Файл: КоАП_комм_Липатов_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5363

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Под редакцией

Э.Г. ЛИПАТОВА и С.Е. ЧАННОВА


Рецензент:


Дворецкий Владимир Ричардович, начальник юридического отдела ОАО "Московская городская реклама".


Авторский коллектив:


Велиева Джамила Сейфаддиновна, кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой конституционного права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина - комментарии к статьям 5.1 - 5.26, 5.38, 5.39, 5.45 - 5.52, 5.56, 8.5.

Ермакова Анна Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина - комментарии к статьям 12.1 - 12.37, 16.1 - 16.23, 28.1 - 28.9.

Капитанец Юлия Владимировна, кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой конституционного права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина - комментарии к статьям 15.1 - 15.10, 15.14 - 15.16, 15.18 - 15.24, 15.26 - 15.28.

Колоколов Алексей Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового, земельного и экологического права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина - комментарии к статьям 8.1 - 8.4, 8.6 - 8.41.

Липатов Эдуард Георгиевич, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина - комментарии к статьям 1.1 - 1.7, 18.15, 19.1 - 19.27, 20.1 - 20.28, 24.1 - 24.7, 25.1 - 25.14, 29.1 - 29.13.

Плещева Марина Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина - комментарии к статьям 18.1 - 18.14.

Пресняков Михаил Вячеславович, кандидат философских наук, заместитель заведующего кафедрой трудового, земельного и экологического права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина - комментарии к статьям 5.27 - 5.37, 5.40 - 5.44, 5.53, 5.54, 5.55, 10.1 - 10.14.

Пустыгин Антон Николаевич, магистр права, практикующий юрист, специалист компании "Юридический отдел" - комментарии к статьям 15.11 - 15.13, 15.17, 15.25.

Сапожникова Ольга Алексеевна, преподаватель кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина - комментарии к статьям 17.10 - 17.13, 21.1 - 21.7.

Свечникова Ирина Васильевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина - комментарии к статьям 7.1 - 7.33, 11.1 - 11.29, 14.1 - 14.33.

Филатова Анна Валериевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина - комментарии к статьям 3.1 - 3.12, 4.1 - 4.7, 6.1 - 6.15, 9.1 - 9.14, 18.16, 30.1 - 30.11, 31.1 - 31.11, 32.1 - 32.12.

Чаннов Сергей Евгеньевич, кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина - комментарии к статьям 2.1 - 2.10, 13.1 - 13.24, 17.1 - 17.9, 18.17, 22.1 - 22.3, 23.1 - 23.67, 26.1 - 26.11, 27.1 - 27.17.


Шевчук Геннадий Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права" - комментарии к статьям 12.21.1, 12.21.2, 12.36.1, 28.1.1.


30 декабря 2001 года N 195-ФЗ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


