Файл: НК_1_комм_Горшкова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3074

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЦЕНТР МЕТОДОЛОГИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


КОММЕНТАРИЙ К НАЛОГОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЯМ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ)


Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 17 марта 2010 года


Под редакций Л.Л. ГОРШКОВОЙ


Авторский коллектив


Горшкова Л.Л. - руководитель Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения.

Борисов Ю.К. - заместитель руководителя Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения - начальник отдела прикладных проектов.

Кудрявцева А.Л. - начальник отдела консультационно-разъяснительной работы Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения.

Годунова Н.С. - главный специалист отдела прикладных проектов Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения.


Информация об авторе


Горшкова Лидия Львовна

Окончила Российскую экономическую академию имени Г.В. Плеханова.

Специальность - экономист.

С 1982 - по 2007 г. - работала в различных организациях на должностях финансового профиля, в том числе руководящих.

С 2007 года по настоящее время возглавляет Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения, где под ее руководством осуществляется широкий спектр прикладных научных исследований и работ в сфере гражданского, налогового, бюджетного, земельного законодательства и бухгалтерского учета, анализ и обобщение судебной арбитражной практики для нужд государственных органов (Совет Федерации Федерального Собрания, мэрия Москвы, Федеральная антимонопольная служба), а также ведущих консалтинговых, информационных компаний, издательств профессиональной литературы (справочно-правовая система "КонсультантПлюс", информационно-правовая система "Кодекс", издательство "Гросс-Медиа", издательский дом "Советник бухгалтера", издательство "Статут", издательский дом "Финансы и кредит", журнал "Аудит и налогообложение", журнал "Все о налогах", журнал "Налоговый учет для бухгалтера", журнал "Налоговые споры: теория и практика", Финансовая газета, журнал "Бухгалтерский вестник", издательский дом "Образование плюс", специализированный сайт "Klerk.ru", специализированный центр правовой информации "Правовест" и др.).

Л.Л. Горшкова является автором более 50 публикаций по вопросам налогового, гражданского, бюджетного и др. отраслям законодательства.


ВВЕДЕНИЕ


Дорогу осилит идущий.


Народная пословица


Добрый день, читатель!


Настоящий комментарий является попыткой проанализировать весь Налоговый кодекс, обе его части, и предоставить читателю информацию, действительно необходимую для целей исчисления и уплаты всех установленных НК РФ налогов и сборов.

За прошедшее с момента введения первой части НК РФ во все положения Кодекса постоянно вносились изменения и дополнения, формировалась судебная практика, позиция Минфина России и налоговых органов по отдельным и наиболее спорным вопросам налогообложения.


Разобраться во всех тонкостях налогообложения бухгалтеру, юристу и руководителю нелегко, а зачастую просто некогда.

Комментарий подготовлен таким образом, что к каждой статье приведена только самая важная информация, помогающая понять изложенные в НК РФ положения - подзаконные нормативные правовые акты, принятые во исполнение предписаний НК РФ, иные законы, регулирующие упоминающиеся в НК РФ понятия и правоотношения, важные разъяснения Минфина и ФНС России, ключевые судебные решения.

Отличительной особенностью настоящего комментария является точечный характер комментария к каждой статье НК РФ - внимание читателя обращено на самые главные, проблемные, моменты применения той или иной нормы.

Приведенные к каждой статье комментарии доступным каждому языком акцентируют внимание на основных положениях рассматриваемых положений НК РФ и приводят информацию, без которой применение любой закрепленной в Кодексе нормы было бы невозможно.

Комментарий отличается практической направленностью, в нем указано на все последние изменения налогового законодательств и недавно принятые нормативные правовые акты, рассмотрены все необходимые приказы Минфина и налоговых органов, регламентирующие вопросы представления налоговых деклараций, иных обязательных для представления документов, направления налогоплательщикам разнообразных требований, а также другие моменты во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков.

Авторский коллектив Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения надеется, что предлагаемый комментарий будет полезен руководителям предприятий, бухгалтерам, аудиторам, налоговым консультантам, сотрудникам налоговых органов, а также широкому кругу читателей, не являющихся специалистами в области налогов и сборов.

Авторский коллектив будет благодарен за любые предложения и замечания по высказанным в комментарии позициям (info@cmbn.ru).


Руководитель Центра методологии

бухгалтерского учета и налогообложения

Л.Л.Горшкова


31 июля 1998 года N 146-ФЗ




НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ,

от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 05.08.2000 N 118-ФЗ

(ред. 24.03.2001), от 28.12.2001 N 180-ФЗ,

от 29.12.2001 N 190-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ,

Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ,

Федеральных законов от 06.06.2003 N 65-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.07.2003 N 104-ФЗ,

от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,

от 01.07.2005 N 78-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ,

от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ,

от 30.12.2006 N 265-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ,

от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ,

от 17.05.2007 N 84-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ,

от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 24.11.2008 N 205-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ,

от 19.07.2009 N 195-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ,

от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 25.11.2009 N 281-ФЗ,

от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 17.12.2009 N 318-ФЗ,

от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 29.12.2009 N 383-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами от 30.03.1999


N 51-ФЗ, от 31.07.1998 N 147-ФЗ (ред. 09.07.2002),

Определением Конституционного Суда РФ от

06.12.2001 N 257-О,

Постановлением Конституционного Суда РФ

от 17.03.2009 N 5-П)


Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ И ИНЫЕ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ


Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах


Комментарий к статье 1


В пункте 1 статьи 1 НК РФ содержится исключительно важное правило о том, что только НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах образуют законодательство о налогах и сборах. Данное правило учитывается при разрешении самых разных вопросов: от того, могут ли нормы о бухгалтерском учете рассматриваться как часть налогового законодательства, до того, что состав расходов юридического лица, принимаемых к вычету для целей налогообложения, не может регламентироваться неналоговым законодательством, в частности нормами Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (см., например, письмо Минфина России от 20.07.2004 N 03-03-03/138).

