ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1960
Скачиваний: 2
КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 23
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 15 июня 2011 года
Ю.М. ЛЕРМОНТОВ
Настоящий комментарий является попыткой проанализировать главу 23 НК РФ и предоставить читателю информацию, необходимую для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Глава 23 НК РФ, регулирующая вопросы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, вступила в силу с 01.01.2001.
Однако за прошедшее с момента введения данной главы НК РФ время в нее постоянно вносились изменения и дополнения, формировалась судебная практика, позиция Минфина России и налоговых органов по отдельным и наиболее спорным вопросам налогообложения. Поэтому в комментарии освещены все наиболее важные последние изменения налогового законодательства.
Комментарий подготовлен таким образом, что к каждой статье приведена только самая важная информация, помогающая понять изложенные в главе 23 НК РФ положения, регулирующие содержащиеся в НК РФ понятия и правоотношения, важные разъяснения Минфина России и налоговых органов, важные судебные решения.
Особенностью данного комментария является точечный характер комментария к каждой статье главы 23 НК РФ - внимание читателя обращено на самые главные, проблемные, моменты применения той или иной нормы.
Также важны и используемые автором смысловые моменты комментария, которые выделяются следующими значками: "Внимание!", "Актуальная проблема", "Официальная позиция", "Арбитражная практика".
Предлагаемый комментарий будет полезен руководителям предприятий, бухгалтерам, аудиторам, налоговым консультантам, сотрудникам налоговых органов, а также широкому кругу читателей, не являющихся специалистами в области налогов и сборов.
Комментарий отличается практической направленностью, подачей и структурой материала, доступным языком. В нем указаны все последние изменения налогового законодательства и недавно принятые нормативные правовые акты, рассмотрены все необходимые позиции Минфина России и налоговых органов, регламентирующие вопросы исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, предоставления налоговых вычетов, предоставления налоговых деклараций, а также другие моменты во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков.
5 августа 2000 года
N 117-ФЗ
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Статья 207. Налогоплательщики
Комментарий к статье 207
В статье 207 НК РФ определяется круг лиц, которые являются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В своем письме от 15.03.2011 N 03-04-06/6-41 Минфин РФ указал, что при направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со статьей 207 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
В случае если в течение налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидентов и остается таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.
Анализируя пункт 2 статьи 207 НК РФ, Минфин России в своем письме от 21.03.2011 N 03-04-05/6-157 разъяснил, что при определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Применение положений статьи 6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Указанный порядок определения налогового статуса физических лиц используется независимо от налогового периода, за который производится такое определение.
В письме от 21.03.2011 N 03-04-05/6-156 официальный орган отметил, что 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации, в течение 12 следующих подряд месяцев.
Дни нахождения за пределами Российской Федерации независимо от цели выезда не учитываются, за исключением случаев, прямо предусмотренных Кодексом (краткосрочное (менее шести месяцев) лечение или обучение).
До момента, пока время нахождения физического лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, такое лицо не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 225 НК РФ подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов.
Если на дату получения дохода физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, указанные доходы в соответствии с пунктом 1 статьи 224 НК РФ подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.
Окончательный налоговый статус физического лица за налоговый период устанавливается по его итогам, и соответственно определяется порядок налогообложения доходов этого лица, полученных за данный налоговый период.
При окончательном определении налогового статуса физического лица производится перерасчет сумм налога в связи с изменением его налогового статуса с начала налогового периода, в котором произошло такое изменение.
Аналогичная позиция содержится в письме Минфина РФ от 26.03.2010 N 03-04-06/51.
Внимание!
В связи с указанной формулировкой у налоговых агентов часто возникали вопросы о том, являются ли резидентами работники, направленные в долгосрочную командировку в другую страну на срок более 183 календарных дней.
Помимо этого, много сложностей возникало при обложении налогом на доходы физических лиц выплачиваемых доходов работнику за конкретный период, когда изменялся статус резидентства. Многочисленные разъяснения финансового и налогового органов не делали ситуацию проще (см. например, письма Минфина России от 22.04.2009 N 03-04-06-01/105, от 20.04.2009 N 03-04-06-01/98, Управления ФНС по г. Москве от 30.01.2009 N 18-15/3/007427@).
Для преодоления данной ситуации необходимо уточнить определение налогового резидентства физических лиц, в перспективе возможно предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица. Также предполагается внесение в главу 23 НК РФ инструмента предварительного резидентства, в соответствии с которым при определенных условиях физическое лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Невыполнение указанных условий при этом влечет за собой возврат к общим правилам определения налогового резидентства с перерасчетом налога. Реализация данного предложения позволит в определенных случаях взимать налог на доходы физических лиц с момента получения дохода по ставке 13 процентов.
