей, не что иное, как промышленное разделение труда, применимое к государственному механизму в виде упрощения контроля.
Большевик Ленин (Ульянов-Бланк) пошёл ещё дальше. Заявив, что в социалистическом государстве буржуазный парламентаризм не нужен, что будут созданы новые социалистические органы народного представительства, одним из важнейших принципов которых является ликвидация разделения властей (законодательной и исполнительной), т.е. соединение законодательства с управлением. Такими органами были призваны стать Советы.
В годы правления Кобы Джугашвили (Сталина) идеи правового государства были названы буржуазными, а методы осуществления власти в стране, напрочь отвергли, даже мысли о правовом государстве в России.
Хрущёвская «оттепель» не смогла реализовать полномасштабные меры по укреплению истинной законности. И, лишь новейшая эпоха демократических реформ и преобразований привела к тому, что Конституция РФ 1993г. закрепила в статье 1 признание России правовым демократическим государством.
2. Понятие и основные черты правового государства.
а) Сущность и признаки правового государства.
Характеризуя правовое государство, следует сделать уточнение, что не смотря на специфические особенности данного правового института, государство, хотя и правовое, но всё же остаётся государством. Правовое государство, как этого хотели философы-классики, не отождествляется с обществом, не растворяется в нём или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. Хотя, конечно отличия заметны и они, как бы это выразиться … по своему прекрасны, т.е. правильны.
Классическими признаками правового государства являются:
- Разделение властей. Данный признак возник, как способ ограничения самовластия монарха или другого правителя. Сосредоточение полновластия в одних руках создаёт основания для произвола и тирании. Выделение законодательной, исполнительной и судебной власти в самостоятельные ветви может создать основу для справедливой устойчивой государственности, как уже упоминалось ранее, данный принцип был сформулирован в работах Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локка и др.;
- Верховенство права и закона. Верховенство закона основано на выраженной в нём суверенной воле народа. Однако, законодательной деятельностью высшего представительного органа государственной власти это не гарантируется. Отклонение закона от общенародной воли возникает уже в момент его принятия. Верховенство права означает соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) с формально-регулятивными ценностями права (нормативностью, равенство всех перед законом и др.), с легитимностью (законностью) публичной власти;
- Комплекс прав и свобод. Неотъемлемые права человеческой личности не создаются государством, напротив, они по самому существу своему присвоены самой личностью. Среди этих неотъемлемых, непосредственно присущих человеку прав на первом месте стоит свобода совести. Весь спектр мнений, убеждений и верований должен быть, безусловно, неприкосновенен для государства, следовательно признание религиозной свободы, т.е. свободы веровать и не веровать, менять религию, создавать свою собственную, объявлять себя вне веры – одна из первых свобод правового государства. Обязательны, также: свобода слова (устного и печатного), свобода общения и конечно, неприкосновенность личности.
- Взаимные обязанности и ответственность личности. Права присущие человеку и дарованные государством свободы, неизбежно вызывают необходимость исполнять ряд обязанностей перед государством, а в случае их не исполнению нести юридическую ответственность.
Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
Современное правовое государство-Российская Федерация
Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно самоограничивает себя действующими в нём правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане. Поэтому важнейшим принципом конституционного строя России, как правового государства является принцип верховенства права.
Верховенство права означает прежде всего верховенство Конституции и закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения во всех сферах жизни регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех её сферах, во всех политических институтах воплощаются правовые начала. Тем самым обеспечиваются реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надёжный, гарантированный правовой статус, юридическая защищённость.