ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1947
Скачиваний: 1
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 22 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "АКЦИЗЫ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 ноября 2007 года
Ю.М. ЛЕРМОНТОВ
Введение
Глава 22 НК РФ "Акцизы" введена в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". За время действия главы 22 НК РФ в ее положения неоднократно вносились изменения и дополнения.
На основании статей 12 и 13 НК РФ акциз относится к федеральным налогам и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
В судебной практике достаточно большое количество споров, связанных со взиманием акцизов. При этом главным образом споры по акцизам касаются права на применение налоговых вычетов. Таким образом, правомерность применения налогового вычета - краеугольный камень не только в налогообложении НДС, но, как свидетельствует и судебная практика, также и в налогообложении акцизами.
В данном Комментарии отражены спорные вопросы, возникающие при применении положений главы 22 НК РФ, противоречия, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками, служащие основаниями для обращений в арбитражные суды. Также приводятся официальные разъяснения и анализ сложившейся арбитражной практики по данным вопросам.
В Комментарии рассмотрены наиболее часто встречающиеся ситуации, в которых налогоплательщики, совершающие операции, признаваемые объектом налогообложения акцизами, могут не встретить понимания у налоговых органов и возникший спор, очевидно, придется решать в суде.
Обращу внимание читателя на два принципиальных момента:
- при использовании материалов судебной практики и официальной переписки нормы НК РФ и иных нормативных правовых актов приводятся в редакции, действующей на дату принятия соответствующего акта;
- учитывая автономность комментариев к каждой статье главы 22 НК РФ, сокращенные наименования правовых актов приводятся применительно к каждой статье.
Кроме этого, отмечу, что Комментарий готовился таким образом, чтобы читатель мог отследить суть изменений, внесенных в положения главы 22 НК РФ различными федеральными законами за период с 01.01.2006 по 01.01.2008 (в том числе Федеральными законами от 21.07.2005 N 107-ФЗ, от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 16.05.2007 N 75-ФЗ).
Данный Комментарий может стать настольной книгой всех организаций и индивидуальных предпринимателей, совершающих операции с подакцизными товарами, поможет им определить линию поведения в условиях меняющегося законодательства, а также оценить перспективы тех или иных конкретных финансово-хозяйственных ситуаций.
Автор надеется, что предлагаемый Комментарий будет полезен руководителям предприятий, бухгалтерам, аудиторам, налоговым консультантам, сотрудникам налоговых органов, а также широкому кругу читателей, не являющихся специалистами в области налогов и сборов.
Автор будет благодарен за любые предложения и замечания по совершенствованию Комментария (y_lermontov@mail.ru).
Консультант Минфина России
Ю.М.Лермонтов
Принятые сокращения
Полное наименование |
Сокращенное наименование |
Конституция Российской Федерации |
Конституция |
Налоговый
кодекс |
НК РФ |
Гражданский
кодекс |
ГК РФ |
Бюджетный
кодекс |
БК РФ |
Трудовой
кодекс Российской |
Трудовой кодекс |
Таможенный
кодекс |
ТК РФ |
Министерство
финансов |
Минфин России |
Федеральная налоговая служба |
ФНС России |
Министерство
Российской Федерации |
МНС России |
Управление
Федеральной налоговой |
Управление
ФНС России |
Пенсионный
фонд Российской |
ПФ РФ |
Федеральный
фонд обязательного |
ФФОМС |
Фонд
социального страхования |
ФСС |
Территориальный
фонд обязательного |
ТФОМС |
Конституционный
Суд |
КС РФ |
Верховный Суд Российской Федерации |
ВС РФ |
Высший
Арбитражный Суд |
ВАС РФ |
Федеральный
арбитражный суд |
ФАС Волго-Вятского округа |
Федеральный
арбитражный суд |
ФАС
Восточно-Сибирского |
Федеральный
арбитражный суд |
ФАС
Дальневосточного |
Федеральный
арбитражный суд |
ФАС
Западно-Сибирского |
Федеральный
арбитражный суд |
ФАС Московского округа |
Федеральный
арбитражный суд |
ФАС Поволжского округа |
Федеральный
арбитражный суд |
ФАС
Северо-Западного |
Федеральный
арбитражный суд |
ФАС
Северо-Кавказского |
Федеральный
арбитражный суд |
ФАС Уральского округа |
Федеральный
арбитражный суд |
ФАС Московского округа |
Федеральный
закон от 22.07.2005 |
Закон N 119-ФЗ |
Федеральный
закон от 27.07.2006 |
Закон N 137-ФЗ |
Федеральный
закон от 17.05.2007 |
Закон N 85-ФЗ |
Федеральный
закон от 19.07.2007 |
Закон N 195-ФЗ |
Комментарий к статье 179 НК РФ
"Налогоплательщики"
Исходя из положений пункта 1 статьи 17 НК РФ, определяющего обязательные условия установления налога, законодательное закрепление акциза включает, прежде всего, установление его налогоплательщиков, а также элементов налогообложения.
Определение налогоплательщиков акциза дано в статье 179 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 11 НК РФ установлено, что понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.
Статьей 19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Внимание!
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК РФ.
Рассмотрим каждую категорию налогоплательщиков более подробно.
На основании пункта 2 статьи 11 НК РФ понятие "организация" охватывает как российские организации, так и иностранные. Российскими организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, российские организации являются плательщиками акциза.
Внимание!
Учитывая пункт 1 статьи 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ, понятие юридического лица определяется ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица могут иметь филиалы и представительства, которые согласно статье 55 ГК РФ не являются юридическими лицами.
В статье 83 НК РФ предусмотрено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Частью 2 статьи 19 НК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
МНС России в письме от 02.03.1999 N ВГ-6-18/151@ "О порядке уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов" обратило внимание на то, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками. Соответственно, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов.
Из изложенных положений следует вывод о том, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, выполняя обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов (в том числе и акциза при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами), не являясь налогоплательщиками, не могут быть привлечены к налоговой ответственности. Такой вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.05.2006 N Ф04-3159/2006(22924-А45-40)).
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 13.01.2006 N А11-1079/2005-К2-22/73 отмечает, что организация, являющаяся плательщиком акцизов и имеющая обособленное подразделение, обязана уплачивать акцизы по месту нахождения обособленного подразделения исходя из доли налога, приходящегося на это обособленное подразделение, а также представлять в налоговый орган налоговые декларации по месту нахождения обособленного подразделения.
Внимание!
Пунктом 7 статьи 12 НК РФ определено, что НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Ввиду этого необходимо учитывать следующее.
Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 346.2 НК РФ не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога (специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, глава 26.1 НК РФ).
Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, в силу подпункта 8 пункта 3 статьи 346.12 не вправе применять и упрощенную систему налогообложения (глава 26.2 НК РФ).
Уплата организациями и индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ) не предусматривает их освобождения от уплаты акциза при совершении операций, признаваемых объектом обложения акцизами.
Налогоплательщику, использующему право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ), следует учитывать, что пунктом 7 статьи 346.35 НК РФ установлено, что при выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон N 225-ФЗ), инвестор, в частности, уплачивает акцизы, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 статьи 181 НК РФ (однако следует иметь в виду, что с 01.01.2004 со вступлением в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ пункт 2 статьи 181 НК РФ утратил силу).
А вот при выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 225-ФЗ, инвестор на основании пункта 8 статьи 346.35 НК РФ акцизы не уплачивает.
С определением российских организаций - налогоплательщиков акциза все более-менее ясно. Перейдем к иностранным организациям, которые в силу положений статей 179 и 11 НК РФ также являются плательщиками акциза.
Внимание!
Понятие иностранных организаций также содержится в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Так, иностранными организациями признаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Иностранные организации могут иметь на территории РФ несколько представительств, включая головной офис и дополнительные представительства. Минфин России в письме от 15.11.2006 N 03-08-05 рассмотрел вопрос о правомерности уплаты налогов за представительство иностранной организации с расчетного счета иностранной организации (головного офиса) и указал, что в связи с тем, что представительство иностранной организации самостоятельным юридическим лицом не является и, соответственно, на территории Российской Федерации может не иметь расчетного счета, уплату налогов и других платежей за представительство иностранной организации правомерно осуществлять с расчетного счета иностранного юридического лица. Данные выводы нашли отражение и в судебной практике (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2007 N А13-634/2006-14).
Здесь следует учитывать, что статьей 7 НК РФ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.