Минфин России разъяснил, что НК РФ не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.
В случае если по итогам налогового периода срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации будет составлять не менее 183 дней, данное лицо независимо от его гражданства будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы в виде пенсии, полученной от российского негосударственного пенсионного фонда, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
Если физическое лицо по итогам налогового периода не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации, то есть срок его нахождения на территории Российской Федерации будет составлять менее 183 дней, его доходы от источников в Российской Федерации в виде сумм пенсии подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина РФ от 17.06.2010 N 03-04-05/6-331).
Учитывая изложенное, следует, что при определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период.
Кроме того, необходимо отметить, что при определении статуса физического лица в качестве налогового резидента РФ не имеет значения наличие либо отсутствие у физического лица гражданства РФ.
Исходя из этого налоговыми резидентами РФ также могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.
Судебная практика.
На практике между налоговыми органами и налогоплательщиками имеются споры, в частности о том, будет ли учитываться при определении налогового статуса физического лица в качестве налогового резидента РФ день въезда в Российскую Федерацию?
Согласно официальной позиции, изложенной в письме от 29.12.2010 N 03-04-06/6-324, при определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Однако арбитражные суды придерживаются иного мнения.
Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 11.03.2010 N А54-3126/2009С4 пришел к выводу, с учетом положений статьи 6.1 НК РФ, что при определении налогового статуса физического лица не учитывается день въезда на территорию Российской Федерации.
В письме от 19.07.2010 N 03-04-05/6-401 контролирующий орган заметил, что НК РФ не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.
Анализируя пункт 3 статьи 207 НК РФ, Минфин России в письме от 09.12.2010 N 03-04-06/6-296 разъяснил, что специального порядка определения налогового статуса в отношении сотрудников организации, исполняющих трудовые обязанности по обслуживанию военной техники за пределами Российской Федерации, НК РФ не предусмотрено и налоговый статус указанных лиц определяется в общем порядке.
Как отметил Минфин России, специального порядка определения налогового статуса в отношении физических лиц - членов семей сотрудников органов государственной власти, командированных на работу за пределы Российской Федерации, пункт 3 статьи 207 НК РФ не содержит. Налоговый статус данных лиц определяется в общем порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ (см. письмо от 23.12.2009 N 03-04-05-01/1019).
В своем письме от 26.08.2009 N 03-04-05-01/662 Минфин России пояснил, что специального порядка определения налогового статуса иных лиц, направляемых для работы за пределы Российской Федерации, в том числе в составе дипломатических представительств, консульских учреждений и торговых представительств Российской Федерации, статья 207 НК РФ не содержит. Налоговый статус таких лиц определяется в общем порядке с учетом пункта 2 статьи 207 НК РФ.
А в письме от 24.12.2009 N 20-20/3/3508 финансовое ведомство указало на то, что если вольнонаемные граждане различных государств, работающие в воинских формированиях ОГРВ, получают вознаграждение за работу на территории иностранного государства, то такие доходы относятся к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
Таким образом, указанные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают вознаграждение за работу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами Российской Федерации, не относящееся к доходам от источников в России.
Следовательно, данные физические лица не являются плательщиками налога на доходы физических лиц в России.
Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации
Комментарий к статье 208
Статья 208 НК РФ определяет доходы для целей исчисления налога на доходы физических лиц.
Доходы для целей исчисления налога на доходы физических лиц классифицируются на:
- доходы от источников в Российской Федерации;
- доходы от источников за пределами Российской Федерации.
Анализируя подпункт 1 пункта 1 статьи 208 НК РФ, Минфин России в письме от 30.11.2010 N 03-04-06/2-275 пояснил, что дивиденды, выплачиваемые российской организацией физическому лицу, не являющемуся налоговым резидентом Российской Федерации, являются объектом налогообложения в Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 224 НК РФ установлено, что доходы в виде дивидендов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 15 процентов.
При этом статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В письме от 27.08.2010 N 20-14/3/090413@ финансовое ведомство указало, что доход, полученный при осуществлении инвестиций на фондовом рынке стран Европейского сообщества, составляющими которого являются доход от сделок с ценными бумагами и дивиденды, относится к доходу, полученному от источников за пределами РФ, и подлежит налогообложению в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту своего учета по окончании налогового периода.