Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 1
Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, плакат использует ряд специфических и художественных средств. Важную роль в плакатах играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. Графическая сегментация текста и его расположение на бумаге, длина строки, пробелы, шрифт, цвет, разрядка, втяжка, типографические знаки, символы, цифры, расстановка пунктуационных знаков и другие средства, набор которых не является жестоко фиксированным и может варьироваться в зависимости от характера конкретного текста.
Рассмотрим некоторые особенные визуальные черты текстов в плакатах. Тексты часто написаны большими, толстыми буквами, например, в плакатах см. приложение рис.1, рис.2, рис.3 и рис.4. Цвет текста также во многих случаях является контрастным к цвету фона. Например, в плакате 4 – белые буквы и черный фон, и в плакате 5 – красные буквы и белый фон. Нередко тексты написаны разноцветными буквами, например в плакатах рис.7, рис.8, рис.16 и рис.29. Во многих плакатах встречается текст, который написан и большими и маленькими буквами, например в плакатах рис.1, рис.21, рис.22 и рис.32. В некоторых лозунг написан очень маленькими буквами, например в плакатах рис.12, рис.13 и рис.30.
Основные универсальные функции изображения в письменной речи: информационная, экспрессивная, эстетическая, аттрактивная. Атрактивная функция заключается в назначении изображения привлекать внимание адресанта, участвовать в организации визуального восприятия текста. Информативная функция – назначение изображения состоит в том, чтобы передавать определенную информацию экспрессивная функция изображения заключается в его назначении выражать чувства адресанта и воздействовать на эмоции адресанта. Эстетическая функция изображения состоит в том, чтобы в наглядных, чувственно воспринимаемых образах реализовать художественный замысел художника-плакатиста, воздействовать на эстетические чувства адресанта.
Можно отметить, что в советских плакатах видны все эти функции. В частности яркие цвета и большие образы людей, предметов, зданий привлекают внимание зрителя. В плакате рис.8 Дым труб-дыханье советской России мы видим красные силуэты заводских труб, серый дом и лозунг написанный красными и темными буквами. Здесь выявлена аттрактивная функция изображения.
Информативная функция видна, например, в плакате рис.62 Я не соблюдал правил уличного движения. Перед нами мужчина без ног, а за ним – автомобиль. Плакат информирует о важности следования правилам дорожного движения.
Во многих плакатах представлены дети, животные, больные, раненые или голодающие луди. Такие изображения воздействуют на проявление внутреннего чувства, эмоции зрителя, и таим образом, выполняют экспрессивную функцию. Такие национальные символы в плакатах рис.:13,49,53,58,67,69,70 и 71. Но возникающая эмоция не всегда положительна. У зрителя могут возникать неприятные, нежелательные чувства, дискомфорт, когда он видит, например, плакаты рис.51 Пьяный отец – горе горе семьи! или рис.50 Помни о колесах!.
Глава 4. Тематика плакатов и образ нового советского человека
Война – и гражданская, и вторая мировая – одна из важнейших тем плакатов. По «Советской пропаганде», среди первых плакатов – работа Н. Долгорукова «Врагу не будет пощады!». Это плакат из тех, где изображение человека играет подчиненную роль. Здесь важны правильный отбор деталей, динамика движения, цветовое решение. См. приложение, плакат рис. 65.
Прочие плакаты с военной тематикой: рис.17 Клином красным бей белых, рис.22 Бей так: что ни патрон – то враг!, рис.26 Снайпер бьет издалека, но всегда наверняка!, рис.48 Красной армии – слава!, рис.73 Лопата – друг солдата.
Особое внимание в плакатах уделяется авиации, например: рис.5 Да здравствует сталинская авиация!, рис.9 Молодежь – на самолеты, рис.13 Нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять, рис.14 Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех, рис.40 Челюскинцам и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет!, рис.64 Да здравствует могучая авиация страны социализма!, Самолеты, а также паровозы, которые являлись широко употребительными предметами в плакатах, символизировали развитие и движение вперед.
Один из самых известных плакатов тыловой тематики – «Не болтай!» принадлежит московской художницы Н. Ватолиной. См. приложение плакат 10. Прочие плакаты этого типа: рис.23 Болтать – врагу помогать!, рис.23 Болтун – находка для врага!, рис.24 Не болтай у телефона! Болтун – находка для шпиона, рис.25 Телефонный болтун – пособник фашистского шпиона, рис.26 Минутный разговор будет стоить кому-нибудь вечного молчания!
Достаточно часто сюжетами плакатов становились эпизоды мобилизации, создания народного ополчения. Таковы плакаты «Могучее Народное Ополчение» В. Цветковой, «Молодежь, в бой за Родину!» В. Правдина, З. Правдиной «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР», «Наши силы неисчислимы» В. Корецкого и другие.
Нередко в плакатах встречается культ личности. Обычно это культ двух главных фигур в СССР – Сталина и Ленина. См. приложение примеры: рис.12 Да здравствует наша счастливая социалистическая родина. Да здравствует на любимый великий Сталин!, рис.39 Любимый Сталин – счастье народное! рис.34 О каждом из нас заботиться Сталин в Кремле, рис.35 Великий Сталин – светоч коммунизма!, рис.36 Слава великому Сталину – зодчему коммунизма!, рис.49 Ленин жил, Ленин – жив. Ленин будет жить!, рис.56 Ленин – вождь!
