Файл: История, сущность, цели и задачи переоценки ОС и НМА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Вне всяких сомнений, представление о реальной стоимости основных средств (далее – ОС) и нематериальных активов (далее – НМА) организации играет далеко не последнюю роль в росте инвестиционной привлекательности предприятия и налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций.

Определить же реальную стоимость названных объектов возможно, используя институт переоценки, который наиболее полно раскрыт в бухгалтерском учете, нежели чем в оценочной деятельности, нормативное правовое регулирование которой не затрагивает ключевые основы его осуществления.

Между тем, вопросы переоценки ОС и НМА являются сложными не только для отечественных, но и для зарубежных организаций, что объясняется непростым процессом реформирования российской системы бухгалтерского учета с целью гармонизации с Международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО), а также проблематикой самих стандартов. МСФО, как и отечественная система бухгалтерского учета, не акцентируют в достаточной степени внимание на развитие теоретических основ, включая разработку понятийного аппарата переоценки ОС и НМА. Указанные обстоятельства свидетельствуют о высокой степени актуальности темы настоящей работы.

Исследованию названного вопроса посвящено немалое количество трудов, регламентирующих переоценку ОС и НМА. Вопросам проведения переоценок в России посвящены работы А. Аль-Дахера, М. Антиповой, М. Антипова, Р. Грачёвой, И. Дёминой, С. Титовой В. Федоровича, К. Шириковой. Названные исследователи делают попытку раскрыть в большей степени методические вопросы переоценки: подробно излагаются алгоритм ее проведения, регламентируется порядок документального отражения переоценки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Между тем, методические вопросы осуществления переоценки находят

достаточно полное регулирование в действующем законодательстве на фоне того, что теоретические основы, включая понятийный аппарат процесса института переоценки, требуют более детальной разработки.

Объектом настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления переоценки ОС и НМА.

Предметом работы являются положения международные стандарты оценки (МСО 1-4), международные стандарты финансовой отчетности, отечественные нормативные правовые акты в области бухгалтерского учета и периодическая научная литература, регулирующая и освещающая вопросы осуществления переоценки.


Целью настоящей работы является всестороннее исследование института переоценки ОС и НМА.

Для достижения указанной цели решим следующие задачи:

- изучить историю развития института переоценки ОС и НМА;

- охарактеризовать понятие и сущность переоценки ОС и НМА с точки зрения проблем понятийного аппарата;

- раскрыть цели и задачи переоценки ОС и НМА.

Методологическую основу работы составляют методы сбора и анализа экономической информации, историко-правовой, сравнительный методы.

Структурно настоящая работа состоит из введения, трех теоретических вопросов, заключения и списка литературы.

1. История развития института переоценки основных средств и нематериальных активов в России

Переоценка ОС организаций была известна еще в Советском Союзе, чего нельзя сказать о НМА, понятие о которых прочно вошло в обиход только с формированием законодательства о бухгалтерском учете в уже современной России. Несмотря на это, ОС в нашей стране подвергались переоценке, которая проходила ряд этапов.

Первая генеральная переоценка ОС была проведена на отчетную дату 01.10.1925. Необходимость проведения переоценки была обоснована заместителем председателя ВСНХ СССР Г. Л. Пятаковым, отмечавшим, что переоценка — практически политический вопрос, поскольку к 1925 г. произошло резкое нарушение воспроизводства основных средств[1].

Специфическими особенностями переоценки на 01.10.1925 являлось:

- здания и сооружения переоценивались по стоимости их воспроизводства в настоящих (действительных) условиях, износ не учитывался;

- машины, оборудование, транспорт оценивались по каталожным и справочным ценам;

- при отсутствии каталожных цен применялась оценка экспертным путем, основанным на сведениях о довоенных ценах с применением к ним поправочных коэффициентов. Результатом переоценки 1925 г. стало увеличение стоимости ОС в 2,5 раза[2]. Однако, при осуществлении первой масштабной советской переоценки были допущены и существенные недочеты:

- переоценке подвергались объекты, непригодные к использованию по причине их значительной изношенности; - износ при переоценке определялся достаточно неточно, в основном,


посредством применения экспертного метода;

- в отношении подавляющего большинства ОС не были установлены

сроки службы либо такие сроки службы определялись неверно;

- отсутствовали единые методические правила по осуществлению переоценки, что приводило к завышению стоимости ОС предприятий[3].

Следующая масштабная переоценка ОС была осуществлена по состоянию на 01.01.1960 г. по причине сильной инфляции и проведения денежной реформы 1947 г. Критерием переоценки ОС являлась даты ввода их в эксплуатацию.

В отличие от переоценки 1925 г. в качестве базы для переоценки выступали цены, указанные в специально разработанных практически на все виды ОС каталогах-ценниках. При определении восстановительной стоимости пассивной части ОС использовались также коэффициенты пересчета.

Развивающийся технический прогресс вновь создал существенный разрыв в реальной и учтенной стоимости ОС, возведенных или приобретенных в разные годы. Это обусловило необходимость проведения третьей генеральной переоценки ОС на отчетную дату 01.01.1972.

Спецификой этой переоценки являлось:

- здания (включая жилые), сооружения переоценивались по укрупненным показателям восстановительной стоимости, которые учитывали усредненные стоимости на единицу измерителя;

- машины, оборудование, транспорт переоценивались методом прямой оценки по специально разработанным сборникам (каталогам) и ценникам;

- сельскохозяйственные машины и оборудование не подвергались переоценке; - износ ОС определялся посредством обследования фактического технического состояния объекта в целом или его важнейших конструктивных

элементов (частей, узлов) либо исходя из сроков службы ОС;

- при переоценке не применялись коэффициенты пересчета в связи с тем, что первоначальная стоимость ОС, являющаяся основой для переоценки, была не единообразна: в годы, предшествующие переоценке изготавливалось большое количество специализированного оборудования, произведенного по индивидуальным заказам или изготовленного самими предприятиями. Его оценка осуществлялась по себестоимости изготовления, которая существенно разнилась на разных предприятиях[4].

Следующая переоценка ОС проводилась по состоянию на отчетную дату 01.07.1992 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 595. Базой для переоценки выступала балансовая стоимость ОС, сформированная в результате инвентаризации на 01.01.1992, и коэффициенты пересчета балансовой стоимости ОС в восстановительную. Различные коэффициенты пересчета применялись к ОС в зависимости от того, к какой из 8 групп объект ОС относился[5]. При этом за основу дифференциации принята группировка объектов ОС по классификатору «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072[6].


Как позже станет известно, эта переоценка имела чисто формальный характер, поскольку основывалась исключительно на сведениях бухгалтерского учета, без проведения инвентаризации объектов ОС и установления фактического состояния каждого из них.

Пятая переоценка осуществлялась на отчетную дату 01.01.1994 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.1993 № 1223, которое призывало принимать за основу полную балансовую стоимость ОС, установленную в результате инвентаризации на 01.01.1994, и индексы (коэффициенты) пересчета балансовой стоимости ОС[7]. При их установлении ОС дифференцировались всего на 4 группы, а в зависимости от периодов приобретения.

В итоге, в ходе переоценки 1994 г. использовались более укрупненные коэффициенты пересчета в сравнении с предыдущей переоценкой 1992 г. В сущности, это говорит о формальном подходе, приведшем к тому, что в отношении многих предприятий искажалась информация о реальной стоимости ОС, служащей базой для начисления амортизации.

Следующая переоценка осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.08.1994 № 967 на отчетную дату 01.01.1995. Ее особенностью была предоставленная предприятиям возможность производить переоценку двумя способами: путем прямого пересчета их балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 01.01.1995 на аналогичные виды ОС, и путем индексации для приведения их балансовой стоимости в соответствии с действующими ценами и условиями воспроизводства с применением индексов (коэффициентов) пересчета,

разработанных Госкомстатом России[8].

ОС подверглись более детализированной дифференциации, чем при предыдущих переоценках. ОС классифицировались на 27 групп, к каждой из которых применялся свой индекс пересчета, а в зависимости от периодов приобретения ОС коэффициенты подразделялись на 6 групп.

Последующая переоценка на отчетную дату 01.01.1996 осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.1995 № 1148. Ее спецификой является то, что с 01.01.1996 был введен в действие новый Общероссийский классификатор основных фондов, учитывающий международный опыт учета и классификации основных фондов.

В связи с этим в сообщенных Госкомстатом России индексах изменения стоимости ОС отнесение объектов к тем или иным группам и видам ОС было произведено по классификатору «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов» (постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072) и по Общероссийскому


классификатору основных фондов[9].

Как и предыдущая, переоценка на 01.01.1996 предполагала два альтернативных метода: на основе рекомендуемых коэффициентов (индексов) пересчета либо на основе прямого пересчета балансовой стоимости ОС применительно к ценам, складывающимся на соответствующие виды ОС и подтвержденным документами и экспертными заключениями об их рыночной стоимости. Для экспертных заключений о рыночной стоимости таких объектов, как здания, сооружения, машины и оборудование, широко привлекались организации оценщиков.

Превалирующим методом установления рыночной стоимости объектов был затратный, учитывающий все затраты, включаемые в состав ОС (по транспортировке, установке и т.д.), которые должны были бы понести предприятия, владеющие переоцениваемыми ОС, если бы они на дату переоценки полностью заменили эти ОС[10].

Последняя переоценка ОС, проводимая по постановлениям Правительства Российской Федерации, была осуществлена на отчетную дату 01.01.1997 в соответствии с постановлением от 07.12.1996 № 1442. Предпочтительным методом переоценки являлся метод прямой оценки, позволяющий устранить проблемы, возникшие в результате использования средне групповых индексов в ходе предыдущих переоценок. Превалирующим методом установления рыночной стоимости, как и ранее, оставался затратный[11].

Отличительной чертой указанной переоценки был учет морального износа при формировании рыночной цены объектов ОС.

С 01.01.1998 спецификой переоценки явилось то, что она перестала быть обязательной, ее проведение стало осуществляться исключительно по инициативе организаций. Такое право предоставлялось им введенным в действие с 01.01.1998 Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97). Сегодня объектами переоценки согласно ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007 являются ОС и НМА.

Подытоживая сказанное, отметим, что, начиная с 1925 г. было осуществлено 8 генеральных переоценок ОС. В бухгалтерском балансе объекты ОС учитывались по остаточной стоимости, формируемой на основе их восстановительной стоимости. Итогом переоценок было, как правило, увеличение стоимости ОС, что далеко не всегда соответствовало реальной их стоимости.