(в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N 41-ФЗ,

от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 130-ФЗ,

от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,

от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ,

от 04.07.2003 N 103-ФЗ, от 11.11.2003 N 138-ФЗ,

от 11.11.2003 N 144-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,

от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ,

от 09.05.2004 N 37-ФЗ, от 26.07.2004 N 77-ФЗ,

от 28.07.2004 N 93-ФЗ, от 20.08.2004 N 114-ФЗ,

от 20.08.2004 N 118-ФЗ, от 25.10.2004 N 126-ФЗ,

от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 28.12.2004 N 187-ФЗ,

от 30.12.2004 N 211-ФЗ, от 30.12.2004 N 214-ФЗ,

от 30.12.2004 N 219-ФЗ (ред. 21.03.2005),

от 07.03.2005 N 14-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ,

от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 21.03.2005 N 21-ФЗ,

от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

от 18.06.2005 N 66-ФЗ, от 02.07.2005 N 80-ФЗ,

от 02.07.2005 N 82-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ,

от 21.07.2005 N 113-ФЗ, от 22.07.2005 N 120-ФЗ,

от 27.09.2005 N 124-ФЗ, от 05.12.2005 N 156-ФЗ,

от 19.12.2005 N 161-ФЗ, от 26.12.2005 N 183-ФЗ,

от 27.12.2005 N 193-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,

от 05.01.2006 N 7-ФЗ, от 05.01.2006 N 10-ФЗ,

от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.03.2006 N 30-ФЗ,

от 16.03.2006 N 41-ФЗ, от 15.04.2006 N 47-ФЗ,

от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 08.05.2006 N 65-ФЗ,

от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 03.06.2006 N 78-ФЗ,

от 03.07.2006 N 97-ФЗ, от 18.07.2006 N 111-ФЗ,

от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 26.07.2006 N 133-ФЗ,

от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 27.07.2006 N 139-ФЗ,

от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ,

от 03.11.2006 N 181-ФЗ, от 03.11.2006 N 182-ФЗ,

от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ,

от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 29.12.2006 N 262-ФЗ,

от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 30.12.2006 N 270-ФЗ,

от 09.02.2007 N 19-ФЗ, от 29.03.2007 N 39-ФЗ,

от 09.04.2007 N 44-ФЗ, от 09.04.2007 N 45-ФЗ,

от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 07.05.2007 N 66-ФЗ,

от 10.05.2007 N 70-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ,

от 19.07.2007 N 141-ФЗ, от 24.07.2007 N 204-ФЗ,

от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ,

от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ,

от 27.11.2007 N 273-ФЗ, от 01.12.2007 N 304-ФЗ,

от 06.12.2007 N 333-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом

от 24.07.2007 N 212-ФЗ)


Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ


Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях


Комментарий к статье 1.1


1. Часть первая настоящей статьи посвящена не просто законодательству об административных правонарушениях, а целостной системе законодательства. Если законодательство - это простая совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих ту или иную группу общественных отношений, то система законодательства - это принципиально иное качество организации нормативно-правового материала. Система законодательства призвана, прежде всего, отражать национально-государственное устройство страны, распределение полномочий между центром и регионами, особенно актуально это для федеративных государств. Система законодательства складывается из нормативно-правовых актов в соответствии с их юридической силой и компетенцией принимающих их органов государственной власти. В основе системы законодательства должен лежать принцип субординации и взаимодополняемости нормативно-правового материала.


Все эти подходы нашли отражение при конструировании части первой настоящей статьи. Федеративное устройство России четко выражено в структурных компонентах системы законодательства об административных правонарушениях. Она состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные акты в своей совокупности образуют целостную и непротиворечивую систему. Данная целостность обеспечивается тем требованием, что законы субъектов Российской Федерации должны приниматься в соответствии с КоАП РФ. Такое положение отражает иерархию двух уровней государственной власти в России (федеральной и региональной) и характер распределения полномочий между ними. Ведь административное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленным в ст. 72. А статья 76, часть 2, гласит, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. То есть мы видим, что комментируемая статья в полной мере воспроизводит закрепленный в Конституции РФ способ распределения полномочий по правовому регулированию предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Внимательный анализ части первой настоящей статьи и ст. 72 Конституции РФ, посвященной совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ставит вопрос о том, можно ли рассматривать законодательство об административных правонарушениях как часть административного законодательства, а следовательно, как предмет совместного ведения центра и регионов. Такой вопрос обусловлен тем, что мы не имеем нормативно закрепленного понятия административного законодательства. В данном случае мы исходим из содержания предметной области административного законодательства. Из самого словосочетания "административное законодательство" следует, что эта отрасль законодательства должна регулировать сферу государственного управления. Указ Президента РФ N 511 от 15 марта 2000 г. "О классификаторе правовых актов" содержит раздел "Основы государственного управления". Одной из частей этого раздела является "Административные правонарушения и административная ответственность". Такое нормативное положение позволяет нам сделать вывод, что законодательство об административных правонарушениях должно выступать частью законодательства о государственном управлении, то есть административного законодательства.

В качестве сравнения хотелось бы отметить, что в предыдущем Указе Президента РФ - от 16.12.1993 N 2171 "Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства" - вообще не было упоминания об административном законодательстве, и не использовалось ни какое иное схожее с этим понятие.


Кроме этого, мы разделяем ту позицию, что административное законодательство является внешней формой выражения и объективирования отрасли административного права. А в предмет регулирования норм административного права входят отношения, связанные с привлечением к административной ответственности за совершение административных правонарушений. Поэтому представляется обоснованной та позиция, в соответствии с которой законодательство об административных правонарушениях рассматривается как часть административного законодательства.

2. Часть 2 настоящей статьи говорит о том, что КоАП РФ является органичной частью отечественной правовой системы. Здесь воспроизводится несколько важных конституционных положений, составляющих основу конституционного строя. Во-первых, это положение части первой статьи 15 Конституции РФ, которая гласит, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Во-вторых, это часть четвертая той же статьи, в которой установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Использование в комментируемой статье вышеуказанных положений Конституции РФ является гарантией соответствия норм КоАП РФ общечеловеческим ценностям и гуманитарным достижениям.


Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях


Комментарий к статье 1.2


1. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются, во-первых, защита от административных правонарушений, а во-вторых, предупреждение данного вида правонарушений. Предметом защиты является группа общественных отношений, складывающаяся между физическими лицами, предприятиями, учреждениями, с одной стороны, и органами исполнительной власти по поводу использования прав различными субъектами общества (гражданами, организациями), осуществления различных видов деятельности.

2. Законодательство об административных правонарушениях направлено на защиту установленного порядка (организации) осуществления физическими и юридическими лицами их прав. Поэтому Особенная часть комментируемого Кодекса, предусматривающая ответственность за конкретные виды правонарушений, делится в зависимости от характера и природы нарушаемых организационных процедур. Она содержит разделы, предусматривающие ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, административные правонарушения в области охраны собственности, правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в промышленности, строительстве и энергетике и т.д. В основе данного деления лежит однородность организационно-управленческих норм, защита которых и выступает в качестве важнейшей задачи законодательства об административных правонарушениях.



Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях


Комментарий к статье 1.3


1. Система законодательства об административных правонарушениях состоит из двух элементов (настоящего Кодекса и законов субъектов Российской Федерации), которые призваны отразить иерархию и взаимодействие двух уровней государственной власти Российской Федерации. Наличие двух субъектов правового регулирования круга общественных отношений, связанных с привлечением к административной ответственности, обусловлено характером распределения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Законодательство об административных правонарушениях следует отнести к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 72 Конституции РФ не упоминает о законодательстве об административных правонарушениях, она говорит об административном законодательстве. Однако представляется логичным рассматривать законодательство об административных правонарушениях как часть административного законодательства, так как именно там содержатся санкции за нарушение норм и правил управления.

Конституция РФ предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Настоящий Кодекс и относится как раз к группе законов, принятых по предметам совместного ведения. Конституция РФ не содержит ограничений для правового регулирования Российской Федерацией предметов совместного ведения. Настоящий Кодекс относит к ведению Российской Федерации те юридические средства, которые позволяют сохранить целостность системы законодательства об административных правонарушениях, необходимую субординацию и координацию нормативных правовых актов. Часть первая настоящей статьи относит к ведению Российской Федерации общие понятия законодательства, те положения, которые составляют Общую часть настоящего Кодекса.

Предметная область установления Российской Федерацией административной ответственности характеризуется двумя критериями. Во-первых, административная ответственность устанавливается по вопросам, имеющим федеральное значение. Во-вторых, административная ответственность устанавливается за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Второе положение связано с полномочиями Российской Федерации в сфере совместного ведения и их административно-правовой защитой. И, наконец, к ведению Российской Федерации относится установление порядка, процесса привлечения к административной ответственности. Данные положения позволяют настоящему закону быть не только актом прямого действия, но и модельным нормативным актом, в рамках и на основе которого могут приниматься законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.