ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3917
Скачиваний: 10
КОММЕНТАРИЙ
К КОДЕКСУ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 31 октября 2008 года
А.М. СИМОНЕНКО
Симоненко Андрей Михайлович, юрист, правительство города Москвы.
30 апреля 1999 года
N 81-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОДЕКС
ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 26.05.2001 N 59-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,
от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ,
от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ,
от 14.07.2008 N 118-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 06.04.2004 N 7-П)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации
Комментарий к статье 1
Кодекс торгового мореплавания СССР, как и все законодательство СССР, был призван отвечать интересам плановой экономики, способствовать развитию социалистической системы хозяйства, в основе которой лежала государственная собственность.
Государственная собственность на морские транспортные средства определила направленность норм КТМ Союза ССР 1968 г. в части перевозки груза, которые были сориентированы на защиту интересов судовладельцев, являвшихся государственными предприятиями.
Вопросам государственного планирования и организации перевозок грузов была посвящена отдельная глава Кодекса. Плановый характер перевозок грузов способствовал созданию в КТМ Союза ССР 1968 г. двух видов норм: одни применялись к отношениям между советскими государствами, кооперативными и общественными организациями, другие - к отношениям с иностранными партнерами.
Отношения морских перевозок характеризовались конкуренцией норм главы VII "Планирование и организация перевозок грузов", отражавшей особенности правовых взаимоотношений социалистических организаций при осуществлении перевозок грузов, и главы VIII "Договор морской перевозки груза", рассчитанной в основном на регулирование отношений с участием иностранных лиц. Как отмечалось в комментарии к КТМ Союза ССР 1968 г., когда одни и те же вопросы решаются в этих двух главах по-разному (например, вопрос об установлении сроков погрузки и выгрузки), к отношениям между советскими организациями должны в соответствии с ч. 3 ст. 14 КТМ Союза ССР применяться правила главы VII, а не нормы о договоре перевозки груза, содержащиеся в главе VIII <1>.
--------------------------------
<1> Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР / Под ред. А.Л. Маковского. М., 1973. С. 27.
Объем диспозитивных норм при перевозках грузов во взаимоотношениях между отечественными организациями был неоправданно мал.
Перемены в государственной и экономической жизни страны, произошедшие в последние десятилетия, а также изменения в международно-правовом регулировании в области торгового мореплавания вызвали необходимость обновления законодательства, составляющего содержание устаревшего КТМ Союза ССР 1968 г.
Отсутствие закона, отвечающего современным требованиям регламентации деятельности в области торгового мореплавания, стало отрицательно сказываться на эффективности такой деятельности, в том числе в сфере морской перевозки груза.
В связи с этим началась подготовка проекта нового Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), который был принят 30 апреля 1999 г. и вступил в силу с 1 мая 1999 г. С его принятием была предпринята попытка учесть все те изменения, которые произошли в экономике и политике Российской Федерации в последние годы.
Подготовка КТМ РФ велась с учетом нового гражданского законодательства Российской Федерации. Нормы о договоре перевозки были включены в главу 40 "Перевозка" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), который в качестве части второй был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 декабря 1995 г. и введен в действие с 1 марта 1996 г. Принципиальным явилось положение ГК РФ (п. 1 ст. 2), согласно которому имущественные отношения основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Исходя из этого положения большинство правил, регулирующих перевозку груза, применяются, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Императивно закреплены лишь наиболее важные условия договора морской перевозки груза, например обязанность перевозчика привести судно в мореходное состояние (ст. 124 КТМ РФ), ответственность перевозчика (ст. 166 КТМ РФ).
В КТМ РФ 1999 г. нашли отражение и другие изменения гражданского законодательства. Получил официальное закрепление такой новый институт гражданского права, как удержание груза, который используется перевозчиками как основной инструмент защиты их прав, вытекающих из договора морской перевозки груза.
При подготовке КТМ РФ были учтены требования международных конвенций, к которым Россия присоединилась в последние годы. В частности, были изменены пределы ответственности перевозчика <2>.
--------------------------------
<2> Хаббибулаев А.Х. Зарождение нормативных основ о морской перевозке грузов в России // История государства и права. 2007. N 15.
Принятие КТМ РФ позволило определить новую систему законодательства, регулирующего отношения, вытекающие из отношений торгового мореплавания, уже на постсоветском пространстве.
В основе вертикальной структуры системы законодательства торгового мореплавания находится иерархическое построение его нормативных актов. И вот как это выглядит.
Федеральное законодательство о торговом мореплавании представляет собой единую взаимосвязанную подсистему законодательства. Ее составными элементами являются важнейшие акты, регулирующие транспортные отношения в системе торгового мореплавания. Такие акты принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.
Ядром законодательства о торговом мореплавании является кодификационный акт в виде КТМ РФ. Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более частные вопросы и находятся в иерархической зависимости от КТМ РФ.
Указы Президента и постановления Правительства РФ, принятые в развитие КТМ РФ, не должны противоречить ему или иному федеральному закону, регулирующему отношения в сфере торгового мореплавания.
Анализ норм ГК РФ и КТМ РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ и п. 2 ст. 1 КТМ РФ) позволяет сделать вывод о том, что положения гражданского законодательства применимы к имущественным отношениям торгового мореплавания лишь в той части, в какой они не урегулированы или не полностью регулируются КТМ РФ. Это объясняется следующим. В соответствии с ГК РФ (статья 2) гражданским законодательством регулируются договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения. ГК РФ - это прежде всего кодификационный акт, а КТМ РФ - кодификационный акт комплексного характера, содержащий как гражданско-правовые нормы, так и нормы других отраслей права. ГК РФ имеет для КТМ РФ в соответствующей его части общее значение, согласно прямому указанию на это в статье 1 КТМ РФ.
Статья 2. Понятие торгового мореплавания
Комментарий к статье 2
Торговое мореплавание - это исключительно деятельность, связанная с использованием судов для целей, неисчерпывающий перечень которых установлен комментируемой статьей. Этот перечень отличается от того, который был установлен КТМ СССР и включал в себя использование судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей.
Статья 3. Сфера применения правил, установленных настоящим Кодексом
Комментарий к статье 3
Статья устанавливает своего рода иерархию применения норм международного и национального законодательства. Так, применение КТМ РФ во время плавания морских судов как по морским путям, так и по внутренним водным путям становится возможным, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом. Кроме того, правила КТМ РФ подлежат применению и в отношении судов внутреннего плавания, а также судов смешанного плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям (в соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ под внутренними водными путями понимаются естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства) при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
В соответствии со статьей 29 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (принята 10 декабря 1982 г. в Мотего - Бее (Ямайка)) под военным кораблем понимается судно, принадлежащее вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине. Это определение относится и к российским военным кораблям. К другим судам, находящимся в собственности государства и эксплуатирующимся им только для правительственной некоммерческой службы, относятся, например, таможенные суда, пограничные корабли, суда, осуществляющие охрану водных биологических ресурсов, карантинной службы и т.п. Военные и вспомогательные суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые только для правительственной некоммерческой службы, а также некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства, обладают так называемым суверенным иммунитетом, т.е. иммунитетом от юрисдикции иностранного государства (уголовной, гражданской, административной); к ним не могут быть применены арест или задержание, другие принудительные меры (например, принудительная продажа).
Россия традиционно, как ранее и Советский Союз, придерживалась до последнего времени абсолютного государственного иммунитета, что нашло свое проявление во многих судебных делах в других государствах по искам к СССР и к России. Однако, в силу экономической заинтересованности, особенно с конца XX в., Россия, выступая как государство, во многих внешнеэкономических сделках, кредитных, инвестиционных и т.п., соглашалась на включение в контракты оговорок об отказе от использования своих иммунитетов. Само по себе это еще не означает отхода от концепции абсолютного иммунитета. Однако принципиальный сдвиг произошел с принятием в 1999 г. КТМ РФ. В отличие от ранее действовавшего КТМ СССР, иммунитеты не распространяются на государственные морские суда, используемые для коммерческих целей. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ 2002 г. (ст. 251) судебный иммунитет предоставляется только в отношении государства, "выступающего в качестве носителя власти".
Речь идет здесь не обо всей полноте государственного иммунитета, но лишь об одной из его составляющих - о судебном, т.е. процессуальном иммунитете, и можно говорить о том, что это, к примеру, не означает отказа от иммунитета государственной собственности <3>.
--------------------------------
<3> Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Статья 4. Перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации
Комментарий к статье 4
До вступления в силу Федерального закона от 20.12.2005 N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществлялись исключительно судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.
Важно иметь в виду, что перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, в случае, если для перевозок и буксировки требуется специализированный флот, отсутствующий в составе судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре Российской Федерации, необходимо обеспечить срочные перевозки и буксировку и невозможно осуществить это судами, зарегистрированными в Государственном судовом реестре Российской Федерации.
Перевозки и буксировка в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства, могут осуществляться только между портами, открытыми для захода иностранных судов. При этом разрешение на перевозку и буксировку в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов, выдается Федеральным агентством морского и речного транспорта в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации.
Статья 5. Государственное управление в области торгового мореплавания
Комментарий к статье 5
В пункте 1 комментируемой статьи речь идет о Министерстве транспорта РФ (является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых предприятий)), Федеральном агентстве морского и речного транспорта РФ (является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых предприятий, и специализированные порты) транспорта. Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет полномочия компетентного органа в области морского транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом. Находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации), Федеральном агентстве по рыболовству (Росрыболовство) (является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации; по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса; по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота).