ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3038
Скачиваний: 2
Статья 8. Понятие налога и сбора
Комментарий к статье 8
Приведенные в статье 8 НК РФ понятия налога и сбора несут важную практическую ценность.
Так, например, страховые взносы, обязательность уплаты которых после 01.01.2010 распространяется на все организации и индивидуальных предпринимателей Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не отвечают понятию налога, а следовательно, положения НК РФ к ним не применимы и наоборот.
Необходимо принимать во внимание, что под налоговым сбором понимается исключительно взнос, установленный НК РФ (например, сбор за пользование объектами животного мира). Следовательно, иные обязательные платежи (например, предусмотренные законодательством о лицензировании) не подпадают под понятие сбора для целей НК РФ.
Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Комментарий к статье 9
Статьей 9 НК РФ определен исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений.
Понятие организаций и физических лиц установлено в статье 11 НК РФ, определение налоговых агентов, а также их права и обязанности установлены в статье 24 НК РФ и второй части НК РФ.
При применении статьи 9 НК РФ необходимо учитывать нормы Положения о ФНС России, утвержденного Постановлением Правительства России от 30.09.2004 N 506, и Положения о ФТС России, утвержденного Постановлением Правительства России от 26.07.2006 N 459.
Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
Комментарий к статье 10
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате конкретных видов налогов и сборов, а также по представлению налоговой отчетности устанавливается НК РФ.
За неисполнение соответствующей обязанности виновное лицо несет ответственность. Этот общеправовой принцип применяется и в налоговых правоотношениях.
Налогоплательщик, который ненадлежащим образом исполнял обязанности, закрепленные НК РФ, может быть привлечен к трем видам ответственности:
- налоговой;
- административной;
- уголовной.
При определении порядка производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах следует руководствоваться соответственно главами 14 и 15 НК РФ, а также КоАП РФ, УК РФ и УПК РФ.
Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
Комментарий к статье 11
В статье 11 НК РФ предусмотрен понятийный аппарат из набора наиболее важных понятий и терминов, используемых в налоговом законодательстве.
Кроме того, данная статья устанавливает, что институты, понятия и термины иных, по сравнению с налоговой, отраслей законодательства, следует применять именно в том значении, в котором они определяются соответствующими правовыми актами данных иных отраслей.
При применении статьи 11 НК РФ следует руководствоваться пунктом 8 совместного Постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9.
Глава 2. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
Комментарий к статье 12
Статья 12 НК РФ дает характеристику федеральным, региональным и местным налогам, конкретные виды которых приведены в статьях 13, 14 и 15 НК РФ, определяя полномочия государства, субъектов РФ и муниципальных образований по установлению субъектов и элементов налогообложения.
Также в данной статье указано на специальные налоговые режимы, виды которых установлены в статье 18 НК РФ.
Статья 13. Федеральные налоги и сборы
Комментарий к статье 13
В статье 13 НК РФ приведен исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов. Учитывая нормы статей 1, 3 и 12 НК РФ, субъекты и элементы налогообложения по каждому из упомянутых в данной статье налогов и сборов устанавливаются только НК РФ.
Статья 14. Региональные налоги
Комментарий к статье 14
В статье 14 НК РФ приведен исчерпывающий перечень региональных налогов. Учитывая нормы статей 1, 3 и 12 НК РФ, субъекты и элементы налогообложения по каждому из упомянутых в данной статье налогов устанавливаются НК РФ, при этом законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Статья 15. Местные налоги
Комментарий к статье 15
В статье 15 НК РФ приведен исчерпывающий перечень местных налогов. Учитывая нормы статей 1, 3 и 12 НК РФ, субъекты и элементы налогообложения по каждому из упомянутых в данной статье налогов устанавливаются НК РФ, при этом представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Следует отметить, что до введения в часть вторую НК РФ соответствующей главы налог на имущество физических лиц регулируется в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налоге на имущество физических лиц".
Статья 16. Информация о налогах
Комментарий к статье 16
Статьей 16 НК РФ устанавливается обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления направлять информацию и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене региональных и местных налогов в:
- Минфин России;
- ФНС России;
- финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.
Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов
Комментарий к статье 17
Рассматривая каждый налог или сбор, следует четко понимать круг субъектов (т.е. кто является плательщиком) и элементы обложения.
Исходя из статьи 17 НК РФ налоговые льготы не являются элементами налогообложения (см., например, Определение КС РФ от 05.07.2001 N 162-О). При этом они могут предоставляться только отдельным категориям налогоплательщиков (см., например, Определение ВС РФ от 17.05.2006 N 44-Г06-7).
Статья 18. Специальные налоговые режимы
Комментарий к статье 18
При применении статьи 18 НК РФ, устанавливающей виды специальных налоговых режимов, следует учитывать, что они не могут предусматривать региональные и (или) местные налоги (см., например, письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30).
Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Глава 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ
Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов
Комментарий к статье 19
Статья 19 НК РФ определяет субъектов обложения налогами и сборами.
В части 1 статьи 19 НК РФ речь идет о потенциально возможной обязанности организаций и физических лиц, признаваемых законодателем плательщиками тех или иных налогов и сборов, а не об обязанности по уплате конкретной суммы налога или сбора, которая в соответствии со статьей 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (см., например, решение ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03).
Обособленные подразделения организации, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности организации по уплате налогов и сборов, если это предусмотрено НК РФ.
Так, филиалы представляют в налоговые органы установленную для них в соответствии с законодательством налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность), и выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных ими в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах на основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской отчетности.
Статья 20. Взаимозависимые лица
Комментарий к статье 20
Признание лиц взаимозависимыми рассматривается для целей контроля за ценой сделки на основании пункта 2 статьи 40 НК РФ.
При применении статьи 20 НК РФ следует учитывать пункт 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ" и Определение КС РФ от 04.12.2003 N 441-О.
Перечень обстоятельств, указанный в статье 20 НК РФ, для признания лиц взаимозависимыми, не является исчерпывающим, и суд может признать лица взаимозависимыми если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок.
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Комментарий к статье 21
В статье 21 НК РФ перечислены основные права плательщиков налогов и сборов, при этом перечень их не является исчерпывающим, и конкретные права предусматриваются положениями второй части НК РФ (например, право на налоговый вычет).
Следует отметить, что с правами плательщиков налогов и сборов корреспондируют соответствующие обязанности налоговых органов, закрепленные в статье 32 НК РФ.
Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Комментарий к статье 22
Право на обжалование в установленном порядке (судебном в соответствии с ГПК или АПК РФ либо же административном, предусмотренном НК РФ) актов налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц, гарантированное подпунктом 12 пункта 1 статьи 21 НК РФ, является одним из основных прав налогоплательщиков и важнейшим условием, обеспечивающим возможность налогоплательщика защищать свои права и представлять свои интересы.
При применении статьи 22 НК РФ следует обратить внимание на правовую позицию КС РФ, изложенную в Постановлении от 25.12.2001 N 17-П, и Постановление Президиума ВАС РФ от 04.10.2005 N 7445/05.
Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Комментарий к статье 23
В статье 23 НК РФ закреплены основные обязанности плательщиков налогов и сборов, при этом их перечень не является исчерпывающим.
Так, представление истребованных налоговым органом документов является обязанностью заявителя в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 93 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2006 N А66-6969/2004).
Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ утверждены формы сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 НК РФ.
Следует отметить, что за неисполнение налоговых обязанностей плательщиками налогов и сборов главой 16 НК РФ предусмотрена ответственность.
Статья 24. Налоговые агенты
Комментарий к статье 24
Правовой статус налогового агента и его обязанности установлены статьей 24 НК РФ.
Пленумами ВС РФ и ВАС РФ в пункте 10 Постановления от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ" разъяснено, что в том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ.
Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 утверждена форма отчетности по налогу на доходы физических лиц N 1-НДФЛ.
Форма сведений о доходах физических лиц N 2-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@.
Налоговые агенты - российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, которые выплачивают иностранной организации доходы, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в РФ, по налогу на прибыль заполняют Налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (форма по КНД 1151056), утвержденный Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@.
Статья 25. Утратила силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Комментарий к статье 26
Исходя из статьи 26 НК РФ, для целей участия в налоговых правоотношениях выделяются законные и уполномоченные представители налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Для определения того, кто считается уполномоченным представителем, следует обратиться к пунктам 7 и 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ".
При решении вопроса о том, может ли налог (сбор) быть уплачен представителем налогоплательщика, следует учитывать правовую позицию КС РФ в Определении от 22.01.2004 N 41-О.
Статья 27. Законный представитель налогоплательщика
Комментарий к статье 27
На основании статьи 53 ГК РФ, а также статьей 72, 84, 91, 103 и 110 ГК РФ в качестве законного представителя юридического лица выступает его исполнительный орган (который может быть как коллегиальным, так и единоличным).
Статьями 26, 28, 29, 32, 33 ГК РФ закреплено, что законными представителями физического лица (малолетнего, несовершеннолетнего, лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, а также лица, ограниченного судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами и тем самым ставящего семью в тяжелое материальное положение) являются его родители, усыновители, опекуны, попечители, которые на основании закона осуществляют представительство этого лица.
Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации
Комментарий к статье 28
Статья 28 НК РФ позволяет применять к налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) меры ответственности за виновные действия (бездействие) законного его представителя.
Следует помнить, что исходя из смысла норм статьи 106 НК РФ необходимым основанием для привлечения лица к налоговой ответственности является вина правонарушителя.
Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика
Комментарий к статье 29