Файл: НК_1_комм_Борисов_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3305

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


(в ред. Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ)


(постатейный)


А.Н. БОРИСОВ


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:


Борисов Александр Николаевич, бухгалтер, финансист, юрист, специалист по налоговому праву.

В 1993 г. с отличием окончил Ярославское высшее военное финансовое училище, в 2001 г. - Московскую государственную юридическую академию. До 2003 г. - начальник службы документальных проверок регионального Управления ФСНП России. В настоящее время - директор крупной юридической фирмы.

Автор более тридцати комментариев к федеральному законодательству (в том числе к Налоговому кодексу РФ), а также книг по бухгалтерскому и налоговому учету.


31 июля 1998 года N 146-ФЗ




НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Принят

Государственной Думой

16 июля 1998 года


Одобрен

Советом Федерации

17 июля 1998 года


(в ред. Федеральных законов

от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ,

от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001),

от 28.12.2001 N 180-ФЗ,

от 29.12.2001 N 190-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,

Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ,

Федеральных законов от 06.06.2003 N 65-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.07.2003 N 104-ФЗ,

от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 01.07.2005 N 78-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами от 30.03.1999

N 51-ФЗ, от 31.07.1998 N 147-ФЗ (ред. 09.07.2002),

Определением Конституционного Суда РФ

от 06.12.2001 N 257-О)


Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ И ИНЫЕ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ


Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах


Комментарий к статье 1


1. Как установлено п. 1 ст. 1 Кодекса, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В пункте 1 ст. 1 Кодекса идет речь о совокупности законодательных актов федерального уровня, в то время как согласно п. 6 комментируемой статьи в тексте Кодекса под законодательством о налогах и сборах понимаются и другие нормативные правовые акты, в частности законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Следует отметить, что и сам Кодекс представляет из себя ни что иное, как федеральный закон, который принят Государственной Думой 16 июля 1998 г., одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. и подписан Президентом РФ 31 июля 1998 г. за N 146-ФЗ.

Порядок принятия федеральных законов установлен Конституцией РФ:

право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также КС России, ВС России и ВАС России по вопросам их ведения (ч. 1 ст. 104). Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч. 2 ст. 104). Согласно ч. 3 ст. 104 законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ;


федеральные законы принимаются Государственной Думой (ч. 1 ст. 105). Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 105). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105). Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ч. 4 ст. 105). В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 5 ст. 105);

в соответствии с п. "б" ст. 106 принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации;

принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ч. 1 ст. 107). Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ч. 2 ст. 107). Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107).

2. Кодекс согласно п. 2 его ст. 1 устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Норма п. 2 комментируемой статьи основана на положении ч. 3 ст. 75 Конституции РФ о том, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В пункте 2 комментируемой статьи также указаны элементы системы налогов и сборов и общие принципы налогообложения и сборов, установленные Кодексом, в отношении чего следует отметить следующее:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, указаны в гл. 2 "Система налогов и сборов в Российской Федерации" Кодекса;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов установлены гл. 8 "Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов" Кодекса;


3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов установлены гл. 1 "Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах" Кодекса;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установлены гл. 3 "Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты" и гл. 5 "Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц" Кодекса;

5) формы и методы налогового контроля установлены гл. 14 "Налоговый контроль" Кодекса;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений установлена гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" Кодекса;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц установлен гл. 19 "Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц" Кодекса.

3. Действие Кодекса в соответствии с п. 3 его ст. 1 распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом.

4. В соответствии с п. 4 ст. 1 Кодекса законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, которые приняты в соответствии с Кодексом.

Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации установлен Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ) <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2003. N 27. Ч. 2. Ст. 2709.


В соответствии с подп. "д" п. 2 ст. 5 указанного Федерального закона законом субъекта Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания.

Согласно п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может быть менее двадцати календарных дней.


В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Согласно п. 4 указанной статьи проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 5 этой же статьи установлено, что если в случае в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации требуется одобрение принятого закона субъекта Российской Федерации другой палатой, такой закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты. В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта Российской Федерации, отклоненный закон субъекта Российской Федерации считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.

5. Согласно п. 5 ст. 1 Кодекса нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Кодексом.

В части 1 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <*> установлено, что в систему муниципальных правовых актов входят:

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.


1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.


В статье 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено следующее в отношении подготовки муниципальных правовых актов:

проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования (ч. 1 ст. 46);

порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (ч. 2 ст. 46).

6. В пункте 6 ст. 1 Кодекса установлено, что указанные в комментируемой статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте Кодекса "законодательство о налогах и сборах". Соответственно, в тексте Кодекса понятие законодательства используется в широком понимании: под законодательством понимаются как федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, так и нормативные правовые акты органов муниципальных образований.


Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах


Комментарий к статье 2


В части 1 ст. 2 Кодекса выделены две составляющие отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, т.е. налоговых правоотношений:

властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основываясь на норме ч. 1 комментируемой статьи, Пленум ВАС России в п. 1 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 указал, что Кодекс не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 части первой ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.