Пункт 2 статьи 1 НК РФ закрепляет перечень вопросов, подлежащих регулированию НК РФ. Это означает, что указанное в данной норме иным нормативным правовым актом (в том числе федеральным законом) устанавливаться не может.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 НК РФ его действие распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию налога, то есть на налоговые правоотношения (см., например, письма Минфина России от 14.06.2005 N 03-05-01-04/191 и Управления ФНС России по г. Москве от 07.10.2005 N 28-10/72394).


Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах


Комментарий к статье 2


Положения статьи 2 НК РФ четко определяют круг общественных отношений, регулируемых налоговым законодательством. Это позволяет отграничить налоговые правоотношения от имущественных, регулируемых ГК РФ, бюджетных, регулируемых БК РФ и т.д.

При применении статьи 2 НК РФ следует учитывать разъяснения Пленума ВАС РФ, изложенные в пункте 2 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ".


Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах


Комментарий к статье 3


В статье 3 НК РФ закреплены основные, руководящие начала налогового законодательства таким образом, что все остальные положения НК РФ им должны соответствовать.

Применение налогового законодательства по аналогии противоречит положениям статьи 3 НК РФ.

Приведенная в пункте 7 статьи 3 НК РФ норма позволяет судить о том, что в налоговых правоотношениях закреплен принцип добросовестности налогоплательщика и обоснованной налоговой выгоды.

В связи с этим на практике возникает проблема "недобросовестности" налогоплательщиков и признания налоговой выгоды необоснованной.


По данному вопросу следует руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".


Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах


Комментарий к статье 4


В статье 4 НК РФ определен перечень участников налоговых правоотношений, которые в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

При этом указанные правовые акты могут издаваться только в случае прямого указания на это в законодательстве о налогах и сборах, при этом они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

При применении статьи 4 НК РФ следует учитывать, что письменные разъяснения Минфина России, т.е. федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (Положение о Минфине России, утвержденное Постановлением Правительства России от 30.06.2004 N 329), предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, не являются нормативными правовыми актами.

Минфин России в письме от 24.02.2010 N 03-04-05/10-67, рассматривая вопрос о том, можно ли трактовать в арбитражном суде, суде общей юрисдикции письма Минфина России как официальный комментарий к НК РФ и должны ли они для этих целей быть опубликованы в средствах массовой информации, изложил, что разъяснения Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) не подлежат обязательному официальному опубликованию. Размещение письменных разъяснений Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования.


Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени


Комментарий к статье 5


Положения статьи 5 НК РФ несут важную роль, предоставляя компетентным органам право изменять нормативные правовые акты о налогах и сборах и одновременно обеспечивая гарантии налогоплательщиков на соответствующее Конституции РФ изменение налогового бремени.

При применении данной статьи следует принимать во внимание Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания", Постановление КС РФ от 24.10.1996 N 17-П, а также Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4.


Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу



Комментарий к статье 6


В статье 6 НК РФ приведены основания для признания, в том числе в судебном порядке, нормативных правовых актов о налогах и сборах не соответствующими НК РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 34 АПК РФ ВАС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Аналогичная норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 ГПК РФ применительно к ВС РФ об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.


Статья 6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах


Комментарий к статье 6.1


Статья 6.1 НК РФ устанавливает правила исчисления сроков, установленных налоговым законодательством.

Соблюдение норм данной статьи представляет исключительную важность для всех налогоплательщиков, поскольку законодательство о налогах и сборах самым непосредственным образом связано с фактором времени: с определенными моментами или периодами времени налоговое законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений, необходимость совершения предусмотренных законом действий и т.д.

При этом данная статья не определяет порядок исчисления сроков, установленных нормативными правовыми актами, не входящими в налоговое законодательство (см., например, письмо Минфина России от 20.11.2008 N 03-02-08/24).


Статья 7. Действие международных договоров по вопросам налогообложения


Комментарий к статье 7


Положения статьи 7 НК РФ необходимо рассматривать в непосредственной связи с нормами части 4 статьи 15 Конституции РФ: положения международного договора РФ имеют приоритет над нормами национального налогового законодательства.

Международные договора в области налогообложения бывают трех основных типов:

- соглашения об избежании двойного налогообложения (например, Конвенция от 13.04.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал);

- соглашения о взаимодействии в налоговой сфере (например, Соглашение о взаимодействии государств - участников Содружества Независимых Государств по сближению механизма налогообложения на железнодорожном транспорте (Москва, 10.03.2000);

- соглашения в области косвенного налогообложения (например, Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг).