Файл: ГрК_комм_Королев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2494

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 "Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию" (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 34, ст. 3375);

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 34, ст. 3367);

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 апреля 2006 г. N 78 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов" (Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, 2006, N 5) и др.

В часть 2 комментируемой статьи были внесены изменения Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации". В состав специальных норм законодательства, связанных с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий и имеющих приоритет над нормами законодательства о градостроительной деятельности, были включены новые правовые нормы об использовании атомной энергии.

Законодательство в области использования атомной энергии представлено следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552);

Указ Президента РФ от 2 июля 1996 г. N 1012 "О гарантиях безопасного и устойчивого функционирования атомной энергетики Российской Федерации" (СЗ РФ, 1996, N 28, ст. 3360);

Постановление Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 431 "О международном сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии" (СЗ РФ, 2004, N 35, ст. 3647);

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (в ред. от 14 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 32, ст. 3348);

Постановление Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 316 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по атомной энергии" (в ред. от 29 мая 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 27, ст. 2779);

Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 815 "Об утверждении Программы развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998 - 2005 годы и на период до 2010 года" (СЗ РФ, 1998, N 32, ст. 3879);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (в ред. от 5 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 49, ст. 5600);

Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" (в ред. от 26 января 2007 г.) (СЗ РФ, 1997, N 29, ст. 3528);


Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1992 г. N 1026 "Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации" (в ред. от 26 апреля 2001 г.) (САПИП РФ, 1993, N 1, ст. 66);

Постановление Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763 "О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики" (в ред. от 24 августа 2002 г.) (САПИП РФ, 1992, N 16, ст. 1256);

Приказ Федерального агентства по атомной энергии от 7 октября 2005 г. N 486 "Об утверждении Регламента Федерального агентства по атомной энергии" (БНА, 2006, N 9) и др.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает приоритет норм законодательства о градостроительной деятельности, применительно к градостроительным отношениям, в отношении с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом реализуется принцип, что при наличии общих и специальных норм в первую очередь должны применяться специальные правовые нормы.

Перечисленные отрасли законодательства могут содержать нормы права, затрагивающие градостроительные правоотношения. В этом случае, если законодательство о градостроительной деятельности не содержит каких-либо правил, регулирующих рассматриваемые отношения, применяются нормы иного законодательства, а в случае возникновения противоречия норм градостроительного и иного законодательства применяются нормы законодательства о градостроительной деятельности.


Статья 5. Субъекты градостроительных отношений


Комментарий к статье 5


Комментируемая статья определяет субъекты градостроительных отношений. К ним относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

В состав Российской Федерации входят 86 субъектов - республики, области, края, автономная область, автономные округа и города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ.

В настоящее время под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такое определение дает Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 21 июля 2005 г.). Необходимо иметь в виду, что в данный момент принят также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ с аналогичным названием. За исключением отдельных положений он начнет действовать с 1 января 2006 г. В этом Законе понятие муниципального образования дается следующим образом: муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.


Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вступают в градостроительные отношения через свои уполномоченные органы в пределах установленной компетенции.

В соответствии с Гражданским кодексом юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Под физическими лицами следует понимать как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. Вопросы гражданства регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 18 июля 2006 г.).

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.


Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности


Комментарий к статье 6


Глава 2 комментируемого Кодекса посвящена вопросам разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Статья 6 раскрывает полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации полномочия в области градостроительной деятельности на федеральном уровне осуществляют несколько органов государственной власти. Так, Министерство регионального развития Российской Федерации на основании Постановления Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40 (в ред. от 21 апреля 2006 г.) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.


Министерство регионального развития Российской Федерации принимает следующие нормативные правовые акты:

федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в области градостроительства;

порядок разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил;

порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 286 (в ред. от 19 мая 2005 г.). В соответствии с данным Постановлением Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству организует:

проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации;

подготовку и переподготовку специалистов в области архитектуры и градостроительства;

формирование и ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий для строительства.

Функции по инвентаризации объектов капитального строительства выполняет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Агентство также осуществляет ведение государственного градостроительного кадастра. Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 (в ред. от 15 ноября 2006 г.).

Комментируемой статьей выделяются следующие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

1. Подготовка и утверждение документов территориального планирования Российской Федерации.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.


Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области:

1) развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;

2) обороны страны и безопасности государства;

3) развития энергетики;

4) использования и охраны лесного фонда;

5) использования и охраны водных объектов;

6) развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;

7) защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

8) развития космической деятельности;

9) естественных монополий;

10) в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации областях.

2. Утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.

3. Техническое регулирование в области градостроительной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.