Файл: История, сущность, цели и задачи переоценки ОС и НМА.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
2. Понятие и сущность переоценки ОС и НМА: проблемы понятийного аппарата
Международным стандартам финансовой отчетности (далее – МСФО), оценочной деятельности и законодательству в области бухгалтерского учета знакомы такие отдельные экономические категории, как «переоценка», «дооценка», «уценка», «амортизация», которые, как справедливо отмечает Д. Луговской, не раскрыты в достаточной степени.
Так, переоценке в контексте МСФО и в отечественных законах, характерна различная направленность; категории же «уценка» и «дооценка», хорошо знакомые российской учетной теории и практике, в МСФО не встречаются[12].
Отсутствие объективных определений, раскрывающих сущность названных категорий, создает немало проблем еще на уровне понятийного аппарата. Скудная теоретическая регламентация вопросов последующей оценки (переоценки) активов в обеих учетных системах диктует необходимость исследования вопроса о соотношении названных категорий.
Отечественная правовая база в области бухгалтерского учета не содержит определения категории денежной оценки, нет его и в законодательстве об оценочной деятельности, однако оно закреплено в МСФО. Так, согласно п. 4.54 Концептуальных основ финансовой отчетности, оценка - это определение денежных сумм, в размере которых должны быть признаны и отражены в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках элементы финансовой отчетности[13]. Этот процесс предусматривает выбор определенной базы оценки - по первоначальной, текущей, приведенной стоимости или по возможной цене продажи (погашения).
Как справедливо подмечено Арбатской Т.Г., оценка ОС и НМА проводится в различные периоды. Во-первых, она обязательна при первоначальном признании объектов и постановке их на учет. Во-вторых, она осуществляется на отчетную дату (последующая оценка). Последующая, то есть по сути повторная, оценка, или переоценка, корректирует оценку, полученную при первоначальном признании, чтобы в условиях изменения внешней и (или) внутренней среды оценка объектов соответствовала изменившимся условиям[14].
Многие экономические словари приводят определение переоценки в 2 смыслах. В широком смысле под переоценкой понимается пересчет или изменение стоимости активов и обязательств для приведения их стоимости в соответствие с рыночными ценами на определенную дату.
В узком смысле под переоценкой понимается повышение, рост рыночной
цены актива (как правило, в результате инфляции).
Мы полагаем, что определение переоценки в широком понимании является предпочтительнее, поскольку под влиянием внутренних и внешних факторов стоимость актива может как превышать стоимость, актуальную на отчетную дату, так и быть ниже нее, а значит, переоценка может иметь различную направленность.
Данную позицию разделяют и многие исследователи. Так, Биймырсаева Э.М. полагает, что переоценка ОС и НМА - это приведение первоначальной стоимости актива в соответствие с рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки[15].
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) переоценка ОС осуществляется путем пересчета их первоначальной (или текущей (восстановительной) стоимости, если объект переоценивался ранее, по текущей (восстановительной) стоимости с одновременным пересчетом сумм амортизации, начисленной по переоцениваемому объекту за
все время его использования[16]. Переоценка НМА производится путем пересчета их остаточной стоимости по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных НМА.
Таким образом, обоснованно говорить, что переоценка ОС и НМА является частью элемента метода бухгалтерского учета – оценки, представляющей собой процесс определения денежных сумм, в размере которых должна осуществляться корректировка остаточной стоимости актива в результате изменений внутренней и внешней среды.
Результатом переоценки может стать превышение рыночной цены актива над его остаточной стоимостью, что свидетельствует о дооценке актива, или, напротив, превышение остаточной стоимости над рыночной ценой актива, что
указывает на уценку актива.
Если остаточная стоимость актива меньше рыночной, то переоцениваемый актив дооценивается, то есть отражается увеличение его стоимости в бухгалтерском учете. Если же остаточная стоимость актива превышает рыночную, то переоцениваемый актив уценивается, то есть отражается уменьшение его стоимости в бухгалтерском учете.
Именно таким образом, на наш взгляд, взаимосвязаны, но не отождествлены понятия «переоценка», «уценка» и «дооценка».
3. Цели и задачи переоценки основных средств и нематериальных активов К сожалению, ни один из действующих нормативных правовых актов ни в области бухгалтерского учета, ни в сфере оценочной деятельности не называют целей и задач проведения переоценки ОС и НМА.
Нам встретился один документ подзаконного характера, называющий такую цель. Так, согласно постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1442 целью переоценки являлось определение «...реальной стоимости основных фондов организаций на современном этапе становления рыночной экономики и создания предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране...»[17].
Эта цель отчетливо прослеживалась и при проведении всех 8 обязательных переоценок, направленных на привлечение инвестиционного капитала в страну.
Сегодня, когда осуществление переоценки ОС и НМА перестало быть обязанностью хозяйствующих субъектов, цель переоценки, на наш взгляд, претерпела существенные изменения. Мы солидарны с В.Е. Кацман, который называет две важнейшие цели переоценки:
1) формирование реальной стоимости ОС и НМА организации, что влечет за собой рост инвестиционной привлекательности предприятия и налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций;
2) формирование адекватной величины начисляемой амортизации, достаточной для нормального воспроизводства основных фондов организации[18].
Вторая цель, полагаем, гораздо более важная, чем первая, поскольку амортизационные отчисления являются собственным источником финансирования роста организации, источником пополнения ее денежного потока, что, в свою очередь, ведет к росту стоимости бизнеса, наконец,
источником воспроизводства ОС организации.
В современных условиях отечественные организации осуществляют переоценку ОС и НМА для того, чтобы решить следующие задачи:
- определить адекватную рыночную стоимость объектов ОС и НМА;
- расположить и привлечь потенциальных инвесторов;
- увеличить уставный капитал за счет дооценки ОС и НМА;
- определить себестоимость и цены производимой продукции;
- избежать падения рыночной стоимости активов ниже размера уставного фонда, что грозит ликвидацией организации;
- предоставить при необходимости финансовую отчетность по международным стандартам;
- уменьшить базу налога на прибыль (для рентабельных организаций) в результате роста амортизационных отчислений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе всестороннего исследование института переоценки ОС и НМА нами были решены следующие задачи:
- изучена история развития института переоценки ОС и НМА;
- охарактеризованы понятие и сущность переоценки ОС и НМА с точки зрения проблем понятийного аппарата;
- раскрыты цели и задачи переоценки ОС и НМА.
Истории известно 8 случаев осуществления генеральных переоценок ОС в нашей стране, начиная с 1925 г., проводимых по распоряжению высших органов исполнительной власти. Всех их объединяет тот факт, что результатом этих переоценок, как правило, являлось увеличение стоимости ОС, что обусловлено преследуемой целью обязательных переоценок – привлечение инвестиционного капитала в страну.
Сегодня, когда осуществление переоценки ОС и НМА перестало быть обязанностью хозяйствующих субъектов, цель переоценки, на наш взгляд, претерпела существенные изменения. Несмотря на то, что увеличение инвестиционной привлекательности организации, зачастую, является прямым последствием проведения переоценки ОС и НМА, ее главными целями стали определение реальной стоимости ОС и НМА организации и формирование адекватной величины начисляемой амортизации, необходимой для нормального воспроизводства объектов ОС и НМА.
Несмотря на широкое использование в нормативных правовых актах понятия «переоценка», ни один из них не дает ему легального определения, что создает массу проблем в использовании понятийного аппарата.
Мы полагаем, что переоценку необходимо рассматривать в широком контексте как пересчет стоимости объектов ОС и НМА для приведения их стоимости в соответствие с рыночными ценами. В результате переоценки мы можем столкнуться как с дооценкой, при которой рыночная цена объекта превышает его остаточную стоимость; так и с уценкой, когда остаточная стоимость объекта ниже его рыночной цены, установленной в ходе переоценки.
Список использованной литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 595 «О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 24.08.1992, N 8, ст. 508 3. Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» // «СП СССР», 1990, N 30, ст. 140
2. Постановление Правительства РФ от 25.11.1993 N 1233 (ред. от 14.02.1994) «О переоценке основных фондов (средств) предприятий и организаций» // «Российская газета», N 222, 04.12.1993.
3. Постановление Правительства РФ от 19.08.1994 N 967 (ред. от 24.06.1998) «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» (утратил силу) // «Собрание законодательства РФ», 29.08.1994, N 18, ст. 2093.
4. Постановление Правительства РФ от 25.11.1995 N 1148 (с изм. от 13.08.1996) "О переоценке основных фондов" // «Российская газета», N 240, 14.12.1995
5. Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1442 (ред. от 17.10.1997) «О переоценке основных фондов в 1997 году» // «Собрание законодательства РФ», 16.12.1996, N 51, ст. 5801.
6. Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» // «Российская газета», N 91-92, 16.05.2001.
7. Арбатская, Т.Г. К вопросу об идентификации процессов обесценения активов и их переоценки / Т.Г. Арбатская // Международный бухгалтерский учет. – 2015. - № 36. – С. 2-17
8. Биймырсаева, Э.М. Некоторые вопросы переоценки основных средств и нематериальных активов / Э.М. Биймырсаева // Наука и инновационные технологии. – 2017. - № 4. – С. 37-39
9. Войтехов, П.Г. Нормы амортизации и оценка имущества / П.Г. Войтехов // М.-Л.: АО «Промиздат», - 1926. - 228 с.
10. Куликова, Л.И. История проведения переоценок основных средств в России: накопленный опыт, результаты и сюрпризы / Л.И. Куликова // Учет. Анализ. Аудит. – 2016. - № 3. – С. 129 - 141
11. Луговской, Д.В. Амортизация и обесценение: проблемы учета в условиях статико-динамической учетной практики / Д.В. Луговской // Все для бухгалтера. - 2019. - № 9. – С. 23-27
12. Основы оценочной деятельности / Кацман, В.Е., Косорукова, И.В., Родин, А.Ю. и др. // Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Московский финансово-промышленный университет "Университет", - 2012. — 336 с.
13. «Концептуальные основы финансовой отчетности» // [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=67931305504664721356404171&cacheid=B67388A76CB44F4FB79E6A197C05E726&mode=splus&base=LAW&n=160581&rnd=662CFF8902DAB503ABA95C6BB0E2E52E#521m8lbvu6w (дата обращения: 29.11.2019)
-
Войтехов, П.Г. Нормы амортизации и оценка имущества / П.Г. Войтехов // М.-Л.: АО «Промиздат», - 1926. – С. 36 ↑
-
Там же ↑
-
Куликова, Л.И. История проведения переоценок основных средств в России: накопленный опыт, результаты и сюрпризы / Л.И. Куликова // Учет. Анализ. Аудит. – 2016. - № 3. – С. 131 ↑
-
Куликова, Л.И. История проведения переоценок основных средств в России: накопленный опыт, результаты и сюрпризы / Л.И. Куликова // Учет. Анализ. Аудит. – 2016. - № 3. – С. 132 ↑
-
Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 595 «О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 24.08.1992, N 8, ст. 508 ↑
-
Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» // «СП СССР», 1990, N 30, ст. 140 ↑
-
Постановление Правительства РФ от 25.11.1993 N 1233 (ред. от 14.02.1994) «О переоценке основных фондов (средств) предприятий и организаций» // «Российская газета», N 222, 04.12.1993. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 19.08.1994 N 967 (ред. от 24.06.1998) «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» (утратил силу) // «Собрание законодательства РФ», 29.08.1994, N 18, ст. 2093. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 25.11.1995 N 1148 (с изм. от 13.08.1996) "О переоценке основных фондов" // «Российская газета», N 240, 14.12.1995 ↑
-
Куликова, Л.И. История проведения переоценок основных средств в России: накопленный опыт, результаты и сюрпризы / Л.И. Куликова // Учет. Анализ. Аудит. – 2016. - № 3. – С. 135 ↑
-
Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1442 (ред. от 17.10.1997) «О переоценке основных фондов в 1997 году» // «Собрание законодательства РФ», 16.12.1996, N 51, ст. 5801. ↑
-
Луговской, Д.В. Амортизация и обесценение: проблемы учета в условиях статико-динамической учетной практики / Д.В. Луговской // Все для бухгалтера. - 2019. - № 9. – С. 23 ↑
-
«Концептуальные основы финансовой отчетности» // [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=67931305504664721356404171&cacheid=B67388A76CB44F4FB79E6A197C05E726&mode=splus&base=LAW&n=160581&rnd=662CFF8902DAB503ABA95C6BB0E2E52E#521m8lbvu6w (дата обращения: 29.11.2019) ↑
-
Арбатская, Т.Г. К вопросу об идентификации процессов обесценения активов и их переоценки / Т.Г. Арбатская // Международный бухгалтерский учет. – 2015. - № 36. – С. 2-17 ↑
-
Биймырсаева, Э.М. Некоторые вопросы переоценки основных средств и нематериальных активов / Э.М. Биймырсаева // Наука и инновационные технологии. – 2017. - № 4. – С. 37 ↑
-
Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» // «Российская газета», N 91-92, 16.05.2001. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1442 (ред. от 17.10.1997) «О переоценке основных фондов в 1997 году» // «Собрание законодательства РФ», 16.12.1996, N 51, ст. 5801. ↑
-
Основы оценочной деятельности / Кацман, В.Е., Косорукова, И.В., Родин, А.Ю. и др. // Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Московский финансово-промышленный университет "Университет", - 2012. — С. 123 ↑