Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматриваются плакаты, охватывающие советскую эпоху 20-80-х годов ХХ века. С самых первых лет существования советского государства его пропагандистская деятельность играла заметную роль в политической и общественной жизни страны. Неотъемлемой ее частью были агитационные плакаты, которые следует отнести к изображениям сочетающим вербальные и невербальные элементы, нацеленные на комплексное воздействие на адресата. По сравнению с другими средствами пропаганды они имеют ряд преимуществ: постоянство обращения, краткость и доходчивость призыва, устойчивость и яркость визуального образа.
Становление советской наглядной агитации пришлось на период гражданской войны, ожесточенного вооруженного противостояния внутренним и внешним врагам. Уже тогда обозначилась ее огромная политическая роль: «Всякий срывающий плакат или заклеивающий его афишей совершает контрреволюционное дело», – гласил призыв тех времен.
В зависимости от избранного метода воздействия на адресата их можно разделить на несколько типов. К первому следует отнести так называемый пропагандистский плакат, особенность которого заключается в наличии иллюстративно-объясняющего или повествовательного компонента. Другой обширный пласт материалов составили собственно агитационные плакаты, призывы которых обычно выражены более обобщенной темой и лаконичным лозунгом.
Если кратко охарактеризовать художественную жизнь России 1917-1930 годов, то эксперимент по созданию нового общества, ожидание новой жизни, бедность народа и бурное развитие промышленности, отсутствие строгой государственной системы и цензуры, огромное количество идей по реконструкции общества привели к следующему. Художники отрицали каноны прошлого и чувствовали особую свободу, активно участвовали в создании нового общества, создавали новое, революционное искусство. Задачей большей части художников стало формирование новой жизненной среды - «жизнестроение», что осуществлялось через внедрение искусства в быт. Активно развивались авангардные течения.
Глава 1. Советский графический дизайн и реклама
Начало ХХ в. русское искусство проходило этап перестройки форм, обновления творческих задач и условий художественной жизни. Начинается новая полоса в истории русской изобразительной культуры. Новое поколение художников подвергло пересмотру устоявшиеся традиции скульптуры, живописи, прикладного искусства и графики.
Большую роль сыграла группа художников и критиков, состоящих в объединении «Мир искусства». Художники «Мира искусства» не были настроены революционно, наоборот, они отходили от современной и социальной жизни, находя вдохновение в наиболее утонченно-романтических эпохах прошлого. Композиция страницы, рисунок шрифта, заставки, концовки в виде виньеток - все тщательно продумывалось. Взгляды научного сообщества на предметное определение отечественного дизайна опираются на мощный комплекс общетеоретических (философских) и художественно-эстетических концепций, связанных с общими проблемами культуры и искусства. Богато снабженный журнал иллюстрациями, стал одним из образцов искусства книжного оформления, где мир искусники выступили подлинными новаторами. Однако графические методы художников данного объединения были современны, немногословны и сформированы на стилистике модерна. Прогресс и открытие новых методик в данных областях и обусловили предпосылки развития различных сфер дизайна как отдельного творческого направления в искусстве.
Советский политический плакат появился и достиг высокого уровня в годы Гражданской войны 1918-1920 гг. Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Плакаты были в то время практически везде, они висели на заборах и на стенах домов, их развозили по городам специальными агитационными трамваями. Наряду с книгами и другой типографской продукцией, плакаты были важнейшими информационными и пропагандистскими средствами нового времени.
В начале 20-х годов значение плаката в социально и политическом контексте изменилось. Политическая агитация, существовавшая в годы Гражданской войны сильно сократилась и концентрировалась. Здесь же особо важными были кампании против голода 1921 году, по ликвидации неграмотности, а также по восстановлению экономики и промышленности в середине 20-х годов.
Примеры кампании по ликвидации неграмотности можно увидеть в исследовательском материале, см. приложение: плакат (45) Женщина! Учись грамоте! 1923-го года, (29) Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь 1925-го года и (46) Кто умен, а кто дурак! Один за книгу другой в кабак 1926-го года. Плакаты по восстановлении промышленности (8) Дым труб-дыханье советской России 1927-го года.
В середине 20-х годов в условиях нэпа увеличилось количество выпускавших плакаты издательств и учреждений. Переход к нэпу означал существенный рост числа рекламных плакатов и их значения в хозяйственной жизни страны. Рекламные плакаты, такие, например, как разработанные Маяковским и Родченко серии для торгового товарищества Моссельпром, вели не только прямую рекламу продукции, но и пропаганду государственного сектора в конкуренции с вновь усиливающимися частным хозяйством, определяя вид городов в середине 20-х годов. В конце 20-х годов советский политический плакат существенно потерял свое влияние, в том числе – и вследствие Новой экономической политики.
В 1928 году с началом первой пятилеткой, советский политический плакат вновь вырос в цене. Задачи плакатной пропаганды состояли, главным образом, в том чтобы сообщить и объяснить цели индустриализации, агитировать за абсолютно непопулярную в крестьянстве коллективизацию и проводить агитацию против «врагов» советской власти, которых сама агитация и изобретала. Агитация крестьянства за коллективизацию видна в плакатах рис. 78 Крестьянка, иди в колхоз! и Иди, товарищ, к нам в колхоз! Год 1930-года.
В 30-е годы количество издаваемых плакатов постепенно уменьшилось, в конце десятилетия в год появилось едва ли 50 плакатов, но в чрезвычайно большими тиражами. Это вело к визуальной унификации страны и тем самым, к единообразию в социокультурной изобразительной памяти общества. Во второй половине 30-х годов плакаты практически появлялись только к известным советским юбилеям и праздникам (Октябрьская революция, Первомая, День Конституции). Особое значение приобрели рекламные плакаты, при помощи которых агитировали за определенные продукты и предметы потребления, при этом эти товары были почти недоступны, и поэтому реклама в собственном смысле слова оказывались совершенно излишней. Однако рекламный плакат стал дополнительным компонентом политического плаката, утверждая присутствие политической утопии уже непосредственно в повседневной жизни, в жизненном мире каждого. Так, рекламный плакат стал, плоскостью, на которую проецировались представления о политических целях. Рекламные плакаты должны были наглядно убедить в том, что будто бы политические преимущества социализма уже проявились в повседневной жизни советских людей.
С началом Второй мировой войны политический плакат, который должен был психологически мобилизовывать на оборону страны, переживает настоящий бум. Плакаты распространяются не только на фронте но и в тылу, они украшают собой фасады и двери домов, вывешиваются на специальных, плакатных стендах, и информация об отдельных военных событиях получает при этом новое значение. В Москве возникают так называемые «Окна ТАСС», непосредственно продолжение «Окон РОСТА» времен Гражданской войны, в осажденном Ленинграде возобновляет свою работу «Боевой Карандаш», - местное объединение художников-плакатистов.
В 40-е и в начале 50-х годов политический плакат целиком и полностью развивается под знаком восстановления народного хозяйства. Однако его присутствие в общественной жизни, по сравнению со временем непосредственных боевых действий, вновь отчетливо уменьшается. Тенденции к содержательному и стилистическому застою, наблюдавшиеся уже в 30-е годы, вновь обнаруживаются в политическом плакате.
Сравнительно короткий период между завершением Второй мировой войны (1945) и смертью Сталина (1953) был насыщен событиями, противоречивыми по своей политической значимости. С одной стороны – эйфория победы, социальный оптимизм, надежда на смягчение политического климата, энтузиазм народа в восстановлении страны, в освоении новых земель, строительстве плотин и гидростанций. С другой – начало «холодной войны», борьба с «инакомыслием», апофеоз культа личности Сталина. Сложность и противоречивость идеологической и политической обстановки нашла отражение в агитационном искусстве
Глава 2. Плакат социальной рекламы
Советское правительство использовало плакаты с целью собственной популяризации, мобилизации населения в Красную армию и представления своих ценностей и идеалов. Это была деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей и обеспечение интересов государства. Цели и задачи социальной рекламы зачастую смешивались с целями и задачами других видов рекламы, а также журналистики. Так, мобилизация населения в период военных действий, проведение кампаний по сбору средств и пожертвований в равной степени могут относится и к политической, и к социальной рекламе.
Социальная реклама часто передает информацию о негативном явлении с целью его корректировки. Так, тексты социальной рекламы могут служить нравственным катализатором состояния общества и позитивной корректировки его жизнедеятельности. Цель социальной рекламы – способствовать решению гражданской проблемы, бескорыстность, не прибыльность.
Можно видеть плакаты по теме употребления алкоголя см. приложение рис.: 4, 42, 46, 51, 54 и 75. В плакате рис.79 предупреждают о последствиях аборта. Например, на эти социальные проблемы советское государство хотело бы обратить внимание народа.
Социалистический реализм определил стиль плакатов начиная с 30-х годов. Социалистический реализм – это художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства социалистического реализма.
После роспуска художественных организаций в 1932 году на съезде Союза советских писателей, созванном в 1934 году, социалистический реализм был провозглашен «основным» художественным методом советского искусства. Плакат не был исключен, хотя вид графики, политически ангажированный и зависимый от конъюнктуры, имел свою специфику, отличающую его от других областей художественного творчества.
Принципы соцреализма – это народность, партийность т конкретность. Герои произведений должны быть выходцами из народа, а народ – это в первую очередь рабочие и крестьяне. Художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества. Понятие «реализм» - литературное, а понятие «социалистический» - идеологическое.
Глава 3. Текст и изображение плаката
Воспринимать смысл изображения плаката без лозунга, и наоборот, весьма трудно и даже невозможно. Лозунг и изображение во всех плакатах дополняют друг дуга. Например плакаты: рис.1 Не лги никогда!., рис.2 Не бросайте и рис.6 Плотно завтракаю – плотно ужинаю. Трудно представить без текста. Далее плакаты рис.3 Нет! и рис.11 А ну-ка, взяли! Можно заметить, что текст, в особенности короткий текст, без контекста может казаться бессмысленным. Текст и изображение вместе представляют контекст, необходимый для восприятия мысли плаката. Таким образом, лозунг и изображение представляют контекст, необходимый для восприятия мысли плаката.