ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3368
Скачиваний: 2
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 33. Ст. 3967.
На федеральном законодательном уровне порядок издания нормативных правовых актов регулируется: актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", муниципальных правовых актов - Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Пунктом 2 ст. 4 Кодекса установлено, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы по вопросам налогов и сборов издавать нормативные правовые акты права не имеют.
Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, являются ФНС России и ФТС России соответственно (см. комментарии к ст. 30 и 34 Кодекса).
В пункте 12 Постановления Пленума ВС России от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" <*> разъяснено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
--------------------------------
<*> Российская газета. N 15. 2003. 25 января.
Как указал КС России в Определении от 5 ноября 2002 г. N 319-О <*>, положение ст. 4 Кодекса, рассматриваемое во взаимосвязи со ст. 137 и 138 Кодекса, не препятствует обжалованию в судебном порядке актов МНС России, если по своему содержанию они порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам; при рассмотрении подобных дел суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, кому адресован обжалуемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав; иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ (см. комментарий к ст. 137 Кодекса).
--------------------------------
<*> Вестник КС РФ. 2003. N 2.
МНС России в письме от 12 апреля 2004 г. N САЭ-6-02/135@ <*> указало, что МНС России был разработан ряд методических рекомендаций по применению глав части второй Кодекса для обеспечения единообразного применения норм Кодекса и осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Методические рекомендации, разработанные для обеспечения единой методологии порядка исчисления и уплаты налогов, не являются нормативными документами, обязательными для выполнения налогоплательщиками. В этой связи МНС России запретило налоговым органам при подготовке решений по итогам контрольной работы ссылаться на упомянутые методические рекомендации.
--------------------------------
<*> Налогообложение. 2004. N 4.
Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
Комментарий к статье 5
1. В части 3 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" <*> федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Пункт 1 ст. 5 Кодекса устанавливает специальные правила вступления актов законодательства о налогах и сборах в силу:
акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, указанных ниже;
акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, указанных ниже.
В части 1 ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Кодексом.
Как разъяснил Пленум ВАС России в п. 3 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. Федерального закона от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ <*>) официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5124.
2. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
На основе указанного конституционного положения в п. 2 ст. 5 Кодекса установлено, что не могут иметь обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:
устанавливающие новые налоги и (или) сборы;
повышающие налоговые ставки, размеры сборов;
устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
3. В соответствии с п. 3 ст. 5 Кодекса имеют обратную силу акты законодательства о налогах и сборах:
устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
Пленум ВАС России в п. 5 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал судам при применении норм об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах учитывать, что п. 3 комментируемой статьи придает обратную силу не любым актам, улучшающим положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а лишь тем из них, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав названных выше лиц. При этом к нормам, устанавливающим дополнительные гарантии защиты прав, могут быть отнесены, в частности, п. 7 ст. 3, ст. 6, 108, 109, 111, п. 1 ст. 112, ст. 115 Кодекса.
4. Пункт 4 ст. 5 Кодекса допускает, что могут иметь обратную силу акты законодательства о налогах и сборах:
отменяющие налоги и (или) сборы;
снижающие размеры ставок налогов (сборов);
устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
Указанные акты могут иметь обратную силу, только в случае, если об этом прямо указано в самих актах.
5. Положения ст. 5 Кодекса о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени согласно ее п. 5 распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу
Комментарий к статье 6
1. В пункте 1 ст. 6 Кодекса указаны обстоятельства, при наличии которых нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими Кодексу.
Положения п. 1 комментируемой статьи основаны на правилах ст. 4 Кодекса о принятии нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами. В частности на правилах о том, что нормативные правовые акты о налогах и сборах издают уполномоченные на то органы, в пределах своей компетенции. Правовые акты о налогах и сборах издаются только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 4 Кодекса).
2. Согласно п. 2 ст. 6 Кодекса наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, является основанием для признания нормативного правового акта о налогах и (или) сборах не соответствующим Кодексу.
3. В соответствии с п. 3 ст. 6 Кодекса признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке. Кодексом может быть предусмотрено иное.
Дела такой категории рассматриваются: арбитражными судами - в порядке, предусмотренном гл. 23 "Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов" АПК РФ, судами общей юрисдикции - в порядке, предусмотренном гл. 24 "Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части" ГПК РФ (см. комментарий к ст. 142 Кодекса).
Пункт 3 комментируемой статьи также предусматривает, что Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
Полномочие Правительства РФ отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов закреплено в ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
4. Согласно п. 4 ст. 6 Кодекса в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом РФ.
Как установлено п. 3 ст. 6 Таможенного кодекса РФ, нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим Таможенному кодексу РФ, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с Таможенным кодексом РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные Таможенным кодексом РФ;
3) изменяет установленные Таможенным кодексом РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации, иных лиц, обязанности которых установлены Таможенным кодексом РФ;
4) изменяет содержание понятий, определенных в Таможенном кодексе РФ, либо если эти понятия используются в ином значении, чем в Таможенном кодексе РФ.
Согласно п. 4 ст. 6 Таможенного кодекса РФ нормативные правовые акты в области таможенного дела признаются не соответствующими Таможенному кодексу РФ при наличии хотя бы одного из указанных выше обстоятельств. Признание нормативного правового акта не соответствующим Таможенному кодексу РФ осуществляется в судебном порядке.
Статья 6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
Комментарий к статье 6.1
В статье 6.1 Кодекса определен порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Положения комментируемой статьи установлены во многом по аналогии с правилами гл. 11 части первой ГК РФ об исчислении сроков, установленных гражданским законодательством, гражданско-правовой сделкой и судом.
Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Как указано в п. 4 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, направленного информационным письмом Президиума ВАС России от 11 января 2002 г. N 66 <*>, в силу ст. 190 ГК РФ срок может определяться указанием лишь на такое событие, которое должно неизбежно наступить, то есть не зависит от воли и действий сторон.
--------------------------------
<*> Вестник ВАС РФ. 2002. N 3.
В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Статьей 192 ГК РФ установлено следующее в отношении окончания срока, определенного периодом времени:
срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. К сроку, определенному в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами (п. 1 ст. 192);
к сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года (п. 2 ст. 192);
срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192);