В плакатах затрагивается тема дружбы и товарищества, например : рис.60 Человек человеку – друг, товарищ и брат!. Также плакаты на тему дружбы СССР и Китая: рис.67 Да здравствует дружба народов СССР и Китая!, рис.68 Наша дружба нерушима!, рис.70 Всегда вместе!, рис.71 Наша дружба крепка как сталь!, рис.72 Наш опыт – помощь друзьям!
Во многих плакатах обращается внимание на мораль людей, например: рис.4 Где деньги? А семье?, рис.28 Опытные рабочие, не издевайтесь над молодыми. Молодого рабочего обучим и поднимем, рис.41 Честью семьи дорожи!, рис.51 Пьяный отец – горе семьи!, рис.52 Позор! Получающим деньги в черной кассе! Целью некоторых плакатов такого типа являлось вызывать чувство вины у людей, чтобы они вели себя прилично.
Плакаты затрагивающие также тему трудовой дисциплины. Советские власти хотели убедить людей в том, что трудовая дисциплина – дело важное, честное. В некоторых плакатах подчеркивается не только духовные элементы трудовой дисциплины, но также и материальные. Смысл труда состоит в том, что, работая более эффективно, можно заработать больше денег, и жизнь станет лучше.
На многих плакатах представлены дети или семья в различных ситуациях. Использование в плакате детских фигур связано с призывом к эмоциям зрителя. Такие ценности, как семья, дети, уход за близкими людьми, дом, находятся близко к душе каждого.
Некоторые плакаты посвящены теме воспитания детей или в них даются полезные советы детям см. приложение: рис.1 Не лги никогда!, рис.33 Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить, рис.44 Если хочешь быть здоров – закаляйся!, рис.59 Хочешь быть таким – тренируйся!, рис.63 Мастерству учиться – всегда пригодится!, рис.77 Любите родину! .
Спорт играл важную роль в СССР. Плакаты, затрагивающие здоровье и здоровый образ жизни: рис.3 Нет!, рис.6 Плотно завтракаю – плотно ужинаю, рис.31 Позаботилась ли ты о грудях?, рис.32 Табак – яд. Брось курить!, рис.59 Здорово! А здоров ли ты?, рис.44 Если хочешь быть здоров – закаляйся!, рис.54 Не пей метилового спирта!, рис.59 Хочешь быть таким – тренируйся!
Глава 5. Образ нового советского человека
См. в приложении плакаты: 3,20,39,41,43,44,57,59,60 и 62. Перед нами стоят люди с яркой психологической характеристикой, определенной социальной ролью и профессиональной функцией. Их внешний вид насыщен особенными чертами. Эти люди охотно строят социализм и коммунизм и показывают зрителю достижения этих идеологий.
Многие плакаты посвящены советской женщине. Плакаты представляют, в том числе, портрет новой сильной женщины, которая часто работает вне дома и наравне с мужчиной участвует в общественной жизни и в построении советского общества. Во множестве плакатов подчеркивается женское геройство. Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Плакаты такого типа см. приложение: рис.7 Долой кухонное рабство! Даешь новый быт, рис.11 А ну-ка взяли!, рис.55 Овладевая техникой, будь в первых рядах строителей социализма, рис.61 Да здравствуют равноправные женщины СССР!, рис.66 Женщина-пролетарка, овладевай авиационной техникой, иди в школы, техникумы, втузы гражданского воздушного флота!, рис. Служим народу!
Естественно, можем видеть женщину также в роли матери: рис. 1 Не лги никогда, рис.38 Окружим сирот материнской лаской и любовью!, рис. 47 Кормите ребенка грудью, рис.76 Миру-мир!
Мужчину также изображали во множестве ролей. Мужчину часто изображают в роли трудолюбивого рабочего или колхозника или рупора социализма и коммунизма. Можно видеть его также, в частности, в роли отца. Одна из важнейших ролей – роль красноармейца, солдата. См. приложение: рис. 19 Ты записался добровольцем, рис.21 Бей так: что ни патрон – то враг!, рис.26 Снайпер бьет издалека, но всегда наверняка!, рис.48 Красной армии - слава!, рис.53 Слава воину – побудителю!, рис.73 Лопата – друг солдата.
В плакатах мужчину представляют не только как героя, но и как антигероя. Антигероические типы можно видеть также на заднем плане плакатов, например: рис.57 Как работал, так и заработал.
Однозначное толкование созданного образа является важнейшим принципом плакатного дизайна, иначе будет невозможно достичь рекламного эффекта. Например в плакате см. приложение рис.10 Не болтай!. Кроме однозначного высказывания в повелительном наклонении, на плакате нарисована женщина, которая приложила указательный палец к губам, подавая знак молчать. У зрителя не возникает сомнений в том, что лучше не болтать. Культурно-языковая компетенция советского человека обеспечивала то, что человек точно знал, что именно имелось в виду под высказыванием «не болтай».
Пословицы и поговорки – это краткие изречения, в которых возникают темы, касающиеся всех аспектов жизнедеятельности людей. Это – остроумные выражения. В них отображены жизненный опыт и мудрость определенного народа. Пословицы и поговорки могут быть в ритмически организованной форме, поэтому многие лозунги воспринимаются как пословицы, поговорки.