Файл: ГК_4_комм_ст1477-1515_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 907

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь же определены органы, в которые могут быть поданы возражения: по основаниям, предусмотренным подп. 1 - 5 п. 2 и п. 3 ст. 1512 ГК РФ, возражения подаются в палату по патентным спорам, а по основаниям, предусмотренным подп. 6 п. 2 ст. 1512 ГК РФ, - в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В настоящее время палата по патентным спорам является структурным подразделением Федерального государственного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности", которое находится в ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

В отличие от ранее действовавшего законодательства в комментируемой статье в качестве субъектов, имеющих право подачи возражений в палату по патентным спорам и в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, указаны не "любые лица", а "заинтересованные". Исключение составляет возражение, подаваемое по основанию, предусмотренному подп. 5 п. 2 ст. 1512 ГК РФ. Такое возражение подается заинтересованным обладателем исключительного права в одном из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г.

2. Процедуры рассмотрения этих документов в палате по патентным спорам включают следующие этапы: формальную проверку заявления или возражения; рассмотрение их по существу; оформление и вступление в силу решения коллегии. В случае если поступившее обращение отвечает условиям его подачи, палата выносит решение о принятии его к рассмотрению, которое вместе с уведомлением о принятии обращения к рассмотрению и назначении даты времени и места проведения коллегии палаты по патентным спорам направляется лицу, его подавшему. Одновременно с этим в адрес правообладателя направляется экземпляр заявления или возражения, на которое правообладатель обязан представить в палату по патентным спорам и в адрес заявителя мотивированный отзыв (см. также комментарии к ст. ст. 1248, 1387, 1398 ГК). В случае если поступившее в палату заявление или возражение и приложенные к нему документы не удовлетворяют условиям их подачи, лицу, подавшему заявление или возражение не позднее одного месяца со дня поступления в палату, направляется уведомление о том, что его обращение считается не принятым к рассмотрению. Решение об отказе в принятии к рассмотрению не препятствует повторному обращению в палату о том же предмете и по тем же основаниям. В случае отмены решения палаты по патентным спорам в судебном порядке заявление или возражение направляется на новое рассмотрение в ином составе коллегии палаты. Лица, участвующие в рассмотрении заявления или возражения, вправе знакомиться с материалами возражения или заявления; делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и участвовать в их исследовании, давать объяснения коллегии палаты по патентным спорам в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; отзывать поданное обращение на любом этапе до принятия палатой решения; заявлять ходатайства о восстановлении пропущенного срока; обжаловать решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.


Следует особо отметить, что после объявления резолютивной части решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности на заседании коллегии должностные лица федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности не вправе отменить или изменить его. Решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности по результатам рассмотрения возражения может быть оспорено в суде.

3. Пунктами 5, 6 комментируемой статьи установлены различные последствия признания регистрации товарного знака недействительной. Они связаны и с Государственным реестром товарных знаков, и с Перечнем общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков, и со свидетельством на товарный знак. Особо следует указать на последствие, связанное с действием лицензионных договоров, заключенных до принятия решения о признании предоставления правовой охраны товарному знаку недействительным. Если в течение срока действия регистрации право пользования товарным знаком было предоставлено в рамках лицензионного договора и этот договор частично исполнен сторонами, в том числе произведены предусмотренные договором оплаты, исполненное сохраняет свое действие. Наличие подобной регламентации представляется чрезвычайно важным и восполняет имевшийся ранее пробел в правовом регулировании.


Статья 1514. Прекращение правовой охраны товарного знака


Комментарий к статье 1514


1. При отсутствии своевременно поданного правообладателем заявления о продлении срока действия исключительного права на товарный знак (как это предусмотрено ст. 1491 ГК) в Государственный реестр вносится запись о прекращении правовой охраны данного товарного знака, а также осуществляется публикация этих сведений. При этом в адрес правообладателя уведомление с соответствующей информацией не направляется; не предусмотрено также принятие какого-либо решения. Таким образом, можно считать, что прекращение правовой охраны осуществляется по факту бездействия правообладателя в отличие от "активного" отказа от исключительного права на товарный знак.

2. При поступлении указанного в статье решения суда федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не принимая каких-либо дополнительных решений, вносит соответствующую запись о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в Государственный реестр товарных знаков. Он также публикует сведения о том, что правовая охрана данного коллективного знака прекращена.

3. Решение, упоминаемое в подп. 3 п. 1 комментируемой статьи, принимается палатой по патентным спорам и является результатом рассмотрения заявления заинтересованного лица, утверждающего, что данный товарный знак не используется в течение трех лет в отношении товаров, для которых он зарегистрирован (см. комментарий к ст. 1486 ГК).


4. Из содержания комментируемой статьи следует, что прекращение правовой охраны товарных знаков возможно по результатам рассмотрения заявлений и возражений не только в палате по патентным спорам, но и в самом федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Среди таких возражений и заявлений - возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку, если действия правообладателя, связанные с государственной регистрацией товарного знака, в установленном порядке признаны злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией; заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица - обладателя исключительного права на товарный знак или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя - правообладателя; отказ (заявление) от права на товарный знак; заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

В соответствии с действующим в настоящее время порядком в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявление или возражение рассматривается по существу коллегиальным составом в количестве не менее трех экспертов (специалистов) без участия заявителя (лица, подавшего возражение или заявление) в срок, не превышающий трех месяцев со дня принятия к рассмотрению. По результатам рассмотрения подготавливается мотивированное решение об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении. Оно подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Дата подписания решения является датой его принятия в соответствии с п. 1 ст. 1508 ГК РФ. Решение направляется лицу, подавшему заявление или возражение.

Сведения о принятом решении незамедлительно вносятся в Государственный реестр товарных знаков и публикуются в официальном бюллетене. Действие правовой охраны товарного знака считается прекратившимся со дня внесения соответствующих сведений в Государственный реестр.

5. В соответствии с действующим в настоящее время порядком к заявлению о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица - правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя - правообладателя заинтересованным лицом прилагаются документ, подтверждающий факт прекращения предпринимательской деятельности физического лица или ликвидации юридического лица, а также документ об уплате соответствующей пошлины.

6. Прекращение правовой охраны товарного знака по основанию, предусмотренному подп. 5 п. 1 комментируемой статьи, является довольно редким случаем. В случае незаинтересованности правообладателя в своем товарном знаке он чаще всего не продлевает срок его действия, и правовая охрана товарного знака прекращается в соответствии с подп. 1 п. 1 комментируемой статьи. В случае же, если возникает необходимость прекращения правовой охраны товарного знака, правообладатель направляет в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующее заявление. Процедура рассмотрения аналогична описанной в п. 4 настоящего комментария.


7. Прекращение правовой охраны товарного знака в связи с его превращением в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление, осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принятому на основании заявления заинтересованного лица, причем к такому заявлению должны прилагаться соответствующие материалы, свидетельствующие о том, что товарный знак превратился в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Подтверждением такого превращения могут являться применение обозначения в качестве наименования одного товара, производимого различными производителями, а также использование этого обозначения в качестве названия товара специалистами соответствующих производств, работниками торговли и потребителями. Процедура рассмотрения та же, что описана в п. 4 настоящего комментария.

8. Положения п. 2 комментируемой статьи свидетельствуют о том, что правовая охрана общеизвестного товарного знака может быть прекращена по основаниям, предусмотренным для "обычных" товарных знаков; однако в этом же пункте указано отдельное основание для прекращения правовой охраны общеизвестного товарного знака. Таким основанием является утрата общеизвестным товарным знаком признаков, установленных п. 1 ст. 1508 ГК РФ (см. комментарий).

9. Подход, изложенный в п. 3 комментируемой статьи, аналогичен подходам, используемым при отказе в регистрации товарных знаков, договоров об отчуждении исключительного права на товарный знак (см. комментарии к ст. ст. 1483, 1488 ГК).

10. Установление, содержащееся в п. 4 комментируемой статьи, означает, что правообладатель утрачивает право монопольно использовать товарный знак, запрещать его использование третьим лицам, а также распоряжаться принадлежащим ему товарным знаком.


7. Защита права на товарный знак


Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака


Комментарий к статье 1515


1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров. В Определении ВАС РФ от 31 октября 2008 г. N 10458/08 по делу N А40-9281/08-145-128 дается пояснение относительно понятия контрафакции применительно к праву на товарный знак по признаку незаконного размещения товарного знака на товарах, этикетках, упаковке товаров. При этом нормы о гражданско-правовой ответственности за незаконное использование товарного знака распространяются как на оборот контрафактных товаров, этикеток, упаковки товаров, так и на иные формы незаконного использования товарного знака, в том числе и в отношении предметов, не являющихся контрафактными товарами. При этом Суд пояснил, что совокупность мер гражданско-правовой ответственности за нарушение права на товарный знак составляет самостоятельный и достаточный комплекс средств для обеспечения защиты интересов правообладателя, в связи с чем применение мер публичной ответственности за такое нарушение не может преследовать цели защиты исключительно интересов правообладателя и должно быть направлено прежде всего на пресечение противоправного поведения, посягающего на публичный порядок, в частности на недопущение оборота контрафактных товаров.


2. Комментируемая статья определяет меры ответственности за незаконное использование товарного знака. Взыскание компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак, предусмотренное в п. 4, является одним из способов защиты, предусмотренных Кодексом, наряду с такими способами, как:

- признание права;

- пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- возмещение убытков;

- изъятие материального носителя;

- публикация решения суда;

- ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;

- другие меры, предусмотренные законодательными актами.

Согласно п. 3 ст. 1252 ГК РФ компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Размер компенсации определяется судом в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования товарного знака либо за допущенное правонарушение в целом.

Спорным является вопрос о применении в качестве меры защиты компенсации лицензиатом по договору исключительной лицензии. Согласно ст. 1254 ГК РФ, если нарушение третьими лицами исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, на использование которых выдана исключительная лицензия, затрагивает права лицензиата, полученные им на основании лицензионного договора, лицензиат может наряду с другими способами защиты защищать свои права способами, предусмотренными ст. ст. 1250, 1252 и 1253 настоящего Кодекса, что включает в себя и взыскание компенсации.

Пункт 43 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 разъясняет отдельные спорные вопросы, возникающие в связи с взысканием компенсации. Требование о взыскании компенсации носит имущественный характер. Несмотря на то что размер подлежащей взысканию компенсации определяется по усмотрению суда, в исковом заявлении должна быть указана цена иска в твердой сумме. Исходя из размера заявленного требования определяется подлежащая уплате государственная пошлина.

Если истцом не указана цена иска (размер требуемой компенсации), то суд выносит определение об оставлении соответствующего искового заявления без движения (ст. 136 ГПК, ст. 128 АПК).

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать размер понесенных убытков.

Рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, т.е. 10 тыс. рублей. Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также из соразмерности компенсации последствиям нарушения. Гражданский кодекс РФ не предусматривает право суда по своему усмотрению устанавливать размер компенсации, установленной подп. 2 п. 4 комментируемой статьи, что подтверждается и судебной практикой, в частности Определением ВАС РФ от 28 октября 2009 г. N ВАС-13447/09 по делу N А40-92386/08-110-840.