Файл: Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарнопротивоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. С 2004 г. в качестве такого органа выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Положение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322'.

Работники специальных органов, ведающих вопросами горного и промышленного надзора, энергетического надзора, надзора за ядерной и радиационной безопасностью, санитарно-эпидемиологического надзора при осуществлении надзорной деятельности независимы и подчиняются только закону.

Следует отметить, что длительное время функции надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда осуществляли профессиональные союзы. Однако с созданием федеральной инспекции труда технические и правовые инспекции, имеющиеся у профсоюзов, являются инструментами только общественного контроля и не наделены полномочиями по наложению на работодателей взысканий за нарушение нормативных актов об охране труда.

Как установлено ст. 419 и 362 ТК РФ, все лица (в том числе руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица), виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установлением Трудовым кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по соблюдению трудового законодательства как работодателем, так и работником влечет дисциплинарную ответственность по правилам, предусмотренным ТК РФ.

Административная ответственность работодателей и их представителей за нарушение трудового законодательства рег­ламентируется ст. 5.27 КоАП РФ. Данным Кодексом (ст. 5.28— 5.34) также установлена административная ответственность за правонарушения в области социально-партнерских отношений, прежде всего для лиц, представляющих работодателей.

Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав фаждан предусмотрена ст. 143 «Нарушение правил охраны труда», ст. 145 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет» и ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» Уголовного кодекса. Кроме того, УК РФ установ­лена уголовная ответственность за нарушение равноправия гра­ждан, в том числе в сфере труда (ст. 136); за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216), на взрывоопасных объектах (ст. 217).


В качестве крайней меры ответственности организации за нарушение требований охраны труда допускается ее ликвидация. Решение о ликвидации организации или прекращении деятель­ности ее структурного подразделения принимается судом по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда при наличии заключения государственной экспертизы условий труда.

3. Защита прав работников профессиональными союзами

Профсоюзный контроль. Профсоюз защищает права работников прежде всего путем осуществления контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Профсоюзный контроль является одним из видов общественного контроля.

Право на профсоюзный контроль закреплено в ТК РФ (ст. 370) и в Законе о профсоюзах. Статья 19 данного Закона устанавливает, что профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.


Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физиче­ских лиц), у которых работают члены данного профессионального союза (объединения профсоюзов) для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллектив­ных договоров, соглашений.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Статьей 370 ТК РФ профсоюзным инспекторам труда и уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов предоставлены широкие права, и в частности: проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных пред­принимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; защищать права и законные интересы членов профессио­нального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.


Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа. В целях выполнения своих функций до вступления в силу Трудового кодекса профессиональные союзы обладали значительными полномочиями, позволяющими влиять на принимаемые работодателем решения. Так, работодатель обязан был совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом, например, принимать решение об установлении пятидневной или шестидневной рабочей недели и т. п. По сути, совместно или по согласованию с профсоюзом решались или должны были решаться практически все вопросы деятельности организации, так или иначе затрагивающие интересы персонала.

В настоящее время права профессиональных союзов несколько ограничены, однако при этом законодательно определен круг вопросов, для принятия решений по которым работодатель учитывает мнение профсоюзного органа.

Работодатель принимает решение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в случаях, предусмотренных сг. 74, 82, 99. 105, 113, 123, 180, 212, 299, 301 ТК РФ. Кроме того. Трудовой кодекс предусматривает возможность принятия работодателем решения с учетом мнения соответст­вующего представительного органа работников (ст. 103, 135, 136, 147, 154, 159, 162, 190, 196).

Необходимо отметить, что при применении указанных норм часто возникает вопрос о том, требуется ли учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в том случае, если закон предусматривает принятие решения с учетом мнения представительного органа работников, и наоборот. Как показывает практика и как указывают специалисты в области трудового права, этот вопрос должен быть решен следующим образом: в тех случаях, когда в соответствии с ТК РФ требуется учет мнения представителей работников, соответствующие консультации должны быть проведены с любым представителем, уполномоченным работниками — профессиональным союзом или иным органом, избранным работниками.

Помимо случаев, определенных ТК РФ, коллективным договором или локальными нормативными актами, могут быть установлены и иные вопросы, при решении которых необходим учет мнения соответствующего профсоюзного органа. Кроме того, ст. 8 ТК РФ предусматривает, что коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Это означает, что могут быть установлены случаи, когда требуется не учет мнения, а согласие представительного органа на принятие того или иного локального нормативного акта, причем отсутствие такого согласования влечет недействительность принятого акта.


Порядок (процедура) учета мнения органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов определен с г. 372 ТК РФ. Соответствующая процедура состоит из трех этапов: 1) рассмотрение проекта локального нормативного акта выборным органом первичной профсоюзной организации; 2) проведение дополнительных консультаций при несовпадении позиций сторон; 3) принятие локального нормативного акта работодателем.

Перед принятием решения работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Данный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Отсутствие мотивировки может быть расценено работодателем как уклонение представительного органа от согласования позиций, и он вправе принять локальный акт в той редакции, которая предлагалась профсоюзному органу для согласования.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех, дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ. Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Наряду с обязательностью учета мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов Трудовым кодексом (ст. 373) предусматривается, что в установленных законом случаях при расторжении трудового договора по инициативе работодателя договор с работниками прекращается с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Это должно происходить при расторжении трудового договора с работниками — членами профсоюза в соответствии с: п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с сокращением численности или штата работников); п. 3 ч. I ст. 81 ТК РФ (в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации); п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (вследствие неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).